Экспериментальное изучение особенностей речевого развития старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)

Дата публикации: 29.04.2017

Статья просмотрена: 91 раз

Библиографическое описание:

Заскалова К. С. Экспериментальное изучение особенностей речевого развития старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 28-30. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12336/ (дата обращения: 20.08.2018).



В работе представлены результаты теоретического и эмпирического исследования особенностей речевого развития старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в МБДОУ «Василёк».

Проблема речевого развития дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь данный вопрос касается важнейшего этапа формирования речи, как становления высших психических функций в дошкольном и младшем школьном возрасте, так как именно речи отводится основная роль в передаче социального опыта.

Теоретическое изучение данного вопроса поставило нас перед необходимостью проведения опытно-экспериментальной работы на базе МБДОУ «Василёк». В эксперименте принимало участие 50 детей в возрасте 6 лет, которые были поделены на экспериментальную и контрольную группы. Наличие контрольной группы в исследовании необходимо для того, чтобы контролировать влияние фактора естественного развития детей на результаты исследования.

На констатирующем этапе эксперимента мы провели диагностику детей старшего дошкольного возраста для того, чтобы зафиксировать первоначальный уровень особенностей нейропсихологического развития. Для этого мы использовали нейропсихологическую диагностику автора Т. А. Фотековой [5, c.25]:

  1. «метод оценки слуховых функций»;
  2. «метод исследования кинестетических функций»;
  3. «метод исследования функций программирования и контроля произвольных форм деятельности».

Результаты, полученные при первой методике дают возможность определить особенности обработки слухоречевой информации: фонематическое восприятие и память этой модальности. Анализ полученных результатов показал, что 50 % детей контрольной группы имеют средний уровень сформированности слуховых функций, в свою очередь у 80 % детей экспериментальной группы данные функции находятся на низком уровне сформированности.

Диагностировав сформированность кинестетических функций мы пришли к следующим результатам: 70 % детей контрольной группы имеют высокий уровень сформированности кинестетических функций, у 75 % экспериментальной группы низкий показатель уровня сформированности данных функций.

Третья методика была направлена на выявление сформированности функций программирования и контроля произвольных форм деятельности. Проведённый анализ пробы показал, что у 30 % детей контрольной группы средний уровень показателей по данной методике. В экспериментальной группе 90 % детей имеют низкий уровень сформированности данных функций, это дети которые не смогли пересказать текст и не приняли задание вообще.

Проведенное исследование позволило выявить особенности речевого развития у детей экспериментальной и контрольной групп. Во всех видах заданий у детей экспериментальной группы обнаружилось отставание от детей контрольной группы. Таким образом, у детей в большинстве случаев отмечаются такие специфические ошибки в речи, которые проявляются в нарушении звукопроизношения, отмечаются выраженные трудности кинестетического и орального праксиса, характерен дефицит памяти. Несмотря на выявленные ошибки, мыслительные операции сохранны, в интеллектуальных пробах дети экспериментальной группы демонстрируют обучаемость. [6, с.47]

Проведённая диагностическая работа с детьми данных групп необходима, так как уже в дошкольном возрасте нужно выявлять и своевременно предупреждать возникновение специфических фонетико-фонематических процессов недоразвития речи, включающих в себя также нарушения кинестетического характера. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по развитию языковой способности. [1, с.158] В процессе логопедических занятий по коррекции ФФН осуществляется работа над произносительной стороной речи (уточнением артикуляции, постановкой, автоматизацией и дифференциацией звуков); формированием фонематического восприятия, анализа и синтеза; обогащением словаря; развитием навыков словообразования и словоизменения, составлением простых и сложных предложений; развитием связной речи; овладением элементарными навыками чтения и письма. На занятиях по коррекции ФФН используют соответствующий возрасту наглядный и речевой материал, различные дидактические приемы, артикуляционная гимнастика, логопедический массаж. Раннее выявление детей с фонетико-фонематическим нарушением речи и проведение целенаправленной логопедической работы позволяет полностью исправить недостатки звукопроизношения и развить фонематическое восприятие, таким образом, своевременная диагностика детей необходима.

Литература:

  1. Волкова Л. С., Туманова Т. В., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Логопедия. Методическое наследие, кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. — М.: Гуманитар. Изд. Центр. ВЛАДОС, 2007.
  2. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г. В. Чиркиной — М.: АРКТИ, 2005.
  3. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. — М.: Просвещение, 2007.
  4. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. — М., 2001.
  5. Практикум по нейропсихологической диагностике. / Фед. агентство по образованию, Хак. гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова; [сост. Т. А. Фотекова]. — Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2014. — 118 с.
  6. Фотекова Т. А., Роль факторов среды в формировании высших психических функций в дошкольном и младшем школьном возрасте: [монография]. — Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2015. — 203 с.
Основные термины (генерируются автоматически): контрольная группа, экспериментальная группа, ребенок, фонематическое восприятие, функция, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, функция программирования, целенаправленная логопедическая работа.

Похожие статьи

Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи...

контрольная группа, экспериментальная группа, ребенок, фонематическое восприятие, функция, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, функция программирования, целенаправленная логопедическая работа.

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

В речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Рабочая программа коррекционной деятельности по преодолению...

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия фонем.

Развитие навыков пересказа у детей... | Молодой ученый

В данной статье представлены результаты экспериментального исследования по выявлению уровня сформированности навыков пересказа у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного...

фонетико-фонематическое недоразвитие речи, речевая деятельность, ребенок, фонематический слух

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это.

Экспериментальное изучение особенностей речевого развития...

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста...

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса. Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому недоразвитию речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.

Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому...

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

Система работы по дифференциации звуков при...

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи, развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза.

Использование дидактических игр в работе по развитию...

Развитие фонематического слуха и восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами, работающими с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи...

контрольная группа, экспериментальная группа, ребенок, фонематическое восприятие, функция, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, функция программирования, целенаправленная логопедическая работа.

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

В речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Рабочая программа коррекционной деятельности по преодолению...

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия фонем.

Развитие навыков пересказа у детей... | Молодой ученый

В данной статье представлены результаты экспериментального исследования по выявлению уровня сформированности навыков пересказа у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного...

фонетико-фонематическое недоразвитие речи, речевая деятельность, ребенок, фонематический слух

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это.

Экспериментальное изучение особенностей речевого развития...

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста...

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса. Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому недоразвитию речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.

Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому...

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

Система работы по дифференциации звуков при...

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи, развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза.

Использование дидактических игр в работе по развитию...

Развитие фонематического слуха и восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами, работающими с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Задать вопрос