Автор: Заскалова Кира Сергеевна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)

Дата публикации: 29.04.2017

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Заскалова К. С. Экспериментальное изучение особенностей речевого развития старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 28-30.



В работе представлены результаты теоретического и эмпирического исследования особенностей речевого развития старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в МБДОУ «Василёк».

Проблема речевого развития дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь данный вопрос касается важнейшего этапа формирования речи, как становления высших психических функций в дошкольном и младшем школьном возрасте, так как именно речи отводится основная роль в передаче социального опыта.

Теоретическое изучение данного вопроса поставило нас перед необходимостью проведения опытно-экспериментальной работы на базе МБДОУ «Василёк». В эксперименте принимало участие 50 детей в возрасте 6 лет, которые были поделены на экспериментальную и контрольную группы. Наличие контрольной группы в исследовании необходимо для того, чтобы контролировать влияние фактора естественного развития детей на результаты исследования.

На констатирующем этапе эксперимента мы провели диагностику детей старшего дошкольного возраста для того, чтобы зафиксировать первоначальный уровень особенностей нейропсихологического развития. Для этого мы использовали нейропсихологическую диагностику автора Т. А. Фотековой [5, c.25]:

  1. «метод оценки слуховых функций»;
  2. «метод исследования кинестетических функций»;
  3. «метод исследования функций программирования и контроля произвольных форм деятельности».

Результаты, полученные при первой методике дают возможность определить особенности обработки слухоречевой информации: фонематическое восприятие и память этой модальности. Анализ полученных результатов показал, что 50 % детей контрольной группы имеют средний уровень сформированности слуховых функций, в свою очередь у 80 % детей экспериментальной группы данные функции находятся на низком уровне сформированности.

Диагностировав сформированность кинестетических функций мы пришли к следующим результатам: 70 % детей контрольной группы имеют высокий уровень сформированности кинестетических функций, у 75 % экспериментальной группы низкий показатель уровня сформированности данных функций.

Третья методика была направлена на выявление сформированности функций программирования и контроля произвольных форм деятельности. Проведённый анализ пробы показал, что у 30 % детей контрольной группы средний уровень показателей по данной методике. В экспериментальной группе 90 % детей имеют низкий уровень сформированности данных функций, это дети которые не смогли пересказать текст и не приняли задание вообще.

Проведенное исследование позволило выявить особенности речевого развития у детей экспериментальной и контрольной групп. Во всех видах заданий у детей экспериментальной группы обнаружилось отставание от детей контрольной группы. Таким образом, у детей в большинстве случаев отмечаются такие специфические ошибки в речи, которые проявляются в нарушении звукопроизношения, отмечаются выраженные трудности кинестетического и орального праксиса, характерен дефицит памяти. Несмотря на выявленные ошибки, мыслительные операции сохранны, в интеллектуальных пробах дети экспериментальной группы демонстрируют обучаемость. [6, с.47]

Проведённая диагностическая работа с детьми данных групп необходима, так как уже в дошкольном возрасте нужно выявлять и своевременно предупреждать возникновение специфических фонетико-фонематических процессов недоразвития речи, включающих в себя также нарушения кинестетического характера. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по развитию языковой способности. [1, с.158] В процессе логопедических занятий по коррекции ФФН осуществляется работа над произносительной стороной речи (уточнением артикуляции, постановкой, автоматизацией и дифференциацией звуков); формированием фонематического восприятия, анализа и синтеза; обогащением словаря; развитием навыков словообразования и словоизменения, составлением простых и сложных предложений; развитием связной речи; овладением элементарными навыками чтения и письма. На занятиях по коррекции ФФН используют соответствующий возрасту наглядный и речевой материал, различные дидактические приемы, артикуляционная гимнастика, логопедический массаж. Раннее выявление детей с фонетико-фонематическим нарушением речи и проведение целенаправленной логопедической работы позволяет полностью исправить недостатки звукопроизношения и развить фонематическое восприятие, таким образом, своевременная диагностика детей необходима.

Литература:

  1. Волкова Л. С., Туманова Т. В., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Логопедия. Методическое наследие, кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. — М.: Гуманитар. Изд. Центр. ВЛАДОС, 2007.
  2. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г. В. Чиркиной — М.: АРКТИ, 2005.
  3. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. — М.: Просвещение, 2007.
  4. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. — М., 2001.
  5. Практикум по нейропсихологической диагностике. / Фед. агентство по образованию, Хак. гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова; [сост. Т. А. Фотекова]. — Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2014. — 118 с.
  6. Фотекова Т. А., Роль факторов среды в формировании высших психических функций в дошкольном и младшем школьном возрасте: [монография]. — Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2015. — 203 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детей контрольной группы, фонетико-фонематическим недоразвитием речи, детей экспериментальной, экспериментальной группы, детей экспериментальной группы, речевого развития, развития старших дошкольников, сформированности данных функций, высших психических функций, уровень сформированности, особенностей речевого развития, речевого развития старших, младшем школьном возрасте, Туманова Т, обследования речи детей, контроля произвольных форм, целенаправленной логопедической работы, функций программирования, Филичева Т, кинестетических функций.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос