Автор: Кардаш Людмила Ивановна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)

Дата публикации: 02.05.2017

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Кардаш Л. И. Экологический проект на тему «Растения-фитотерапевты» для детей подготовительной к школе группы [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 30-32.



Проблемой развития экологических знаний детей был заинтересован великий русский педагог К. Д. Ушинский. Он призывал расширить общение ребенка с природой и недоумевал: «странно, что воспитательное влияние природы …так мало оценено в педагогике». По мнению современных педагогов и психологов, в рисовании, лепке, аппликации ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Экологическое воспитание и образование — это необходимость нашего времени: «детям и взрослым надо раскрывать суть биосферных процессов, показывать связь человека с природой, его зависимость от нее, раскрывать законы природы, ее гармонию и красоту» (программа Е. Рылеевой «Открой себя»). Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы (программа Н. А. Рыжовой «Наш дом — природа», «Добро пожаловать в экологию» О. А. Воронович, С. Н. Николаева «Юный эколог»).

Дошкольники проявляют повышенный интерес к окружающей среде, но «…из-за отсутствия целенаправленной и единой работы детских садов, семьи и общественности у многих 5–6-летних детей формируется негативное отношение к некоторым ее объектам — в большинстве своем к насекомым, земноводным, растениям, что приводит к неправильным действиям детей. Они считают их «вредными», ненужными, не понимая их значения ни для человека, ни для окружающей среды» (Н. А. Рыжова). Поэтому одна из приоритетных задач — это экологическое воспитание.

Гипотеза: если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: сформировать представления детей о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи проекта:

− уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования;

− наблюдать за объектами природы, показывать их разнообразие и множество;

− обучать правилам поведения в окружающем мире;

− формировать человека, который на первое место ставит охрану жизни и среды обитания.

Этапы осуществления проекта:

− подготовительный этап;

− основной этап;

− заключительный этап.

Подготовительный этап:

составление перспективного плана мероприятий по теме;

− подбор методической и художественной литературы;

− создание развивающей среды: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий;

изготовление пособий по теме «Растения-фитотерапевты»;

− работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;

− разработка бесед, викторины.

Реализация проекта.

Таблица 1

Познавательная деятельность

Жалобная книга природы (жалоба лекарственных растений)

Беседа «Лекарственные растения»

Беседа «Что мы знаем о девясиле?»

Рассказ-беседа о целебных свойствах мяты

Целебный отвар. Рассказать детям о целебных свойствах календулы

Экскурсия в уголок лекарственных растений

Беседа «Для чего нужны лекарственные растения?»

Занятие «В гостях у Доктора Айболита»

Беседа «Друг или враг?»

Наблюдение «Наш верный друг — подорожник»

Викторина «Знатоки лечебных трав»

Рассматривание альбома «Зелёная аптека»

Занятие — «Сказки старого подорожника»

Продуктивная деятельность

Рисование «Наш друг — подорожник»

Рисование «Солнечная календула»

Аппликация «Ромашковое поле»

Аппликация «Букет лекарственных растений»

Рисование «Чудо — растения»

Рисование «Здравствуй, маленький цветок»

Сбор листьев мать-и-мачехи

Заготовка корней девясила

Сбор мяты

Заготовка листьев подорожника

Сбор цветков календулы

Художественно-речевая деятельность

Чтение литературных произведений:

Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»;

Н. Павлова «Загадки цветов»;

А. Плешакова «Зеленые страницы»;

А. Онегова «Тропинка полевая»;

А. Плешакова «Зеленые страницы»;

Заучивание загадок и стихов о растениях

Экологические сказки-истории: «Спор лекарственных растений с розами», «Кто важнее?»

Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»

Сказка «Жила-была мать-и-мачеха»

Конкурс сказок, рассказов, загадок, придуманных детьми и их родителями

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Съедобное — Несъедобное»;

«Вершки и корешки»;

«Что лечит это растение?»;

«Часть какого растения?»;

«Узнай растение»;

«Фитодоктор»;

«Вылечи человека»

Подвижные игры: «Цветы и ветерок»;

«Цветок-имя»;

«Узнай по описанию»;

«Садовник у нас на участке»;

«Бал цветов»

Поисково-исследовательская деятельность

Составление рассказа «Путешествие семечки» (схематическое изображение)

Сбор информации о различных видах мяты (совместно с родителями). Обобщение полученных данных.

Посев семян на грядке, наблюдение за ростом растений и уход за ними

Наблюдения в уголке лекарственных растений

«На участке ищем полезные растения»

«Где лучше посадить растения?»

Составление схем «Что лечит растение»

Работа сдетьми.

Работа сродителями.

  1. Ширма «Лекарственные растения при лечении ОРВИ»
  2. Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав»
  3. Памятка «Правила сбора лекарственных растений»
  4. Оформление альбома «Зеленая аптека»
  5. Подбор полезных рецептов с использованием лекарственных растений

Презентация проекта.

  1. Выставка рисунков «Наш друг — подорожник»
  2. Выставка рисунков «Чудо — растения»
  3. Альбом «Зеленая аптека»
  4. Консультации для родителей
  5. Дидактическая игра «Фитодоктор»
  6. Загадки о лекарственных растениях
  7. Викторина «Знатоки лечебных трав»
  8. Статья в экологической газете «Экологический вестник»
  9. Акция «Необычное семечко»

Результаты реализации проекта:

− осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека;

− у детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе;

− сформировались знания о лекарственных растениях;

− обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания

Литература:

  1. Комарова Т. С. Детское творчество: что под этим следует понимать? Дошкольное воспитание, 2005. № 2.
  2. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Воспитание дошкольников, 2000. № 7.
Основные термины (генерируются автоматически): экологическом воспитании дошкольников, воспитательное влияние природы, неправильным действиям детей, экологических знаний детей, экологических закономерностей природы, Инновационные педагогические технологии, сохранении здоровья человека, материалы vi Междунар, великий русский педагог, Этапы осуществления проекта, обыкновенные растения ближайшего, «…из-за отсутствия целенаправленной, Ознакомление дошкольников, мнению современных педагогов, Николаева «Юный эколог», названиях лекарственных растений, Воспитание дошкольников, Рыжовой «Наш дом, детей подготовительной, единой работы детских.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос