Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)

Дата публикации: 30.04.2017

Статья просмотрена: 233 раза

Библиографическое описание:

Чепчигашева, Е. В. Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС / Е. В. Чепчигашева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12231/ (дата обращения: 25.04.2024).



В настоящее время вновь происходит осознание важности воспитания гражданских качеств личности и понимание того, насколько значимую роль в этом играет образование.

Необходимость целенаправленной работы гражданско-правовому воспитанию подрастающего поколения отмечена в ряде нормативных и правовых документах.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015года № 1493

«О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», «Федерального государственного стандарта и в рамках Постановления Президиума Правительства Республики Хакасия № 30-п от 29.03.2016г. «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в2016 году государственной политики патриотического воспитания граждан, проживающих в Республике Хакасия.

В трудах современных педагогов и психологов: Лихачёвой Б. Т., Запорожца А. В., Нечаевой В. Г., Логиновой В. И., Рузской А. Г., отражена деятельность по формированию у дошкольников элементов гражданских чувств и представлений (любовь к родному краю, природе, уважение к защитникам Родины, уважение к труду взрослых и трудящемуся человеку), личностных качеств (ответственность, дисциплинированность, организованность).

Воспитание патриотизма, основ гражданственности начинается с малой Родины, города, села, своей школы, детского сада. Любовь к Родине большой можно обрести, привив любовь к Родине малой. Любой край, область, город, даже небольшая деревня индивидуальны и славны своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, историю своих предков, их культуру, историю героев, своей страны. Эти знания непременно помогут дошкольникам в дальнейшем с большим вниманием и уважением отнестись к истории и культуре других народов.

Для меня актуальной стала тема: «Воспитание нравственно — патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность», что позволило мне разработать два проекта: «Наследие для потомков» и «Маленький саяногорец — будущий гражданин России».

Цель: создание условий для «Воспитания нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность». Определились задачи:

‒ Создать условия для формирования гражданско-правовой культуры детей дошкольного возраста.

‒ Создать условия для становления в ребенке благородного человека, благородной личности, благородного гражданина.

‒ Создать условия для воспитания толерантного отношения к людям других национальностей.

‒ Создать условия для развития эмоционального отклика и позитивного отношения к явлениям социальной действительности.

Работая над первым проектом в основу которого легло ознакомление дошкольников с природой родного края, знакомство с бытом, обычаями и традициями хакасского народа, изучение памятников археологии Хакасии (курганы, стелы, петроглифы), в результате у детей были сформированы стойкие знания о достопримечательностях Республики Хакасия, о культуре хакасского народа (сказания, легенды, изобразительное искусство), о труде взрослых и результатах их деятельности, об их общественной значимости, о истории и философии хакасского народа, где красной нитью прослеживается бережное чистое отношение к земле — матери, кормилице, трудолюбие, забота о детях, уважение к старшим, терпение, милосердие и гостеприимство.

Огромный интерес у детей вызвал просмотр видеофильма «Наедине с Хакасией» А. Курочка, просмотр слайдов о древних курганах «Гепорбория» А. В. Ерёмина, Н. Новожиловой «Озёра Хакасии» (где останавливаются при перелётах лебеди).

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе, несмотря на то что детские впечатления ещё не осознаны ребёнком глубоко, но пропущенные через детское восприятие играют огромную роль в становление личности ребёнка.

Формирование основ гражданско-правовой культуры дошкольников предполагает успешную социализацию в обществе. Изучив, программу становление основ гражданско-правовой культуры детей дошкольного возраста «Растим юного гражданина» И. И. Гончарова, О. Н. Шадрина. Мной разработан проект «Маленький саяногорец — будущий гражданин России». Цель: создание условий для знакомства дошкольников с конституционными правами и обязанностями граждан, исполнительными органами власти. Реализация поставленной цели была достигнута путем решения следующих задач:

‒ Создать условия для формирования первичных представлений и понятий о демократическом обществе, элементарных правовых нормах, избирательном праве.

‒ Создать условия для развития эмоционального отклика и позитивного отношения к явлениям социальной действительности.

‒ Создать условия для формирования предпосылок активной гражданской позиции ребёнка (умение осуществлять свободный выбор и нести за него ответственность).

В структуру данного проекта вошли два модуля, раскрывающих сущность становления основ гражданско-правовой культуры личности.

I. “Ребёнок — гражданин России”.

II. “Государство — это мы и наши права”.

В рамках проекта разработан перспективный тематический план мероприятий (в который вошли беседы, выставки, наблюдения, экскурсии, праздники с приглашением популярных людей). Особое восхищение детей вызвали посещения здания Физкультурно-оздоровительного комплекса, художественной школы «Колорит», здания Администрации города Саяногорска, краеведческого музея, детской поликлиники, детской библиотеки, экскурсии к Енисею, по улицам города, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.

Тесное сотрудничество с территориальной избирательной комиссией МО город Саяногорск, позволило детям посетить экскурсией здание администрации МО города Саяногорска, а участие в городском мероприятии «Школа юного избирателя», где была проведена с детьми подготовительной логопедической группы сюжетно-ролевая игра «Выбираем будущее», позволило дошкольникам познакомиться с избирательным правом гражданина выбирать и быть избранным в органы власти. Принять участие в процедуре тайного голосования и подсчете избирательных бюллетеней. Занятие в виде деловой игры «Выборы президента группы» помогло дошкольникам закрепить знания о гражданском праве «голос каждого значим» и может быть решающим. Предварительная подготовка и проведение праздника «12декабря — День Конституции России» позволил дошкольникам показать значимость конституционных прав: на образование, жизнь и охрану здоровья, право на собственное волеизъявление. Участие в Республиканской акции «Пожелание будущему избирателю» позволило детям осознать значимость своего мнения в предстоящих президентских выборах. Старшие дошкольники с позитивными ощущениями своей деятельности делились с тележурналистами и с нетерпением ждали выхода репортажа в эфир. В 2015году республиканская акция «Я, голосую за…», позволила старшим дошкольникам выразить свое отношение к своей стране, президенту России, к родителям, к мэру города, к председателю территориальной избирательной комиссии города Саяногорска.

Дошкольники активно участвовали в проведении мастер-класса «Выбираем символ весны-2014года» самостоятельно выбрали счетную комиссию, избирательную комиссию, председателя комиссии, вели подсчет голосов избирателей, заполняли протокол выборов, объявили о результатах голосования. Проявили взрослую ответственность, самостоятельность воспитанность, умение делать выбор. Все мероприятия были освещены в средствах массовой информации городского телевидения «Первое городское» и в городской газете «Саянские ведомости». Дошкольники ощутили значимость проводимых мероприятий, что вызвало положительное отношение и одобрение родителей.

Активное участие в проектной деятельности способствовало детям преодолеть речевую и коммуникативную робость, суждения стали полными и развернутыми. Ребята научились выражать свои мысли, чувства и эмоции. Дети научились свободно вступать в контакт и диалог с окружающими людьми, освоили правила речевого общения. У дошкольников развились такие качества, как самостоятельность, любознательность, инициативность, творческое воображение, умение планировать поисковую деятельность. Данная работа позволила сформировать представления о ближайшем окружении, т. е. о сотрудниках ДОУ, о социально-значимых объектах города, о работе административных организаций, своей значимости в жизни города, что предусматривает становление основ гражданско-правовой культуры ребенка, оказывая комплексное влияние на формирование коммуникативной компетентности дошкольников, и предполагает формирование гражданственности у дошкольников.

Литература:

  1. Детство: Образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
  2. Программа «Растим юного гражданина» составители И. И. Гончарова, О. Н. Шадрина. — 2007г.
  3. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)/ Под Л. А. Кондрыкинской. — М:ТЦ Сфера, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольник, проектная деятельность, ребенок, становление основ, Хакасия, дошкольный возраст, Маленький саяногорец, позитивное отношение, Российская Федерация, социальная действительность.

Похожие статьи

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников, социально-личностное развитие детей, социально-личностное развитие, вид деятельности...

Проблема социокультурного развития детей старшего...

ребенок, социальная действительность, дошкольное образование, трудовая деятельность, представление детей, познавательный интерес, окружающий мир, дошкольный возраст, социальный мир, взрослый.

Педагогические условия формирования гражданственности...

Согласно проведенного ранее теоретического анализа [2, 3, 4], было предположено, что проектная деятельность будет являться эффективным средством формирования основ гражданственности детей старшего дошкольного возраста, если...

Проектная деятельность как современная технология развития...

Веракса Н. Е., Веракса Н. А. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.

Толстикова О. В., Савельева О. В. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие.

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников...

родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое воспитание, Российская Федерация, старший дошкольный возраст, город, дошкольный возраст, воспитанник.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников, социально-личностное развитие детей, социально-личностное развитие, вид деятельности...

Актуальность нравственно-патриотического и социального...

Актуальность нравственно-патриотического и социального воспитания дошкольников в контексте современного обновления дошкольного

Ключевые слова: ребенок дошкольного возраста, патриотическое воспитание, основы патриотического воспитания, любовь к Родине.

Значение дошкольного возраста в становлении личности...

В дошкольном возрасте формируется становление фундамента личности: самооценки, эмоционального интеллекта, нравственных ценностей и социализация.

Вся деятельность дошкольника является эмоционально насыщенной. Все, во что включается ребенок, должно...

Создание условий для развития нравственных качеств...

формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

− создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе при

Социально-нравственное воспитание дошкольников в формировании представлений об...

Похожие статьи

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников, социально-личностное развитие детей, социально-личностное развитие, вид деятельности...

Проблема социокультурного развития детей старшего...

ребенок, социальная действительность, дошкольное образование, трудовая деятельность, представление детей, познавательный интерес, окружающий мир, дошкольный возраст, социальный мир, взрослый.

Педагогические условия формирования гражданственности...

Согласно проведенного ранее теоретического анализа [2, 3, 4], было предположено, что проектная деятельность будет являться эффективным средством формирования основ гражданственности детей старшего дошкольного возраста, если...

Проектная деятельность как современная технология развития...

Веракса Н. Е., Веракса Н. А. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.

Толстикова О. В., Савельева О. В. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие.

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников...

родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое воспитание, Российская Федерация, старший дошкольный возраст, город, дошкольный возраст, воспитанник.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников, социально-личностное развитие детей, социально-личностное развитие, вид деятельности...

Актуальность нравственно-патриотического и социального...

Актуальность нравственно-патриотического и социального воспитания дошкольников в контексте современного обновления дошкольного

Ключевые слова: ребенок дошкольного возраста, патриотическое воспитание, основы патриотического воспитания, любовь к Родине.

Значение дошкольного возраста в становлении личности...

В дошкольном возрасте формируется становление фундамента личности: самооценки, эмоционального интеллекта, нравственных ценностей и социализация.

Вся деятельность дошкольника является эмоционально насыщенной. Все, во что включается ребенок, должно...

Создание условий для развития нравственных качеств...

формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

− создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе при

Социально-нравственное воспитание дошкольников в формировании представлений об...