Автор: Мустафаева Зулейже Наримановна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)

Дата публикации: 07.05.2017

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Мустафаева З. Н. Педагогические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами лепки [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 42-45. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12421/ (дата обращения: 18.12.2017).



В статье рассматриваются педагогические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами лепки, раскрывается парадигма художественно-эстетического воспитания в практике дошкольного образования и современных требований ФГОС ДО.

Ключевые слова: развитие, дети дошкольного возраста, ДОУ, художественно-эстетическое воспитание, лепка

Одна из важных задач в области образования — эстетическое воспитание детей, создание условий для проявления творческой активности каждого ребенка. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов. Это способствует формированию духовно богатой гармонически развитой личности.

Развитие творческой активности у детей — сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает знакомство с народным прикладным творчеством.

Об эстетическом воспитании написано много интересных и ценных в методическом отношении книг и статей. На сегодня возникла необходимость взглянуть на предшествующий опыт с современной позиции, актуализировать некоторые проблемы.

Значение изобразительной деятельности, изобразительного творчества детей в воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт). Так В. Лоунфельд (США) называет изобразительное творчество интеллектуальной деятельностью. Указывая также на важную роль его в эмоциональном развитии ребенка.

В последние годы уделяется все больше внимания развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Использование в эстетическом развитии ребенка различных видов искусства дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект (С. М. Вайнерман, А. А. Грибовская, Т. Н. Доронова, А. В. Дубровская, О. П. Карачунская, Т. С. Комарова, О. А. Лебедева).

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Данный вид изобразительной деятельности является одним из любимых для детей в детском саду. Лепка наиболее полно отвечает возрастным особенностям детей дошкольного возраста, удовлетворяя их потребность в активной деятельности, даёт возможность отражать свои мысли и чувства об окружающей действительности в объемных художественных формах. И педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышление и воображение, учит детей способам создания изображений, средствам их выразительного решения [4, с.25].

По мнению психологов Игнатьева Е. В., Венгера Л. А., Мухиной В. С., Запорожца А. В., Якобсон С. Г. лепка развивает у детей сенсомоторику, наблюдательность, воображение, творческие способности, вырабатывает более полные представления, укрепляет зрительную память.

Исследования многих педагогов, в том числе Халезовой Н. Б., Курочкиной Н. Б., Пантюхиной Г. В. показывают, что уже в дошкольном возрасте занятия лепкой открывают для детей большие возможности для гармоничного развития. Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в игровых ситуациях, значительно обогащают жизненный опыт ребенка. Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развивается сенсомоторика и изобразительные способности.

Доказано, что именно лепка в среднем дошкольном возрасте является наиболее доступным и полезным видом деятельности. Занятия лепкой способствуют приобретению возможности изображать предметы и явления действительности. А это позволяет активно, творчески выражать впечатления от жизни, своё понимание, своё эмоциональное отношение.

Развитие сенсомоторики детей в лепке связано со способностью дошкольников создать зрительный образ своей будущей работы и умения воплощать его в лепке, что, в свою очередь находится в зависимости от возрастных анатомо-психологических особенностей детей.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений [1, с.9]; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность».

Творчество — психический процесс создания новых ценностей, деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонент умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей [2, с.8].

Творчество как процесс вначале рассматривалось на основании самоотчетов деятелей искусства и науки, в которых особая роль отводилась озарению, вдохновению и сходным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли [3, с.15].

Таким образом, в самом общем виде определение «творческая деятельность» выглядит следующим образом. Творческая деятельность — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т. д.

Для успешного педагогического руководства процессом формирования творческой активности дошкольника требуется, прежде всего, анализ самого понятия «творческая активность», определение ее структуры, содержания, критериев сформированности. Такой анализ дает возможность конкретизировать задачи воспитательной работы, исходя из данного понятия. С этой целью можно обратиться к интерпретации его сущности в психолого-педагогической литературе.

Художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, умение правильно понимать и оценивать его. Художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению и без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.

Для того чтобы определить концептуальный подход к изучаемой проблеме представляется необходимым выявить составляющие предмета исследования и охарактеризовать их. Определение «творческая активность» включает в себя две категории — активность и творчество. Категория «активность» является более широкой по содержанию, чем категория «творческая активность».

Анализ множества научных работ, посвященных изучению творческой активности, свидетельствует о том, что в науке нет единого определения данного понятия. Это объясняется, во-первых, сложным характером явления творческой активности, ее многоплановостью, противоречивостью, специфичностью ее проявления в разных видах деятельности у детей различных возрастов; во-вторых, теоретической позицией исследователя.

Творческая активность детей дошкольного возраста понимается как способность активизировать свою мыслительную деятельность, направив ее на достижение поставленной цели, создание продукта деятельности. Она проявляется в творческой деятельности. Ей присущи самостоятельность мышления, независимость суждений, поиск подлинных ценностей личности. Качества: высокий познавательный потенциал, любознательность, разнообразие интересов, интеллектуальность [1, с.22].

Творческая активность — деятельность, направленная на решение нестереотипных производственных задач, способствующая повышению качественных и количественных результатов труда. Творчески активная личность должна быть полностью адаптирована к среде. Регуляция и саморегуляция творческой деятельности не только индивидуально своеобразна, но и социально типична. Творчески активная личность всегда ориентирована на будущее. Ведь именно прошлое и настоящее определяют, какое будет будущее. Без будущего нет творчества. Только в этом случае творческая деятельность будет содержать элементы неожиданности, непредсказуемости, импровизации, озарения.

Основы творческой активности закладываются в дошкольном возрасте, являющемся наиболее сензитивным для формирования данного качества личности. Творческая активность детей дошкольного возраста — это свободный полёт воображения, способность к фантазии, интуиция, которые могут вылиться в изобретения и открытия.

Анализ творческой активности учитывает ее интерес к творческому делу, фактическое участие в творческом деле, проявление инициативы на протяжении всей подготовки и проведении, оказании помощи другим [1, с.8]. В этом случае творческая активность выступает как набор отдельных характеристик личности ребенка, как коллекция личностных особенностей.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегестрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) режим доступа://www/firo.ru/? page_id=11678
  2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. —334с.
  3. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности [Текст]/ Рузанова Ю. В. — М.: Сфера, 2010. — 256 с. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.biblio-globus.us/description.aspx?product_no=9141276
  4. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду./Сакулина Н. П., Комарова Т. С. -М.: Педагогика, 1982. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bookre.org/reader?file=386199
Основные термины (генерируются автоматически): творческой активности, детей дошкольного возраста, творческой деятельности, творческой активности детей, активности детей дошкольного, развития творческой активности, активность детей дошкольного, изобразительной деятельности, дошкольного возраста средствами, основы развития творческой, дошкольного образования, Творческая активность детей, возраста средствами лепки, творческой деятельности детей, дошкольном возрасте, проявления творческой активности, Развитие творческой активности, «творческая активность», творческой активности дошкольника, Основы творческой активности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос