Автор: Лавринюк Юлия Геннадьевна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)

Дата публикации: 04.05.2017

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Лавринюк Ю. Г. Воспитательные возможности проблемных педагогических ситуаций в формировании моральных представлений у детей среднего дошкольного возраста [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 37-39. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12294/ (дата обращения: 12.12.2017).



В статье рассматриваются проблемы и воспитательные возможности, потенциал проблемных педагогических ситуаций в формировании моральных представлений у детей среднего дошкольного возраста, раскрыты воспитательный потенциал моделирования педагогических ситуаций в ДОУ.

Ключевые слова: воспитание, развитие, формирование, проблемная ситуация, моральные представления, дети дошкольного возраста, ДОУ

Постановка проблемы. Любая жизненная ситуация, в которую попадает каждый живущий в обществе, предполагает не просто некие условия и обстоятельства, а обязательно конкретное взаимодействие с предметами, информацией, людьми. Когда речь идет о дошкольном возрасте, понятно, что ребенок, ограниченный в своем участии в социальной жизни, чаще попадает в специально организованные педагогические ситуации (детский сад, школа).

Образовательное пространство посредством технологий взаимодействия с детьми упорядочивает, организует, гармонизирует социальную среду, подчиняя ее задачам развития, воспитания и образования. В свете личностно-ориентированного подхода к организации работы с детьми дошкольного возраста особую актуальность приобретают технологии создания проблемных ситуаций, в которых в полной мере проявились бы активность, избирательность, деятельность и творчество каждого ребенка.

Нравственное воспитание, в широком плане, представляет собой процесс усвоения принятых в обществе моральных норм и правил, основанных на гуманистических ценностях, и выработки на их основе нравственных мотивов, навыков и привычек поведения. Данный процесс осуществляется под воздействием объективных условий жизнедеятельности ребенка, где ближайшее окружение и, в первую очередь семья, выступают не только условием, но и важным источником образцов, норм и правил поведения.

Вместе с тем, нравственное воспитание — это целенаправленное взаимодействие взрослого и ребенка, в процессе которого осуществляется активное включение ребенка в различные виды деятельности, способствующей накоплению положительного морального опыта. Результативность этого процесса во многом определяет личность педагога, его профессионализм, способность осуществлять целенаправленный педагогический процесс организации жизни ребенка на основе использования ресурсов образовательной организации и семьи воспитанника, использования разнообразных форм и методов работы.

За короткий период дошкольного детства ребёнок усваивает многие способы поведения и общения. Он чутко присматривается к поведению взрослых и сверстников, подражает их речевым особенностям, манерам, жестам, у него появляются довольно устойчивые привычки. Он интенсивно развивается физически, интеллектуально и нравственно. Формирование нравственного поведения дошкольника должно проходить под руководством взрослых [2, с. 15].

Основная задача перед педагогами — воспитывать у него организованное поведение в соответствии с моральными представлениями и нормами, руководствуясь которыми он может самостоятельно устанавливать контакты со сверстниками, управлять своими желаниями.

Моральные нормы — вид социальных норм, выполняющих специфическую функцию регуляции морально-нравственных отношений между людьми, и выступающих основанием для оценки поступков.

Дифференциация ребенком моральных представлений и норм является важным показателем развития морального сознания ребенка. Нельзя утверждать, что дошкольник абсолютно осваивает и реализует в жизни все известные ему нормы общества, но именно в среднем дошкольном возрасте он начинает осознавать различное нормативное содержание и ориентироваться в нем, т. е. возрастает его субъективность относительно социо-морального содержания ситуаций.

Использование воспитателем в своей в профессиональной деятельности педагогических проблемных ситуаций, способствующих обогащению нравственных представлений детей среднего дошкольного возраста за счет ознакомления с нравственными качествами: щедрость, отзывчивость, честность, вежливость, аккуратность [2, там же].

Все эти качества актуальны для современного детского сообщества: способность оказать бескорыстную помощь, проявить заботу, щедрость, вежливость, быть честным и аккуратным привлекают детей, способствуют налаживанию положительных взаимоотношений, тогда как противоположные качества детьми порицаются.

Технология проблемных педагогических ситуаций предполагает воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к нравственным нормам и правилам поведения и общения, а также создание ситуаций, в которых детям предоставляется возможность на практике использовать освоенные представления, тем самым осваивая и закрепляя различные способы поведения в той или иной ситуации нравственного содержания.

«Ситуация» (от лат. situs) как обстановка, совокупность условий и обстоятельств детерминирует характер протекания деятельности. А. Н. Леонтьев широко использует термин «предметная ситуация», которую относит к существенным сторонам процесса целеобразования. В. С. Мерлин понимает ситуацию как определенную внешнюю обстановку, вызывающую соответствующие мотивы личности. Б. Ф. Ломов подчеркивает, что ситуация — это всегда система событий.

Таким образом, известные педагоги и психологи, рассматривают ситуацию как некую объективную совокупность элементов среды (событий, условий, обстоятельств), которая оказывает стимулирующее, обусловливающее, корректирующее воздействие на субъект, доминируя его активность.

Однако, указанная социально-психологическая сущность понятия «ситуация» имеет и педагогическую характеристику. Современная парадигма личностно-ориентированного образования выдвигает на первый план личностную сторону деятельности ребенка, его социальный опыт, переживание как способ существования личностного опыта. Новые подходы к ребенку требуют принятия его как соучастника педагогического процесса, как субъекта общения и деятельности. Эти новые образовательные ориентиры не укладываются в рамки прежних форм взаимодействия с детьми.

Именно поэтому, на современном этапе развития дошкольного образования приоритетным является создание такого рода педагогических ситуаций, в которых ребенок мог бы осваивать свой индивидуальный опыт преобразования обстоятельств и отношений, приспосабливаться и меняться, искать решения, связанные с собственным жизненным смыслом.

Таким образом, ситуация в ее педагогической характеристикеявляется понятием, отражающим социально-педагогическое взаимодействие с ребенком, изменение привычных обстоятельств его жизни, деятельности, общения, при котором стимулируются инициативы детей различного рода.

В психолого-педагогической литературе понятие ситуации используется достаточно интенсивно. Следует отметить, что понятием «ситуация» оперируют интеракционизм, психология социального научения, социальная психология, психология обучения и др.

Анализ современных зарубежных исследований, проведенный американским социологом У. Томасом, о роли ситуационных переменных в детерминации поведения человека, показывает, что возможность адекватного объяснения поведения человека возможно лишь с помощью понимания субъективного значения ситуации для данного индивида. Н. В. Гришина отмечает, что значение факторов ситуаций в развитии и про- явлении психического фактически признано всеми подходами к объяснению человеческого поведения [3, с. 70].

Анализу ситуации как элемента психологического тезауруса посвящены работы исследователей (Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржовой, М. М. Кашапова, Н. В. Гришиной, А. В. Филиппова, С. В. Ковалева и др.). Бурлачук Л. Ф. и Коржова Е. Ю. определяют, что проблема соотношения личностных и ситуационных переменных в настоящее время решается обращением к категории поведения, которое является функцией взаимодействия личности и ситуации. Личностные особенности могут быть представлены как условные возможности, реализующиеся в актах поведения в конкретной ситуации [1, с. 25].

Считаясь с чувством свободного выбора — психологическим состоянием, доминирующем у детей во время игры, взрослый занимает позицию искусного актера, когда зрители — дети забывают об условности происходящего и переживают все как реальность, действительность.

Очевидно, что каждая педагогическая (проблемная) ситуация в укрепляет доверие между педагогом и воспитанниками. Предлагая ребенку тот или иной элемент содержания воспитания и обучения, талантливый педагог направляет его не только и не столько на реализацию этого содержания, сколько на соотнесение последнего со своим социальным, эмоциональным, интеллектуальным опытом: что принять, от чего отказаться, в чем еще раз утвердиться, над чем впервые задуматься.

Это делает ситуации по-настоящему проблемными, развивающими, ценностными. Особое место в технологии проблемных ситуаций занимают методы и приемы создания педагогического комфорта и эмоционального благополучия детей. Так, смех, шутки и шалости, педагог считает не только яркой формой выражения радостных переживаний детей, но и способом и результатом познания, формой выявления убежденности и утверждения своей правоты. Стимулируя инициативы воспитанников, воспитатель демонстрирует особое уважение к ребенку. Это и отцовская заботливость, и нежность, и чуткость к настроению и самочувствию детей.

Осмысление значимости стимулирования инициатив детей в ходе создания проблемных ситуаций приводит к важному педагогическому выводу. Все многообразие ситуаций (в том числе и проблемного характера), все внешние воздействия, в том числе и педагогические, принимаются личностью воспитанника, приобретают для него личностный смысл только тогда, когда создаются они в атмосфере гибкой, динамичной эмоционально-ценностной связи с педагогом.

Подводя итоги, можно подчеркнуть, что технологии создания проблемных ситуаций в педагогической системе в процессе развития моральных представлений у детей среднего дошкольного возраста, имеет большое значение и является одним из эффективных способов нравственного воспитания.

Литература:

  1. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. «Дошкольная педагогика: 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект; Культура, 2005. — 240 с.
  2. Буре Р. С., Година Г.Н, Шатова А. Д. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2-е изд и др. // Под ред. А. М. Виноградовой. — Кн. для воспитателя дет. сада. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1989. — 96 с.
  3. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 150 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольного возраста, педагогических ситуаций, проблемных ситуаций, проблемных педагогических ситуаций, среднего дошкольного возраста, детей среднего дошкольного, создания проблемных ситуаций, моральных представлений, технологии создания проблемных, формировании моральных представлений, педагогических проблемных ситуаций, моделирования педагогических ситуаций, 2-е изд, технологии проблемных ситуаций, рода педагогических ситуаций, потенциал проблемных педагогических, возможности проблемных педагогических, способы поведения, социо-морального содержания ситуаций, Технология проблемных педагогических.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос