Автор: Аганова Ирина Борисовна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)

Дата публикации: 02.05.2017

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Аганова И. Б. Возможности драматизации в условиях детского сада [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 10-11. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12392/ (дата обращения: 12.12.2017).



Учитывая психологические и возрастные особенности дошкольников и их желание познавать новое, умение мгновенно перевоплощаться, принимать предлагаемый воспитателем образ, просто необходимо сделать занятия эмоционально насыщенными. И этого можно добиться, активно используя элементы драматизации в своей работе.

Мы считаем, что старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для использования драматических постановок. Для этого возраста характерны острота и свежесть восприятия, любознательность, яркость воображения. Внимание ребенка уже относительно длительно и устойчиво. Память его также достаточно развита: легко и прочно запоминает он то, что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами. Ребенок уже эмпирически владеет некоторыми приемами рационального запоминания и заучивания. Хорошо развита у детей старшего дошкольного возраста наглядно-образная память; кроме того имеются все предпосылки для развития и словесно-логической памяти. Повышается эффективность осмысленного запоминания. В возрасте 5–7 лет восприимчивость к запоминанию и имитации у детей наиболее высокая, их мозг способен вмещать массу информации и свободно ее усваивать.

Речь ребенка старшего дошкольного возраста также довольно развита. Она, в известной степени, грамматически правильна и выразительна. Запас слов достаточно велик. Ребенок может в относительно широких пределах понимать услышанное, связно излагать свои мысли, способен к элементарным умственным операциям — сравнению, обобщению и т. д.

Таким образом, возможности детей старшего дошкольного возраста достаточно велики, чтобы использовать драматизацию или ее элементы в детском саду.

Кроме того, у ребенка сформированы и личностные проявления: дети обладают определенной настойчивостью, могут ставить перед собой цели и достигать их, им свойственны первые проявления чувства ответственности, долга. Ребенок старшего дошкольного возраста уже имеет небольшой опыт управления своими чувствами, опыт оценки отдельных своих действий и поступков. Это — объективная психологическая готовность ребенка к обучению.

Следует подчеркнуть и другую сторону — максимальное стремление к творческой активности у детей старшего дошкольного возраста. Для ребенка с самого раннего детства характерно проявление творчества, так как оно является нормой развития. Реализация творческих способностей делает его жизнь более богатой и содержательной, оказывает значительное влияние на учебно-воспитательный процесс в целом.

По мнению Л. С. Выготского, ближе всего к детскому творчеству стоит театральное творчество. И это вполне понятно, так как «оно основано на действии, совершаемом самим ребенком, и непосредственно связывает художественное творчество и личные переживания» [2, с. 3].

Необходимо отметить, что любой спектакль — это коллективный труд, совместное творчество. Общее интересное дело оказывает большое воспитательное воздействие на дошкольников: дети становятся добрее, отзывчивее, самостоятельнее, у них появляется чувство взаимной ответственности, формируется умение взаимодействовать в коллективе.

Кроме этого, драматизация обладает большим воспитательным и образовательным потенциалом, поскольку в ней синтезируются многие виды искусства; она объединяет художественное чтение, пение, танцы.

Мы считаем, что особое место на занятиях со старшими дошкольниками должна занять именно драматизация. Эта форма работы наиболее привлекает детей, так как отвечает их внутренним потребностям в творческой активности. В процессе драматизации дети совершенствуют умения и навыки диалогической речи, учатся выразительно читать свои роли, овладевают некоторыми элементами сценической грамоты. По мнению Беркут О. В., «подготовка драматизации развивает творческое воображение и художественный вкус» [1, с. 64].

Как правило, драматизация на начальном этапе может иметь характер ролевой игры, в ходе которой творчество учеников проявляется, прежде всего, в воспроизводящей деятельности по образцу. Важным условием ее эффективности являются заинтересованность детей и достаточный уровень их речевой компетентности. Одним из способов усиления личностного отношения дошкольников к драматизируемым событиям, повышающим мотивированность их деятельности и эмоциональный тонус, является отбор материала (диалоги, ситуации, тексты), в котором отражены события из жизни детей, их близких, а также любимых детских персонажей.

Важно, чтобы все дети могли попробовать себя в новом жанре, убедиться в своих силах и почувствовать естественную среду для использования родного языка.

Мы также считаем, что руководство таким видом деятельности, как драматизация, предъявляет особые требования к воспитателю детского сада в плане повышения уровня владения интонацией, диапазоном голоса, мимикой, жестами. Стремясь развить у детей сценические качества, способность к экспромту, он также должен быть постоянно готовым продемонстрировать им возможные варианты воплощения роли, построения мизансцен, художественного оформления. В постановке драматизаций ни одно, даже самое совершенное техническое средство, не в состоянии заменить воздействие личности воспитателя на формирование юных дарований и развитие у них творческих способностей.

Специфика драматизации заключается в том, что одновременно с отработкой речевой стороны материала ведется работа над его сценическим воплощением. Мы считаем, что необходимо показать юным артистам, как правильно двигаться по ходу разыгрываемого диалога, владеть жестами и мимикой, говорить громко с хорошей дикцией так, чтобы было слышно зрителям.

В качестве эффективного приема подготовки детей к драматизации можно сообщить им ситуацию в устной форме и попросить жестами и мимикой передать ее содержание.

Особого внимания при подготовке спектакля, сценки заслуживает оформление: декорации, костюмы, музыка, которые несут в себе большое смысловое значение. Так, например, специально подобранная музыка помогает передать настроение героев, улучшает пластику движений «актеров», развивает у детей умение слушать и координировать свои движения. Глубокие эмоциональные переживания, навеянные музыкой, усиливают эффект, достигнутый изобразительными средствами спектакля. Кроме того, разучивая песенки, включенные в содержание инсценировок, дошкольники знакомятся с музыкальной культурой.

Умелый подбор декораций и костюмов участников также очень важен. На наш взгляд, более эффективным в воспитательным плане будет подход, когда ребята сами помогают изготавливать декорации и костюмы. Воспитатель здесь выступает в качестве консультанта и помощника. Он может, к примеру, проинформировать ребят об особенностях быта персонажей, их манеры одеваться в тот или иной промежуток времени, показав иллюстрации, сделав краткое сообщение в доступной для детей форме.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что при подготовке и показе драматической постановки у дошкольников развиваются такие психические процессы как внимание, воображение, мышление, память; совершенствуются речевые навыки; развивается слух, художественный вкус, творческое воображение, вокально-хоровые навыки.

Использование драматизации способствует также формированию положительной мотивации к учению в целом, совершенствованию коммуникативных умений и навыков, обогащению словарного запаса, расширению представлений о культуре, литературе, музыке, обычаях и традициях.

Литература:

  1. Беркут, О. В. Возможности драматизации во внеклассной воспитательной работе по иностранному языку в начальной школе [Текст] / О. В. Беркут // Актуальные проблемы раннего иноязычного образования: материалы научно-практического семинара. — Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2007. — 181 с.
  2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк [Текст]: книга для учителя / Л. С. Выготский. — Изд. 3-е. — М., 1991. — 93 с.
Основные термины (генерируются автоматически): старшего дошкольного возраста, детей старшего дошкольного, Возможности драматизации, процессе драматизации дети, элементы драматизации, творческое воображение, ребенка старшего дошкольного, Ребенок старшего дошкольного, «подготовка драматизации, Специфика драматизации, дошкольного возраста наглядно-образная, возможности детей старшего, Использование драматизации, детского сада, творческой активности, творческих способностей, возрастные особенности дошкольников, возраста характерны острота, личностного отношения дошкольников, психологическая готовность ребенка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос