Автор: Балтабаева Азиза Маннабовна

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)

Дата публикации: 04.04.2017

Статья просмотрена: 48 раз

Библиографическое описание:

Балтабаева А. М. Метод «case stady» в изучении комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 130-132. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12234/ (дата обращения: 12.12.2017).



В настоящее время существует несколько концепций преподавания литературы в высших образовательных учреждениях. Отсюда — первостепенное внимание к суверенности читательского восприятия, к его углублению в процессе анализа художественных произведений, к целостному изучению литературы, включающему и индивидуальность художника слова, и его поэтику, и литературные оценки, и «движение» произведения во времени.

Одной из определяющих задач высшего образования на современном этапе является обеспечение высоко результативного обучения и подготовки квалифицированных кадров на основе современных образовательно-профессиональных программ.

Главная задача филологического образования бакалавров 1 курса заключается в усвоении главных особенностей, исторических и эстетических закономерностей литературного развития в России XVIII века, без системного усвоения которых невозможно полноценное изучение сопутствующих и последующих литературоведческих курсов.

Вместе с тем современная система образования должна не просто развивать интеллект обучаемых, повышать его возможности — она должна практически его ориентировать, управлять вниманием и действиями студентов, обучая их процессу самостоятельного обучения и развития, расширять их инновационный и креативный потенциал. Решить такие проблемы можно, только если разумно сочтены традиционные и интенсивные технологии обучения.

Интенсивное обучение имеет целый спектр методологических преимуществ, связанных прежде всего с его развивающим потенциалом. Эти преимущества основаны на активном, эмоционально окрашенном общении участников занятия друг с другом и с преподавателем.

Практическое занятие, взятое само по себе, многими педагогами трактуется зачастую как обучающее мероприятие. Однако не псе практические занятия эффективны с точки зрения приобретения новых компетентностей, т. е. практических умений и навыков, готовности к их реализации. Если превалируют лекции, насыщенные дидактическим и информационным материалом, то но — «академический класс». Если в курсе превалируют игры и тренинги, но они не анализируются с точки зрения эффективности образовательного процесса, то такие занятия можно назвать игровой площадкой». [1] Одним из наиболее широко используемых методов, используемых на практических занятиях, является метод кейс-стади.

Метод кейс-стади (кейс-метод, case-study) наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом. В современном образовании он впервые был применен в Гарвардской бизнес-школе. Метод кейс-стади относится к интенсивным технологиям активного обучения, он является интерактивным, ориентированным на сотрудничество и деловое партнерство, так как работа происходит в группах. Его можно рассматривать как синергическую технологию, суть которой заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, в формировании эффектов умножения знания. Метод кейс-стади имеет следующие признаки:

1) наличие модели социально-экономической системы, состояние которой рассматривается в некоторый дискретный момент времени, использование фактических организационных проблем;

2) возможное участие максимального количества людей в их изучении, выяснении иных точек зрения, сравнении различных взглядов и принятии коллективных решений;

3) минимальная степень зависимости обучаемых друг от друга, наличие у каждого права на правильные и неправильные ответы, взаимный обмен информацией;

4) многоальтернативность решений, принципиальное отсутствие единственного решения;

5) наличие системы группового оценивания деятельности;

6) организатор занятия проводит обучаемых через все этапы сценария и исполняет функции эксперта, катализатора учебного процесса и тренера.(1)

Метод кейс-стади основан на следующих положениях.

  1. Метод предназначен для обучения дисциплинам, истина в которых плюралистична, т. е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос. При этом задачи преподавателя — активизировать обучаемых на поиск различных истин и подходов и помочь им сориентироваться в проблемном поле.
  2. Акцент в обучения переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучаемого и преподавателя. Отсюда принципиальное отличие данного метода от традиционных методик — демократия в процессе получения знания, т. е. равноправие всех со всеми и с преподавателем в процессе обсуждения проблемы.
  3. Результатами применения кейс-стади помимо знаний являются навыки профессиональной деятельности, а также развитие системы ценностей, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного мироощущения и миропреобразования [2].

В методе кейс-стади главным действующим лицом является обучаемый. Участники занятия оказываются вовлеченными в обсуждение реальной ситуации и поэтому проявляют активную позицию.

Цель кейс-стади — совместными усилиями группы проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел и выработать практическое решение.

Рассмотрим на примере изучения комедии «Недоросль» на первлм курсе бакалавриата прием case-study.

Этапы решения кейсов

Содержание иформы деятельности

Первый этап — опрос по теме «Комедия в русской литературе XVIII века»

  1. Что такое комедия?
  2. Комедия воспитания в русской литературе XVIII века.
  1. Жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, и также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы.
  2. Пьеса Дениса Фонвизина «Недоросль» является классицистической комедией. В произведении выдержаны основные нормы данного литературного направления — единство времени, места и действия, противопоставление положительных и отрицательных персонажей, ироничный подход к разоблачению человеческих и социальных пороков. При этом жанр произведения «Недоросль» — не просто комедия, а комедия воспитания

Второй этап анализ проблематики комедии Фонвизина

  1. Анализ действия первого, явления I — IV (Тришкин кафтан)
  2. Анализ действия третьего, явления VII — VIII (Урок Митрофана)

Две проблемы, особенно волновавшие Фонвизина, лежат в основе «Недоросля». Это прежде всего проблема нравственного разложения дворянства.

Другая проблема «Недоросля» — это проблема воспитания. Понимаемое достаточно широко, воспитание в сознании мыслителей XVIII века рассматривалось как первоочередной фактор, определяющий нравственный облик человека. В представлениях Фонвизина проблема воспитания приобретала государственное значение, ибо в правильном воспитании коренился единственно надежный, по его мнению, источник спасения от грозящего обществу зла — духовной деградации дворянства.

Третий этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма».

а) сюжет и система образов;

б) группировка персонажей по моральному принципу, роль второстепенных героев;

в) многотемность сюжета, основной конфликт, особенности организации сюжета;

г) «правило трех единств» и способы создания широкой картины действительности.

а), б)

Отрицательные герои

Простаков.

Г-жа Простакова, жена его.

Простаков, сын их, недоросль.

Скотинин, брат г-жи Простаковой.

Положительные герои

Правдин.

Стародум.

Софья, племянница Стародума.

Милон.

Второстепенные герои

Еремеевна, мама Митрофанова.

Кутейкин, семинарист.

Цыфиркин, отставной сержант.

Вральман, учитель.

Тришка, портной

в) Общественный конфликт (Простаковы, Скотинин — Стародум, Правдин);

Любовный конфликт (Софья- Скотинин- Митрофан- Милон);

Семейный конфликт (Простакова — Митрофан)

Четвертый этап — споры о характере реализма в комедии

«В сей комедии так много действительности, что провинциальные предания именуют еще и ныне несколько лиц, будто служивших подлинниками автору» (П. А. Вяземский «Фонвизин»)

«Все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: все взято живьем с природы и проверено знаньем души» (Н. В. Гоголь «В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность»)

Литература:

  1. Вагина М. В. Использование кейс-стади как образовательной технологии// www/gup/events smi/ detail/php
  2. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии// http://studentam.net/content/view/1279/123/
Основные термины (генерируются автоматически): комедии «Недоросль», проблема воспитания, Метод «case stady», точки зрения, Фонвизина проблема воспитания, практические занятия эффективны, кейс-стади главным действующим, принципиальное отсутствие единственного, Результатами применения кейс-стади, участников занятия друг, процессу самостоятельного обучения, интенсивные технологии обучения, Дениса Фонвизина «Недоросль», эстетических закономерностей литературного, технологиям активного обучения, овладения готовым знанием, изучения комедии «Недоросль», суверенности читательского восприятия, процессе анализа художественных, концепций преподавания литературы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос