Взаимосвязь общественного и семейного воспитания | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Чибисова Н. А., Дорохова С. К., Серова О. В., Толкачева Т. А. Взаимосвязь общественного и семейного воспитания [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 60-63. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12356/ (дата обращения: 21.06.2018).



В статье рассматриваются формы работы с родителями в современном ДОУ, позволяющие эффективно построить работу на основе сотрудничества. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи является актуальной, так как семья и дошкольное учреждение являются полноправными партнёрами по воспитанию детей. Главная цель педагогов дошкольного учреждения в системе взаимодействия — профессионально помочь семье в воспитании детей. Основные направления работы с родителями.

Ключевые слова: семья, сотрудничество, взаимодействие, направление, досуг, традиция

InthearticletheformsofworkareexaminedwithparentsinmodernDOW,allowingeffectivelytobuildworkonthebasisofcollaboration.AproblemofcooperationofDOWandfamilyisactual,becausefamilyandpreschoolestablishmentarecompetentpartnersoneducationofchildren.Aprimaryobjectiveofteachersofpreschoolestablishmentisinthesystemofcooperationprofessionallytohelpfamilyineducationof children.Basicworkassignmentswithparents.

Keywords: family,collaboration,cooperation, direction,leisure,tradition

Современным родителям нелегко дается воспитание детей. По мнению психологов, в нашей стране люди десятилетиями добивались карьерного роста, возложив воспитание детей на бабушек, воспитателей, учителей. И как следствие, у них сложились тяжелые отношения с детьми. Исследования показали, что нарушение контактов ребенка с родителями негативно отражается на эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка. С другой стороны не каждая семья способна удовлетворить образовательные потребности ребенка. Однако следует учитывать, что дошкольник не эстафета, которую семья передает в руки педагога. Здесь важно взаимопроникновение двух социальных институтов. Ведь у семьи и детского сада свои функции и методы воспитания и заменить друг друга они не могут, поэтому в интересах ребенка им необходимо научиться взаимодействовать.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания».

Основные цели и задачи в этом направлении работы ДОУ заключаются в следующем:

– создана, единая программа для педагогов и родителей по реализации воспитательно-образовательных задач;

– создана система в работе по воспитанию детей в семье, структурирована работа воспитателей с родителями;

– взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;

– выявляется характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей;

– определение влияния родителей на развитие ребенка и на этой основе

– целенаправленное воздействие на родителей с учетом их подготовленности к воспитанию детей;

– построение работы ДОУ с учетом пожеланий родителей, их предложений;

– ознакомление родителей с кругом знаний для успешной подготовки детей к школе;

– обеспечение двойной защиты детей, создание эмоционального комфорта;

– привлечение педагогов и родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей.

В настоящее время активно приветствуется принцип открытости детского сада для родителей, который в свою очередь предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.

«Открытость детского сада внутрь и наружу», то есть вовлечение родителей в педагогический процесс учреждения и сотрудничество ДОУ с социальными институтами, также является сегодня одним из направлений деятельности дошкольного учреждения. К новым принципам взаимодействия относится вариативность содержания, форм и методов образования родителей. Современный родитель нуждается в изучении, как новых тем, так и старых в новом звучании.

Итак, опираясь на термины «взаимодействие» и «сотрудничество», можно определить направление работы ДОУ и педагога.

Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между семьей и ДОУ, являются следующие: изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений; ориентация педагога на работу с детьми и родителями; открытость детского сада семье.

Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников

Традиционные — устойчивые формы работы детского сада с семьей, проверенные временем и подразделяющиеся на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся групповые родительские собрания, конференции и др. Повестка дня родительских собраний может быть разнообразной, но лучше прислушиваться к пожеланиям родителей. На собрания иногда подключаются специалисты детского сада (психолог, медсестра, логопед),, а также специалисты-родители, которые имеют отношение к дошкольному детству (юрист, педиатр, библиотекарь). Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами, такими как «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол» и др. Хочется предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителями надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогическое содержание «уходит». Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания.

Дети и их семьи очень разные, у каждой семьи свои проблемы. В этой связи индивидуальные формы взаимодействия педагогов и родителей являются наиболее эффективными в установлении контакта с семьей. К ним относят беседу, посещение на дому, задушевный разговор, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Во время беседы важно завоевать доверие родителей, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе. Психологическим условием успешного межличностного взаимодействия являются внимательность, проникновенность, неторопливость.

В индивидуальной форме взаимодействия заложены большие воспитательные возможности. Так, разговор по душам может оказать сильное воздействие на родителей, существенным образом изменить отношение к педагогу, ребенку, к заботам и делам класса.

Наглядно-информационные методы составляют отдельную группу. Они способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада и оказывают практическую помощь семье. К ним относятся выставки детских работ, фотографии, стенды, ширмы, папки- передвижки, магнитофонные записи бесед с детьми.

Нетрадиционные формы общения направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

В работе с родителями я и мои коллеги активно используем разнообразные формы, как традиционные, так и нетрадиционные. Досуговое направление в работе с родителями оказалось для нас самым полезным, привлекательным, востребованным, хотя и трудоемким в организации. Досуговое направление — призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. В этом направлении мы уже работаем более 7 лет и нами проведена огромная работа с родителями.

Доброй традицией стало ежегодное проведение осенних мероприятий: «Осенние посиделки», «На лесной полянке». Праздник в детском саду — это радость, торжество, которое разделяют и родители, и дети. Взрослые видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними петь и танцевать. Очень теплой традицией стало ежегодное проведение мероприятия в ноябре, посвященное «Дню матери». В таких развлечениях принимают участие как мамы совместно с детьми, так и папы с детьми на «Мужском турнире». В теплой обстановке, за чашкой чая, проходят чаепития с мамами, бабушками, где проходит чествование женщин — матерей, которые дарят тепло своих сердец детям. Родители настолько благодарны всеобщему союзу, что даже пишут в центральных газетах положительные отзывы.

Постоянное проведение разнообразных конкурсов «Елочные зайчики», «Весна пришла!», «Транспорт нашего города» и другие, позволяют укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединяться родителям одной группы.

Особое место занимают выставки совместного творчества родителей и детей фотовыставка «Посмотрите на меня!», «Зимушка-зима», выставка поделок «Волшебное Лето», «Овощи с грядки» и др. Основная цель таких мероприятий — сближение поколений (детей, родителей, бабушек и дедушек), укрепление детско-родительских отношений. Кроме того, выставки совместного творчества воспитывают трудолюбие, аккуратность,

Также мы проводим «День добрых дел». В этот день мы с родителями и детьми ремонтируем игрушки, обогащаем предметно-развивающую среду в группе, изготавливаем пособия для занятий.

На собраниях клуба «Наши очумелые ручки» совместно с родителями проводятся мастер классы. У нас много талантливых родителей, которые действительно могут поделиться своим опытом, рассказать о чем-то интересном, показать другим, что они умеют, пригласить их к участию в творчестве, к фантазии вместе с детьми. Цель таких мастер-классов формировать у детей и родителей устойчивый интерес к нетрадиционному творчеству в совместной деятельности, а также научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях.

Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий — укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким людям, уважение к труду.

Педагогический капустник — мероприятие, объединяющее воспитателей, детей, родителей. Может проходить, как веселый концерт.

Итоговый праздник в конце учебного года в группах раннего возраста проводятся с непосредственным участием родителей. Вместе с детьми они поют, танцуют, водят хороводы, читают стихи, играют.

Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой и лояльной. Теперь они ощущают себя более осведомленными родителями в воспитании своих детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, восхищаются результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживают своего ребенка. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель — воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать близких.

Литература:

  1. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. М.: «Сфера», 2002.
  2. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект, 2009.
  3. Кыласова Л. Е., Ротарь Н. В., Карцева Т. В., Фролова Н. Г. Родительские собрания. В: «Учитель», 2013. М.: Творческий центр «Сфера», 2005.
  4. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. М.: «Аркти», 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, ребенок, воспитание детей, семья, педагог, дошкольное учреждение, направление работы, жизнь группы, форма работы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос