Автор: Пулькина Татьяна Валериевна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)

Дата публикации: 24.04.2017

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Пулькина Т. В. Досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала старших дошкольников [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 52-54.



Автор статьи рассказывает о многолетнем опыте работы с детьми дошкольного возраста, о сензитивном периоде становления творческих способностей ребенка. В статье раскрываются традиционные и нетрадиционные формы работы с семьей в данном направлении, и влияние досуговой деятельности на формирование творческого потенциала воспитанников.

Ключевые слова: досуговая деятельность, формирование, сотрудничество с родителями, сензитивный период

The author talks about years of experience working with children of preschool age, a sensitive period of formation of the intellectual abilities of the child. The article describes traditional and non-traditional forms of work with the family in this direction, and the influence of leisure activities on the formation of the intellectual potential of the pupils.

Key words: leisure activities, formation, cooperation with parents is a sensitive period

В современных условиях реформирования системы образования особое внимание уделяется проблеме развития самостоятельности, свободы и творческой инициативы личности.

С этих позиций актуализируется необходимость активного поиска наиболее эффективных средств развития творческого потенциала человека на всех этапах его жизненного пути.

Дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом становления творческих сил и интеллектуальных способностей ребенка. Об этом свидетельствуют исследования Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддъякова, З. А. Михайловой и др.

В науке определены педагогические условия творческого, интеллектуального развития детей в познавательной деятельности, (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, З. А. Михайлова, О. В. Дыбина и др.).

В современных исследованиях А. В. Антоновой, Т. С. Комаровой, М. Б. Зацепиной и др. досуг рассматривается, как потенциально свободное время, являющееся величайшим достижением цивилизации.

Дети — это наше будущее, и именно в точке соприкосновения этих явлений кроется многогранный резерв, который сегодня недостаточно используется в широкой практике.

Точка соприкосновения этих двух явлений — круглосуточный детский сад. Потенциально свободное время в круглосуточном детском саду — дети, посещающие круглосуточный детский сад.

Досуг — это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Не секрет, что по тому, как человек проводит свой досуг, можно судить насколько высок его культурный, интеллектуальный уровень. О. В. Дыбина отмечает, что досуг — это детская интегративная деятельность, сочетающая в себе элементы отдыха, развлечения, игры и создание творческого продукта. Именно с этих позиций сущностной характеристикой детской досуговой деятельности в дошкольном возрасте может являться игра. Особое место в системе организации досуга занимают интеллектуальные игры, наблюдать творческое проявление умственной активности в них, а также степень свободной активности в пространственно-временной среде. Это, на наш взгляд, особенно актуально в условиях длительного пребывания детей в детском саду.

В условиях круглосуточного детского сада, досуговая деятельность детей особенно важна. Потребность в отдыхе у детей — это специфическая сфера социальной жизни дошкольного учреждения. Это физиологическая потребность детского организма и досуг выступает как средство удовлетворения этой потребности, но проводиться должен в определенной культурной форме. Досуг выполняет не только психофизиологическую, но и социокультурную функцию, которая характеризуется следующим:

– целенаправленностью и продуманностью;

– обусловленностью региональными особенностями, традициями и интересами самих ребят (интеллектуальные игры);

– использованием индивидуальных и коллективных форм игры («Что? Где? Когда?», «Поле чудес»);

– формированием культуры поведения и таких качеств личности, как гуманность, порядочность, увлеченность, уважение мнения других, особенно соперников по игре.

Педагогу необходимо формировать у детей интерес к содержательной стороне досуга при положительном эмоциональном отношении к результатам своей деятельности. Этому требованию, на наш взгляд, наилучшим образом соответствуют разнообразные олимпиады, конкурсы, турниры, викторины, а также интеллектуальные игры по моделям игры «Что? Где? Когда?» и математические ринги, брейн — ринги.

С помощью таких интеллектуальных игр и викторин ребенок входит во взрослый мир. В нашем дошкольном учреждении № 80 «Песенка» г.о. Тольятти, стали традиционными творческие и интеллектуальные игры.

При организации данного вида досуговой деятельности мы руководствуемся общими дидактическими принципами:

– гуманизация;

– демократизации, предоставляющей каждому ребенку право выбора своей траектории развития и участия в образовательном процессе;

– детоцентризма, имеющего приоритетами интересы ребенка для превращения его в равноправного субъекта;

– дифференциации и индивидуализации образования, выявляющие и развивающие склонности, способности детей в различных направлениях деятельности и обеспечивающие их развитие;

– сотрудничества, признающей ценности совместной деятельности детей и взрослых, демократичность их общения;

– природосообразности, учитывающей возрастные и индивидуальные особенности, задатки, возможности детей при включении их в разные виды культурно-досуговой деятельности;

– культуросообразности, предполагающей ориентацию на потребности общества и личности ребенка;

– увлекательности и мыслительного творчества, развивающей интеллектуальные способности детей.

В подготовке атрибутов для игры, оформление зала принимают участие дети, педагоги и родители.

Таким образом, организуя досуговую деятельность в старшем дошкольном возрасте, мы развиваем не только творческий, но интеллектуальный потенциал детей, удовлетворяя интерес к познанию окружающего мира.

На сегодняшний день в связи с утверждением и введением в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования большое внимание уделяется содействию и развитию ребёнка при взаимодействии с родителями. В связи с этим перед коллективом детского сада была поставлена задача по поиску эффективных форм взаимодействия детского сада и семьи в воспитании творческих, интеллектуальных и досуговых форм взаимодействия.

Особое внимание заслуживает подготовка вопросов и заданий для игры. Детям интересны задания от знакомых людей, сотрудников детского сада, родителей и членов семьи, и т. д., которые заранее оформляются, сопровождаются показом фото или видеосюжетом

Наш опыт организации различных творческих и интеллектуальных игр с детьми подтверждает высокий уровень интереса детей к такому виду и содержанию досуга.

Литература:

  1. Григоренко, Ю.Н., Кострецова У. Ю. Коллективно-творческие дела, игры, праздники. М.: 2001.
  2. Зацепина, М. Б. Организация культурно — досуговой деятельности дошкольников Учебно — методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2004–144с.
  3. Зеленцова, С. А. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 82–84.
  4. Иванова, Н. В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении / Н. В. Иванова. — Череповец: ЧГУ, 2002. –150 с.
  5. Пенькова, Л.А., Ромахова М. В., Чурбанова И. В. Игры по ознакомлению дошкольников с родным городом. /Пособие для воспитателей/. Тольятти, 2004.
  6. Созинова, М. В. Досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала старших дошкольников // Автореф. Дисс. канд. пед. Наук. — 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): детского сада, развития творческого потенциала, интеллектуальные игры, досуговой деятельности, творческого потенциала старших, средство развития творческого, потенциала старших дошкольников, formation of, круглосуточный детский сад, period of formation, становления творческих, способностей ребенка, досуговая деятельность, дошкольном возрасте, with children of, творческого потенциала воспитанников, of work with, способности детей, Досуговая деятельность, intellectual abilities of.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос