Автор: Кузнецова Татьяна Дмитриевна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)

Дата публикации: 30.04.2017

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Кузнецова Т. Д. Формирование у старших дошкольников навыков поведения на дороге посредством использования образовательных проектов при непосредственном включении родителей в образовательную деятельность [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 32-34.



{{{Формирование устарших дошкольников навыков поведения на дороге посредством использования образовательных проектов при непосредственном включении родителей вобразовательную деятельность

Кузнецова Татьяна Дмитриевна, воспитатель,

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 85 «Красная Шапочка» г. Белгорода }}

Работа воспитателя с родителями по профилактике дорожного травматизма с помощью проектной деятельности.

Ключевые слова: дети, формы образовательной деятельности с участием родителей, правила дорожного движения

Муниципальнoе бюджетное дошкольнoе oбразoвательнoе учреждение детский сад № 85 кoмбинированногo вида распoлoженo в oднoм из микрорайoнoв гoрoда Белгoрoда. Белгoрoд — быстрoразвивающийся гoрoд. Сейчас в нем проживают почти 380 тысяч человек, а в агломерации —около полумиллиона. «Белгоpод — город добра и благополучия», — так называют город его жители, и именно таким он представляется всем гостям. В городе хорошо развита инфраструктура, в том числе и сеть автомобильных, автобусных, троллейбусных дорог. На дорогах размещены кольцевые развязки, подземные и наземные пешеходные переходы. Дороги обслуживаются большим количеством светофоров и дорожных знаков.

В таких городах безопасность на дорогах, знание основных её правил для каждого жителя становится необходимостью, первостепенной потребностью. Правила дорожного движения должны выполняться всеми её участниками неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.

Дети — это самые уязвимые участники дорожного движения, так как в силу несформированности многих психических процессов, непроизвольности внимания и мыслительных операций, замедленной реакции на опасность они часто не могут действовать адекватно конкретной реальной дорожной ситуации. Вот поэтому обучение элементарным правилам поведения на улице это обязанность всех взрослых участников дорожного движения, в том числе дошкольных организаций и родителей.

Современное общество не может существовать и развиваться без пространственного перемещения людей, средств и продуктов их труда. Основанный на использовании транспортной техники процесс перемещения организован в настоящее время таким образом, что его конечным результатом является не только пассажирские и грузовые перевозки, но и дорожно-транспортный травматизм, огромные убытки от повреждения техники и грузов.

О важности данной проблемы для Белгородской области можно судить по статистическим цифрам. С начала года в 68 ДТП в Белгородской области погибли шесть человек и 65 получили травмы. Наиболее аварийными в Белгородской области остаются крупные города: областной центр и г. Старый Оскол.

Статистические данные дают сухие числа, но они ещё раз напоминают о том, что только соблюдение правил дорожного движения поможет сохранить жизнь и здоровье всем её участниками, в том числе и детям. Каким же образом это возможно сделать? Через пропаганду правил безопасного поведения на дорогах и через раннее обучение детей элементарным практическим навыкам такого поведения.

Среди тех, кто обязан познакомить дошкольников с правилами поведения на дорогах должны быть в первую очередь родители и педагоги дошкольных образовательных организаций. При этом все взрослые должны предъявлять одинаковые требования к знаниям, представлениям и практическим навыкам детей по такому важному вопросу как поведение дошкольников на дорогах. Одной их форм выполнения этого требования является реализация образовательных проектов с участием родителей непосредственно в образовательной деятельности дошкольной организации и возрастной группы.

Рассмотрим формы образовательной деятельности с участием родителей, апробированные с детьми старшей и подготовительной к школе групп.

Тематические экскурсии и целевые прогулки — это одна из основных форм получения знаний детьми, в том числе и по правилам дорожного движения. Методика их проведения указана в работах В. В. Гербовой, О. С. Ушаковой, Л. Е. Белоусовой, О. А. Воронкевич и др. Это традиционная для дошкольных учреждений форма, где родители выступают не только в роли сопровождающих, но и активных участников бесед, игровых упражнений и других видов образовательной деятельности. Целью экскурсий является ознакомление детей с улицей, перекрестком, дорожными знаками, пешеходными переходами, а также наблюдение за движением разных видов транспорта, за работой регулировщика и др.

Во время экскурсий детей знакомят (на наглядном примере) как следует переходить дорог, уточняют представления детей о назначении светофора и его сигналах, объясняют, что означает тот или иной дорожный знак. При этом педагог или родитель оценивает соблюдение детьми мер предосторожности, его наблюдательность, самостоятельность, анализируют высказывания детей о соблюдении правил людьми. Важно помнить, что экскурсии и целевые прогулки всегда проводятся с соблюдением всех требований и инструкций по охране жизни и здоровья детей, а также с разрешения и при непосредственном участии родительского актива.

Еще одной формой организации образовательной деятельности, где не только возможно, но и необходимо непосредственное участие родителей — походы. Эта форма работы не является для дошкольных организаций новой, но в последнее время не так уж часто используется. Возможно, многих останавливает необходимость специальной подготовки: подбор или изготовления экипировки и атрибутов; разработка маршрута; согласование действий всех участников похода, в том числе и родителей; подбор таких видов деятельности, которые могли быть интересными не только для детей, но и для взрослых; иногда, согласование с полицией и др.

Темами образовательных проектов, в рамках которых организовываются походы, могут быть: времена года, объекты природного ландшафта, исторические и современные достопримечательности города, названия улиц, знаменитые люди и др. И как дополнительная образовательная деятельность:

‒ закрепление знаний детьми правил дорожного движения и умение применять их на практике;

‒ видеть опасности на улице и определять способы их устранения;

‒ видеть трудную работу полицейских — регулировщиков;

‒ закреплять представления о видах транспорта.

Давно и эффективно используется такая форма вовлечения семей в образовательную деятельность, как их участие в конкурсах, смотрах, фестивалях, а также выставок.

По определению В. И. Даля, выставка — собрание каких — либо замечательных предметов. В словаре С. И. Ожегова — собрание предметов, расположенных для обозрения, а также место, где они собраны. Н. В. Иванова, описывая эту форму работы, подразделяет их на тематические (коллекционные, творческие), представляющие предметы, объединенные общим содержанием и авторские (семейные, персональные), в создании которых может принимать участие семья или один ребенок или взрослый. Для выставки определяется специальное место в группе, при этом учитываются тематика, объем и материалы. Выставочные материалы должны содержать информацию о владельце, экспонаты — название и имя, фамилию владельца. К старшему дошкольному возрасту диапазон тематических выставок довольно широк. Добавляются выставки по результатам совместного творчества (творческие), авторские (персональные и семейные), отражающие увлечения детей, родителей, педагогов. Дети и родители могут выполнять роли и организаторов, и экскурсоводов.

Коллективные творческие работы. Они могут предшествовать выставке или являться приложением к коллективному письму заболевшему другу или в группу детей другого детского сада. Коллективные работыэто один из путей социального познания, при условии, что при их выполнении уделяется внимание совместному проживанию воплощаемых событий. Это может быть коллаж из детских фотографий, картинок, детских рисунков. А сообща выполненная детская газета подтолкнёт многих детей к активному познанию действительности. Темами этих мероприятий могут быть: впечатления от экскурсии по городу или поселку, в музей, в детскую библиотеку, к конкретному памятнику и т. д.

Событие — то, что уже произошло когда-то и не повторится с фотографической точностью никогда. Древние говорили: «Невозможно войти дважды в одну и ту же реку»; и так же невозможно повторить все те состояния, пережитые в определённых ситуациях. Но старшие дошкольники уже понимают суть многих событий и могут разобраться и понять их смысл, восстановить картину событий. Событие — форма, с помощью которой создаются условия для самореализации ребенка в группе сверстников и развития у него адекватной самооценки своих возможностей. События могут быть приурочены к праздничным календарным или знаменательным датам группы. На их основе могут быть сформированы традиции группы. В события включаются игры, практическая деятельность. Например, к празднику «В стране дорожных знаков» — изготовление украшений зала в форме дорожных знаков, изготовление пригласительных билетов и программок для зрителей с символикой детского сада и ГИБДД РФ.

Путешествия по карте. Для занятий (с детьми 6–7 лет) в рамках этого смыслового контекста в качестве постоянного материала нужны глобус и большая физическая карта полушарий, которые служат своего рода метафорой целостного «пространства мира», его наглядно-графическими заместителями. Эти предметы не экзотичны для современного старшего дошкольника. Они естественным образом входят в его жизнь через средства массовой коммуникации, познавательную литературу, которая есть и дома, и в детском саду. Начиная воображаемое путешествие, воспитатель и дети обсуждают и выбирают пункт назначения (отправиться на этот раз в Исторический музей или по улице Есенина и т. п.), подходящий вид транспорта, намечают маршрут (или возможные разные пути) на карте, прокладывают его цветным маркером на карте, высказывают предположения о том, что может встретиться в пути. Эта карта, фиксирующая приобретенные представления, как и классификационные таблицы, остается в группе, чтобы дети могли продолжить обсуждение путешествия в свободном общении. Для путешествий по карте понадобится иллюстративный материал (фотоиллюстрации) многоразового использования: карточки с изображением природных и культурных ландшафтов, зданий, видов транспорта, дорожных знаков, карточки с изображением типичных представителей флорыифауны. Также нужны мелкие одноразовые карточки — «метки» для наклеивания на карту по маршрутам путешествий (размером примерно 2 х 2 или 2x3 см).

В образовательных проектах с участием родителей используется такая форма работы как путешествия по «реке времени». Для путешествий во времени нужна карта-панно, опредмечивающая метафору «река времени», символизирующая линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.

Это длинный бумажный лист (обои или склеенные листы ватмана, размером 50 х 160 см или 60 х 180 см), на котором полосой синего цвета (во всю длину) обозначена «река времени». Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями, например: «древность» — «старина» — «наше время» (в соответствии с условными этапами человеческой истории: древний мир первобытных людей, мир средневековья, современный мир). В контексте данного опыта использовались следующие темы для путешествий: «История развития легкового транспорта», «История развития грузового транспорта», «История создания правил дорожного движения»; «Развитие ГИБДД в Белгородской области».

Все представленные формы организации образовательной деятельности с непосредственным участием родителей апробированы автором. И хотя многие из них требуют определённой подготовки как детей, и педагогов, так и родителей, но они позволяют выполнить основное психолого-педагогическое условие к реализации образовательной программы ДОУ, указанное в ФГОС ДО — поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Литература:

1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Михайлова З. А. Мониторинг в детском саду. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. — 592.

2. Бидова С. М. Алгоритм составления проектов детской деятельности. [Электронный ресурс] // 29es.caduk.ru›DswMedia/

3. Васьковская В. Культурно-историческая теория (Л. С. Выготский) [Электронный ресурс] // http://psylib.org.ua/books/psiteol/txt13.htm

Основные термины (генерируются автоматически): дорожного движения, образовательной деятельности, участием родителей, образовательных проектов, непосредственном включении родителей, образовательную деятельность, формы образовательной деятельности, дошкольников навыков поведения, организации образовательной деятельности, дорожных знаков, использования образовательных проектов, Белгородской области, родителей вобразовательную деятельность, дорожного движения должны, правила дорожного движения, непосредственным участием родителей, участников дорожного движения, правилам дорожного движения, дошкольных организаций, участники дорожного движения.

Ключевые слова

дети, правила дорожного движения, формы образовательной деятельности с участием родителей

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос