Библиографическое описание:

Кутрань О. Н., Ашпина Е. В. Интегрированные занятия как эффективная форма работы с детьми с нарушением зрения [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 104-107.



Специфика нашего дошкольного учреждения побуждает воспитателей и узких специалистов искать и находить эффективные формы работы с детьми с нарушением зрения. В течение дневного пребывания в детском саду ребенок успевает получить офтальмологическое аппаратное лечение, посетить коррекционные занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда, педагога-психолога, а также занятия музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и, конечно же, воспитателя. Все это ведет к большой загруженности наших детей в течение дня.

Интегрированные занятия — хороший выход из такого положения. Они позволяют объединять в рамках одного коррекционного занятия различные виды детской деятельности, а также коррекционные направления двух и более педагогов. К тому же взрослые имеют возможность приобрести опыт взаимодействия друг с другом, осуществить всесторонний подход к теме занятия, проявить свой творческий потенциал и поработать в новых условиях, что позволяет повысить профессиональную компетентность каждого из них. Но, главное, таким образом, мы разгружаем детей в течении дня и соблюдаем режим зрительной нагрузки, что крайне важно для детей с нарушением зрения. Тем более, что при проведении интегрированных занятий в обязательном порядке проводятся зрительные и двигательные гимнастики, осуществляется смена динамических поз, а также соблюдаются все офтальмо-гигиенические условия, как и во всех других видах деятельности.

Такие занятия получаются интересными для детей и педагогов, насыщенными по содержанию и разнообразными по видам деятельности.

Представляем Вашему вниманию конспект тематического интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Мы — будущие солдаты».

Программное содержание:

Коррекционные задачи:

‒ закреплять умение детей ориентироваться на плоскости стола, располагая фигурки по заданию с условными обозначениями;

‒ развивать глазодвигательные и прослеживающие функции, снимая зрительное напряжение с глаз;

‒ упражнять детей в умении находить точку пересечения горизонтальные и вертикальных линий, определяя местоположение объекта.

Образовательные задачи:

‒ продолжать учить детей вести счет в уме, отнимая или прибавляя заданное число от (к) первоначального (ому);

‒ закреплять умение определять время на часах, а также ставить ровный час по письменному заданию.

Воспитательные задачи:

‒ прививать детям любовь и патриотические чувства к родине, к российской армии;

‒ воспитывать целеустремленность, умение достигать успеха в коллективе, желание помочь ближнему.

Материалы и оборудование: 2 взрослые военные фуражки, наборы геометрических фигур и задания с условными обозначениями на каждого ребенка, кубики-«гранаты», демонстрационные карточки с цифрами до 9, бумажные пакеты с написанным внутри заданием — ровный час (3ч., 8ч., 11ч. и т. д.) для каждого ребенка, стенд-пособие с ячейками 4х4, детски часы со стрелочками, маршевая музыка, эмблемы на каждого ребенка с изображением военных профессий (танкист, радист, летчик и т. д.)

Ход занятия:

Организационный и мотивационный момент:

Воспитатель: — Ребята, скоро все люди нашей страны будут отмечать очень важный праздник. Как называется этот праздник (День защитника Отечества)? Кого можно назвать защитниками Отечества? (ответы детей) А могут быть защитниками Отечества женщины? Почему? (ответы детей) Какие мужские и женские военные профессии вы знаете? А какими качествами должны обладать защитники Отечества? (ответы детей) Правильно. Давайте мы сегодня проверим сможете ли вы быть защитниками Отечества и обладать такими же качествами, знаниями и умениями. Мы станем вашими генералами (совместно с тифлопедагогом) (надевают военные фуражки).

Первое задание «Парад фигур» (проводит тифлопедагог)

H:\Проект по ориентировке\Интегрир. занятие.фото\IMG_2890.JPG

Дети садятся за столы, перед ними на подносах лежат разные фигуры (овалы, трапеции, ромбы, треугольники, многоугольники и т. д.). Для каждого ребенка выдается карточка-задание с условными обозначениями, по которой ребенок определяет в каком направлении необходимо выложить фигуры на плоскости стола, а также каких фигур и сколько.

Зрительная гимнастика:

H:\Проект по ориентировке\Интегрир. занятие.фото\IMG_2893.JPG

  1. «Бабочки» — моргание в течение 10с., затем глаза закрыть руками, не касаясь век и не пропуская вовнутрь свет;
  2. «Нарисуй первую букву своего имени» — «рисование» глазными яблоками в воздухе букву;
  3. «Воротики» — широко отрыть глаза, поднимая брови вверх, затем крепко зажмурить на несколько секунд;
  4. «Приветствие» — закрывать попеременно то правый, то левый глаз, таким образом подмигивая.

Второе задание «Возьми нужное количество «гранат» (проводит воспитатель)

H:\Проект по ориентировке\Интегрир. занятие.фото\IMG_2901.JPG

Перед детьми карточки с цифрами до 9 и кубики-«гранаты». Каждому из детей предлагается определенная цифра и дается задание — взять себе «гранаты» на 1, 2, 3, 4 и т. д. больше или меньше той цифры, которая была изначально.

Третье задание «Секретный пакет» (проводит тифлопедагог)

H:\Проект по ориентировке\Интегрир. занятие.фото\IMG_2905.JPG

Дети сидят полукругом перед доской с 12-ю окошками (по 4 по горизонтали и 4 по вертикали). Каждому из детей необходимо взять свой пакет-донесение по заданию (например, в первом ряду на третьей полочке или в четвертом ряду на второй полочке и т. д.)

Четвертое задание «Определи время» (проводится воспитателем)

H:\Проект по ориентировке\Интегрир. занятие.фото\IMG_2911.JPG

Дети разворачивают свои пакеты-донесения, в которых указано время (ровный час, например, 12.00 или 5.00), в которое они должны явиться на доклад к генералу. Каждому ребенку выдаются индивидуальные часы, на которых они выставляют свое время.

Физминутка «Сильные и умелые»

H:\Проект по ориентировке\Интегрир. занятие.фото\IMG_2917.JPG

Дети под маршевую музыку двигаются по кругу друг за другом. Генералы (воспитатель и тифлопедагог) предлагают детям выполнить упражнения, чтобы проверить физическую подготовку будущих солдат.

‒ отжимания от пола (до 5–7 раз);

‒ приседания (до 10 раз);

‒ сцепление рук в замок за спиной;

‒ дотянуться пальцами до пола, не сгибая колени.

Итог занятия

H:\Проект по ориентировке\Интегрир. занятие.фото\IMG_2931.JPG

Детям предлагаются на выбор эмблемы изнаночной стороной вниз, на которых изображены военные профессии. Таким образом, дети узнают, в каких войсках «будут служить». Эмблемы прикрепляются им на одежду.

Литература:

  1. Мухаев М. П. Ориентировка в пространстве. Практическое пособие по обучению лиц с нарушением зрения. Ростов-на-Дону, Феникс, 2010;
  2. Нагаева Т. И. Нарушение зрения у дошкольников. Развитие пространственной ориентировки. Ростов-на-Дону, Феникс, 2008;
  3. Новикова В. П. Математика в детском саду. 6–7 лет. Сценарии занятий. Мозаика-Синтез. Москва, 2016;
  4. Плаксина Л. И., Григорян Л. А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. Москва, 1998;
  5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л. И. — М: Просвещение, 1997.
Основные термины (генерируются автоматически): нарушением зрения, защитниками Отечества, условными обозначениями, ответы детей, ровный час, детском саду, Интегрированные занятия, защитниками Отечества женщины, военные фуражки, военные профессии, плоскости стола, День защитника Отечества, умение детей, коррекционные занятия учителя-дефектолога, детей подготовительной группы, тематического интегрированного занятия, занятия музыкального руководителя, детском саду ребенок, коррекционного занятия различные, защитники Отечества.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос