В статье раскрывается актуальность экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста на современном этапе развития общества. Рассматриваются разные формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с экономическим воспитанием как фактором социализации личности.
Ключевые слова: экономическое воспитание, социализация личности, старший дошкольный возраст, дидактические игры, трудовое воспитание, сюжетно-ролевые игры, сказка с экономическим содержанием, экономическая задача
Актуальность проблемы экономического воспитания обусловлена перестройкой социально-экономической жизни в России, попытка перехода к рыночной экономике потребовала новых экономических знаний, соответствующих данному типу экономической культуры. Современный этап развития экономических отношений в Российской Федерации позволяет констатировать, что рассматриваемый вопрос приобрел особую актуальность. Сегодня, когда миром правит рыночная экономика, когда в СМИ говорят об экономической «революции», изменении отношений между производителями и потребителями, ребенок все чаще встречается с экономическими понятиями.
Общеизвестный факт — дети быстро адаптируются ко всему новому. Современным детям, предстоит жить в меняющемся мире, в котором экономика играет важнейшею роль. А значит, следует научить их правильно ориентироваться в этом пространстве, творчески подходить к решению возникающих вопросов, самостоятельности.
Экономическое воспитание дошкольников выступают как фактор социализации личности и позволяет сформировать их экономический кругозор, освоить представления и понятия, связанные с данной наукой, приобрести такие качества, как трудолюбие, деловитость, бережливость.
В отечественной педагогике проблемой экономического воспитания дошкольников занимались многие ученые: экономическое воспитание детей (Н. Л. Беляева, А. А. Смоленцева,); формирование основ экономической культуры (Е. А. Курак); становление экономической социализации детей (Е. В. Козлова); формирование у детей дошкольного возраста экономических представлений (Л. Н. Галкина); осознание экономических понятий (Л. А. Голуб).
Согласно ФГОС ДО деятельность детских дошкольных учреждений, направлена на всестороннее развитие ребенка с последующей постепенной социализацией в обществе. А это невозможно без экономического воспитания подрастающего поколения. Конечно, дети получают информацию из внешнего мира, но как ее правильно интерпретировать — не знают. Поэтому задачей воспитателей, а также родителей дошкольника является научить ребенка ориентировать в экономической среде современного общества.
Информация о социальной действительности затрагивает не только ум, но и душу ребенка, оказывая огромное воздействие на его формирующуюся личность. Задача взрослых — помочь современным дошкольникам жить в веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а, значит, строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно, чем предыдущие поколения [2].
Проблема экономического воспитания не нова. Ещё Я. А. Коменский в свою книгу «Материнская школа» включает «экономические познания», то есть, доступное детям понимание управления домашним хозяйством. Уже на четвертом и пятом году детей следует приучать к бережливости. Дети должны узнавать суть вещей для жизни, «постепенно открывать глаза на маленькие вещи, чтобы не остались слепыми в больших». Огромную роль Я. А. Коменский отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкли «избегать ленивого досуга». Наряду с решением многих задач, Я. А. Коменский ставит цель широкого ознакомления детей с богатством окружающего вещного, предметного мира на уровне чувственного и действенного его познания. Экономическое и трудовое воспитание он видит только в связи с нравственным и рекомендует воспитывать с детства трудолюбие, умеренность, справедливость, щедрость [1].
Вопросы экономического воспитания занимали одно из ведущих мест и в педагогической системе А. С. Макаренко. В своей работе «Семейное хозяйство» он пишет, что «из каждого ребёнка должен вырасти не только хороший, честный человек, но и хороший, честный хозяин». Для этого ребёнок обязательно должен приобщаться к хозяйственным делам. А. С. Макаренко указывает, какими путями можно и необходимо воспитывать у детей бережливость, заботливость, ответственность: через знакомство с трудом родителей, формирование знаний о том, откуда берутся деньги, объяснения, что такое работа. Необходимо знакомить ребенка с семейным бюджетом, нуждами семьи, приучать разумно пользоваться вещами, не допускать, чтобы вещи руководили им [1].
Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, но и формирует деловые качества личности (А. Д. Шатова [4]). Экономическое воспитание — целенаправленный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, ориентированный на усвоение доступных возрасту элементарных экономических понятий, формирование моральных чувств и морально-экономических качеств, необходимых для успешной экономической деятельности, развитие интереса к экономической сфере жизни, формирование навыков социально-экономического поведения. В современных условиях экономическое воспитание является важным фактором экономического образования человека и всей социализации.
Под экономическим воспитанием детей дошкольного возраста понимается педагогический процесс, направленный на формирование нравственно-экономических качеств личности — бережливости, ответственности, деловитости, предприимчивости, а также усвоение знаний об экономической жизни людей, ориентированных на ценностные установки [4].
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Основа экономического воспитания — трудовое воспитание. При этом следует обратить внимание на мотивы, побуждающие ребенка к труду, его отношение к результату труда, заинтересованность в качественном выполнении порученной работы и своих обязанностей. Определяющим компонентом экономического воспитания является результат труда, благодаря которому создается предметный, «рукотворный мир», поэтому важно, на какой ступени дошкольного возраста у ребёнка возникает интерес и желание созидать, осознавать значимость своего труда и труда других людей [3].
Формирование элементарного экономического опыта наиболее удачно происходит в процессе игровой деятельности дошкольников, поскольку именно в игре у ребенка возникает возможность самостоятельно проверить свои знания, применить их на практике, а также расширить свой опыт методом проб и ошибок, при условии обязательного исправления собственных ошибок. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-ролевые игры. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой форме позитивно сказывается и на качестве их усвоения [4].
В процессе сюжетно-ролевой игры («Семья», «Строители», «Аптека», «Парикмахерская» и др.) устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. Дети знают, что многие профессии взаимосвязаны, какими профессиями богат наш город. Благодаря этим знаниям у детей формируется положительное отношение к труду. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство. Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Так, например, играя в «Туристическое агентство», дети знакомятся с деньгами (валютой) других стран, историей денег, а, значит, и с историей страны.
Большие воспитательные возможности содержат произведения детской художественной литературы, которые насыщены ценным познавательным материалом об отношении героев к процессу изготовления товаров.
Существует много художественных произведений («Экономическая для детей и взрослых» И. Шведова, «Бизнес крокодила Гены» Э. Успенский, «Золотой ключик» А. Н. Толстой и др.) и дидактических игр с экономическим содержанием («Кем быть?», «Маленькие покупки», «Монополия»), адресованных дошкольникам и младшим школьникам. Они направлены на ознакомление детей с экономическими понятиями, категориями, законами, в них уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Так, после чтения сказки «Морозко» вопрос «Почему старикова дочь возвратилась с прибылью, а мачехина — с убытками?» заставляет дошкольников задуматься над таким свойством, как трудолюбие, высказать осуждение трудовой нерадивости Ленивицы, поразмышлять, к чему могут привести лень и недобросовестность. Знакомясь со сказкой «Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенского, дети рассуждают о таких качествах, как хозяйственность, расчетливость. На примере стихотворения С. Михалкова «Как мужик корову продавал» дошкольники знакомятся с рекламой. Многие пословицы и поговорки содержат идеи экономической целесообразности, отношения к труду («Каков работник, такова ему и плата», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и др.).
Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и, в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным для детей. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я», помогают ему сделать первый шаг в экономику.
Литература:
- Егоров С. Ф., Лыков С. В., Волобуева Л. М. Введение в историю дошкольной педагогики. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 320 с.
- Загуменная Л. А. Социально-личностное развитие дошкольников. Старшая группа — М.: ТЦ «Сфера», 2010. — 231с.
- Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 416 с.
- Шатова А. Д. Дошкольник и… экономика: Программа. — М.: Просвещение, 1996. — 45 с.

