Авторы: Соловьёва Елена Валерьевна, Юшинова Лейла Янарсовна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)

Дата публикации: 05.05.2017

Статья просмотрена: 112 раз

Библиографическое описание:

Соловьёва Е. В., Юшинова Л. Я. Легенды и предания земли белгородской [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 83-86.



Сбор легенд и преданий Прохоровского района; встреча с «хранителями» истории и запись их рассказов для потомков.

Ключевые слова: Белгородская засечная черта, граница Древней Руси, Муравский шлях, Прохоровское поле, село Сагайдачное, Думчий курган, Лучковская земля, Красная Яруга

Одним из направлений в воспитания личности имеющей нравственные ориентиры, способной отличать «добро» от «зла», принимать самостоятельные правильные решения, приносящей пользу обществу, патриота, личности — свято хранящей обычаи и традиции своего народа, с уважением относящейся к другим народам, их обычаям и традициям являются встречи с «хранителями» истории и запись их рассказов для потомков.

Прохоровский район

Прохоровский район Белгородской области — красивый, дивный уголок земли! Из-под меловых круч здесь бьют сотни родников, которые, сливаясь воедино, дают начало таким рекам, как Северский Донец и Сеймица. Здесь истоки двух могучих рек — Днепра и Дона. Это уникальное место исстари привлекало людей. Когда-то на этих землях жило гордое племя северян. Приставали к пристаням корабли, шла бойкая торговля. Здесь проходили торговые пути, по древним тропам («шляхам») пробирались в сердце России непрошенные гости — татары и половцы. Этому способствовали не только удобные, скрытые балками дороги, но и реки, родники, позволявшие в те времена поить коней, да и то, что Днепровский и Донской бассейны здесь отделены друг от друга всего на несколько километров, по этим просторам шли дружины русичей на смертный бой «за землю Русскую»!

К великому сожалению, обмелели не только реки и родники, но и память людская. Другая река, под названием «Время» унесла истории о наших предках, о тех, кто прокладывал здесь первые пути, кто отвоевывал и охранял этот порубежный край. По сути, через земли прохоровской земли пролегла граница Древней Руси. Отсюда простиралось Дикое Поле. В приходских окладных книгах Курской десятины говорится о том, что только в 1645 году было татарами разорено 9 церквей. «Церковь разорена от крымских людей, поп взят в полон и приходских людей никого нет». В том же 1645 году 100 ногайцев перешли Сейм и появились в 3–10 верстах от Курска. Воеводы отбили пленных 3446 человек. Потери за этот набег составили 1647 человек. За первые пятьдесят лет XVI века было совершено сорок три зафиксированных документами крупных набега. Чтобы обезопасить Русь, здесь, через эти земли, пройдёт граница –Белгородская засечная черта с городами-крепостями. После возведения этих крепостей татары стали избегать Муравского шляха, он сделался главным путём для направлявшихся в Крым.

Пройдут годы, прошумят столетия над моей землёй. Вновь доблесть и массовый героизм покажут русские люди во время Великой Отечественной войны, станет известно всему миру тем, что здесь произошло величайшее за всю историю России Танковое сражение, которое явилось переломным моментом во второй мировой войне. Разрушенный до основания район будет заново возрождаться к жизни. Люди бережно сохранят рассказы предков о былом. Из глубин человеческой памяти, этого неиссякаемого родника, будут прорываться легенды и предания. Ведь так важно знать, кто ты, откуда ты родом, кто твои предки, что интересного хранит история твоего края.

Время безжалостно стирает следы истории, теряются и исчезают старинные артефакты. Всё меньше становится тех людей, которые по крупицам берегут воспоминания о прошлом, рассказанные им ещё их предками. Вот именно поэтому и было решено организовать этнографическую экспедицию, цель которой:

‒ сбор легенд и преданий Прохоровского района;

‒ встреча с «хранителями» истории и запись их рассказов для потомков.

Легенды оназвании села Сагайдачное, (записаны со слов учителя истории, старожила сагайдаченской земли ИонинаС.А.)

Версия 1. Данная версия имеет довольно длинную цепочку. Село получило свое название от Сагайдаченской Плоты (истока реки Северский Донец, проходящего через территорию села), которая названа по одноименному шляху, а вот его название произошло от имени гетмана П. К. Сагайдачного.

Версия 2. Название села Сагайдачное произошло от слова «сагайдак» (чехол для лука). И это не случайно, ведь в древние времена через земли Прохоровского района проходила Белгородская Засечная Черта.

Версия 3. В стародавние времена через земли Прохоровского района проходила множество шляхов (в старину шляхами называли степные дороги, по которым кочевники совершали набеги на славянские поселения). Вот и мимо села Сагайдачное проходил шлях. По преданию, по этой дороге шёл завоёвывать Москву в 1617 году гетман Запорожского войска Пётр Кононович Сагайдачный.

Земли нашего района известны тем, что в стародавние времена здесь проходило несколько шляхов. Так, Бакаев шлях назван по имени Бакая-мурзы, предводителя крымских татар; Изюмский шлях начинался у верховий реки Ораш, где отделялся от Муравского шляха, пересекал по Изюмскому броду Северский Донец (современное Призначное); Кальмиусский шлях — начинался в верховье реки Кальмиус; Муравский шлях — один из главных путей нападения крымских татар на Великое княжество Московское. В пределах Белгородской земли, где полукочевала Большая Орда, бывал преподобный Пафнутий (Пахнуций), чтобы рассказать о православной вере. Именно поэтому Пахнуцкий шлях получил своё название от имени святого Пафнутия.

В старину шляхами называли степные дороги, по которым степные кочевники совершали свои набеги на славянские поселения, а позже по этим тропам шли русские дружины. Современные жители уже не помнят названий, которые хранит седая память родной земли. Вот и село Сагайдачное, протянувшееся вдоль дороги, взяло своё название от проходившего по этим местам Сагайдаченского шляха.

По преданию, по шляху, который проходил мимо небольшого села, шёл завоёвывать Москву в 1617 году гетман Запорожского войска Пётр Кононович Сагайдачный. Было жаркое лето и войско изнывало от жажды. Гетман приказал остановиться на ровном плато у водного источника и немного дать отдохнуть себе и коням своим. Народ решил назвать дорогу, по которой шло войско гетмана его именем, а потом так назвали и село. Был Сагайдаченский шлях, а позднее появилась слобода Сагайдачное. И хотя гетман в некоторых исторических источниках будет назван «кровавым», в памяти народа, скорее всего, он не будет восприниматься как враг. Ведь название рождается в народных недрах как память о прошлом. Вначале такое название звучит изустно, подкрепляясь легендой, затем закрепляется в названии дороги, населённого пункта. Был Сагайдаченский шлях, а позднее на том месте, где, видимо, останавливался гетман со своим войском на отдых, появилась слобода Сагайдачное.

Легенда оназвании Думчий курган

Есть в нашем районе село Думное, возле которого еще в древние времена воздвигли курган Думчий. Находится он на пересечении трех дорог: Кальмиусской, Муравской и Бакаевской. Народ называл его «острогом». Курган сооружался в свое время по определенным стандартам, он служил для наблюдения и выставки сигналов при приближении врага. А «острог» к тому же был полевым укреплением. Потом на этом месте начиналось строительство «Белгородской засечной черты».

«О Русская земля, ты уже за холмом!» — горестно вздыхал князь Игорь. За каким холмом? Уж не за Думчим ли курганом? За этим курганом простиралось Дикое Поле, здесь кончались «тропы знаемые и пути ведомые», а дальше шла полная опасностей своя, но такая чужая, «незнаемая» земля.

В народе ходит много легенд, связанных с этим местом. Одна из них гласит, что здесь останавливались ратные полки русичей во главе с князем Игорем, здесь он поджидал полки своего брата. Возможно, думал он думу о следующих военных подвигах. Ведь название «Думный» («Думчий», «Думочный») произошло от «думать».

На этом Думчем кургане происходили встречи Литовских сторожей, располагавшихся на правом берегу реки Псёл. Есть и другое понятие о кургане — его ещё называли майданом.

Исчез курган, его распахали. А вот название осталось, ведь село Думное названо в честь кургана.

Легенды Лучковской земли

Кто не бывал в наших деревнях, тот не слышал, как общаются между собой люди. «Кацапы», «хохлы» и «москали» — до сих пор в народе сохранились эти слова, хотя их употребляют больше для выяснений отношений. На территории нашего района есть целый ряд населённых пунктов, родственных между собой тем, что в разговоре их жители употребляют украинские слова, образуя интересный диалект.

Сама слобода имела своеобразный колорит: рубленые избы и глинобитные хаты. Толщина стен глиняных хат достигала почти полметра, такие дома строили на Украине. На одной улице избы крестьянские, а через дорогу «мазанки» украинские.

Жители этих сёл — потомки казаков Острогоржского полка. Ещё в семнадцатом веке гетман Украины Богдан Хмельницкий присягнул на верность русскому царю. Черкассы помогали возводить оборонительную линию — Белгородскую черту, осваивали наши земли. Вместе с русскими дома строили, «гать мостили», детей поднимали да край от врага защищали.

По указанию Елизаветы их принимали, расселяя по территории Белгородской губернии с целью заселения территории и создания пограничной черты, т. е. принимали на службу. Интенсивное заселение юго-востока Белгородской области украинцами происходило и во второй четверти XVIII века.

Вот на таких землях, как Лучковская, Радьковская, Холоднянская селились черкассы, те, кто с Богданом Хмельницким стремился воссоединить Россию и Украину навеки. Только ведь, привыкая к речи «москалей», свою забыть не могли. Так и появились у нас такие слова, как «мабуть» (наверное), копанка (канава), торба (сумка), хрущ (жук рогатый), яр (овраг), скаженный (бешеный, драчливый).

Всех слов не перечислить. Только употребляют их в своей речи потомки и русских, и украинцев. Да и мы иногда употребляем их в своей речи, особенно когда с пожилыми людьми общаемся.

Легенды села Красное (записаны со слов уроженки села Красное, Кузнецовой Татьяны Николаевны)

Легенда 1. Как гласит легенда, название пошло от реки Красная Яруга, которая протекала к северо-востоку от села. Красная Яруга — красивый овраг (этимология слова яруга — производное от яр). Здесь две версии названия «яруга»– или от татарского, что означает берег реки, что вполне возможно, если учесть, что через эти места проходили не раз татары, или русское — обрывистый крутой и высокий берег реки, склон оврага, обрыв. Первоначально яруга восходит к древнеславянскому — Ярило (Бог Солнца). Именно на склонах оврагах встречали предки солнце, проводили ритуальные обряды. Огромный овраг сохранился и в наши дни. Его красота завораживает, чарует глаз, врачует душу. Как поведали местные старожилы, река начиналась с родников, которые сливались в один стремительный источник, несущий свои воды с востока. Течение реки с востока — это уникальное явление, но река Красная Яруга несла свои воды в Северский Донец.

Легенда 2. Красное — от слова красивое, прекрасное. Село расположено в очень красивом месте — берёзовые и хвойные леса, великолепное разнотравье, родниковые источники. Отсюда и название — Красное, т. е. прекрасное, красивое. В старину слово «красивый» не употребляли, а говорили «красный» (красная девица).

Легенда 3. Легенда о «Красном колодце».

Название ж самого «Красного колодца» так же имеет две версии: первая — колодец был построен из красного дерева. Вторая содержит в себе легенду, которую поведала учительница биологии Литвинова В. Г., а ей рассказала, в свою очередь, её бабушка, коренная жительница села Красное. Легенда передавалась из поколения в поколения, в ней содержатся интересные факты, которые практически невозможно подтвердить. По данной версии следует, что название пошло от красной шапки турка, который утопил в ней свое золото в колодце. Исторические факты подтверждают, что в начале семнадцатого века (предположительно поход 1610 г.) турки совместно с татарским войском предприняли поход на Москву, продвигались же, конечно, обычным путём — через земли нашего района.

Легенда 4.

На территории села имеется много возвышенностей и небольших курганов, на которых растет много ягод, и когда ягоды зреют, поверхность покрывается в красный цвет.

Легенда 5. Легенда о «богатырях Русской земли»

Уже нет в живых тех, кто стал свидетелем этой истории. В феврале 1942 года в Красное привезли разведчиков, которые погибли во время освобождения Прохоровки. Их похоронили в погребе, который засыпали землёй. Прошло семьдесят лет, на месте захоронения выросли мощные тополя, корни и стволы их причудливо переплелись, пряча под своей кроной память о войне и сынах русской земли. Одни старожилы утверждают, что разведчиков было 14 — столько же стволов у тополей. Тяжлова В. А. привела другую цифру — 18 воинов. Кто-то отвергает факт захоронения, что ж, истина где-то рядом. Уникальное природное место стало легендой, красивым велением памяти о том, что нельзя забывать тех, кто ушёл в «журавлиный клин» ради нашего счастья мирных дней.

Литература:

  1. Прохоровский район в исследованиях краеведа А. Г. Бобова: сб. ст. / МКУК «ЦБС Прохоровского района», краевед. сектор; сост.: Е. Л. Романенко, О. В. Морозова. –Прохоровка, 2013. –83с.
  2. Прохоровский район: история и современность: Библиогр.указ. лит. 1996–2000 / Сост. Е.Л. Романенко, Л. П. Ловчакова. — Прохоровская центр. библ. система. — Прохоровка, 2002. — 112 с. –50 экз.
Основные термины (генерируются автоматически): Северский Донец, Прохоровского района, Прохоровский район, Красная Яруга, села Сагайдачное, земли Прохоровского района, преданий Прохоровского района, граница Древней Руси, «хранителями» истории, гетман Запорожского войска, Пётр Кононович Сагайдачный, Запорожского войска Пётр, войска Пётр Кононович, Думчий курган, Муравский шлях, старину шляхами, Сагайдаченский шлях, предания земли белгородской, слобода Сагайдачное, славянские поселения.

Ключевые слова

Белгородская засечная черта, граница Древней Руси, Муравский шлях, Прохоровское поле, село Сагайдачное, Думчий курган, Лучковская земля, Красная Яруга

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос