Взаимодействие ДОО и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Омарова Н. А., Вильман А. Э. Взаимодействие ДОО и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 47-49. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/11387/ (дата обращения: 19.06.2018).



Актуальность проблемы:

В «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», принятой распоряжением Правительства РФ 29 мая 2015 г. говорится о том, что приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины (1).

Почему в XXI веке, веке современных компьютерных технологий, ставится такая задача?

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. На протяжении длительного времени происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека. И как результат этого — эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Кроме этого, размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия и жестокости в средствах массовой информации, разрушение семейного уклада, отрицательно воздействуют на детские души.

Нравственный облик человека — центральное, стержневое образование его личности. И бесспорно, что любые качества и свойства приобретают родной характер в зависимости от того, в системе каких нравственных отношений они формируются и на достижение каких духовных ценностей направлены: общественных, коллективистических или эгоистических, индивидуалистических [2].

От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Руководя деятельностью детей, педагог формирует у них такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им. А. С. Макаренко писал: «Ребёнок — это живой человек. Это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная полнокровная жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых» [3. С.78].

В духовно-нравственном становлении растущей личности ведущую роль играет семья. Семья и детский сад — это две стороны одного воспитательного процесса, каждая из которых дает ребенку определенный социальный опыт. И только в слиянии друг с другом они создают оптимальные условия для комфортного и легкого вхождения ребенка в большой мир.

Система ДО, как один из институтов социализации подрастающего поколения, на сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции ДО, так и проблемные моменты, требующие решения. И одним из таких проблемных моментов, с нашей точки зрения, является вовлечение в образовательный процесс семей воспитанников, как фактора повышения эффективности функционирования ДОО в вопросах духовно — нравственного и патриотического воспитания и поиск рациональных путей взаимодействия.

Данные вопросы закреплены в Законе Российской Федерации «Об образовании», в содержании ФГОС ДО. В Законе предусмотрено, что в решении сложных, многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС ДО, эксклюзивная роль принадлежит семье (4). В статье 44 Закона впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребёнка. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (5.ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

В настоящее время принято говорить о новой философии взаимодействия семьи и ДОО, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание и образование детей несут ответственность именно родители, а все другие социальные институты призваны поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность (Е. П. Арнаутова, Т. А. Куликова, Л. М. Кларина).

В философской, психолого-педагогической литературе (К. А. Абульханова-Славская, А. Н. Аверьянов, Б. Г. Ананьев, Л. П. Буева, М. С. Каган, Н. Ф. Радионова, В. И. Слободчиков и др.) взаимодействие рассматривается как особый тип связи субъектов совместной деятельности и общения. Только взаимодействие, построенное на основе общечеловеческих ценностей, взаимном участии его участников, обеспечивает достижение общих целей, результативность сотрудничества.

Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОО (5.ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. По утверждению авторского коллектива Дороновой Т. Н. — придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т. д. [6 с. 204–206].

Признание приоритета семейного воспитания требует и иных линий отношений семьи дошкольного учреждения, которые определяются как сотрудничество, взаимодействие. [7, с.301]

Главная тенденция современного взаимодействия ДОО и семьи — поиск рациональных путей взаимодействия, использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия.

Таковым, на наш взгляд, является проектный метод, в процессе которого появляется уникальная возможность сближения детей и их родителей на основе совместной деятельности. Семейное проектирование — шаг к повышению компетентности родителей и возможность продуктивного взаимодействия взрослых и детей.

Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, с восхищения тем, что видит малыш, что вызывает отклик в его душе. Прикосновение к истории своей семьи, соблюдение семейных традиций вызывает у ребенка сильные эмоции, откладывает впечатления в дальнейшей жизни, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Ведь именно в дошкольном детстве происходит становление личности ребенка, осознающей себя частью общества и общепринятые нормы поведения принимаются детьми чистым сердцем, без сомнения в их необходимости.

Название инновационного проекта: «Начало всех начал».

Основная идея проекта: вовлечение в образовательный процесс семей воспитанников является одним из факторов повышения эффективности функционирования ДОО в вопросах духовно — нравственного и патриотического воспитания дошкольников, родители и педагоги становятся партнерами и совместно реализуют свои специфические возможности в воспитании детей.

Новизна проекта: данный проект представляет собой инновационный продукт, в котором прописан алгоритм содержательного межпоколенческого взаимодействия, воспроизведение которого возможно любым заинтересованным педагогом в работе с воспитанниками и их семьями.

Цель проекта: создать организационно — педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, Родине.

Задачи проекта:

– объединить усилия педагогов и родителей в вопросах духовно — нравственного и патриотического воспитания;

– приобщать детей к традиционным для России духовно-нравственным и культурным ценностям;

– формировать гражданское самосознание, любовь к Родине и русскому народу;

– охранять и укреплять душевное, духовное и физическое здоровье детей;

– заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией;

– воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;

– формировать систему поддержки важных социальных функций семьи: воспитательной, досуговой, влияющих на качество семейного воспитания детей дошкольного возраста;

– расширить представления и обогатить знания родителей по вопросам организации совместной проектной деятельности;

– гармонизировать детско-родительские отношения, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых;

Прогнозируемый результат: создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства ДОУ и семьи будет способствовать

– взаимодействию детского сада и семьи в духовно-нравственном и патриотическом воспитании дошкольников;

– возрождению и сохранению лучших традиций семейного воспитания;

– созданию активной системы поддержки творческого развития ребенка;

– вовлечению родителей в образовательный процесс;

– раскрытию творческих способностей детей и родителей;

– формированию доверительных, партнерских отношений между педагогами, воспитанниками и их родителями.

В проекте представлена модель взаимодействия ДОО и семьи на основе проектной деятельности с целью содействия процессу духовно-нравственного и патриотического воспитания ребенка-дошкольника, разработки семейных мини-проектов, критерии измерения эффективности проекта.

Проект имеет несколько содержательных линий:

  1. «Дом. Семья вжизни человека».

Цель — приобщение детей к семейным ценностям и традициям.

  1. «Семь Я«.

Цель — обогащение детско-родительских взаимоотношения в творческой и культурно — досуговой деятельности.

  1. «Только трудом держится дом».

Цель — приобщение детей и родителей к культурным традициям русского народа.

  1. «Я— маленький гражданин».

Цельформирование у детей осознанной, убеждённой, гражданской позиции патриота своей Родины.

  1. «Дорогой добра».

Цельформирование нравственных ценностных ориентаций детей — дошкольников: доброты, милосердия.

Результативность.

В рамках работы над проектом были разработаны:

– механизм осуществления совместной проектной деятельности детей и родителей в системе духовно-нравственного и патриотического воспитания;

– система проектных мероприятий, направленных на формирование социальной компетентности воспитанников посредством совместной деятельности ДОО и семьи;

– совместные проекты;

– семейные мини-проекты;

– анкета для родителей по выявлению эффективности проведения совместной проектной деятельности;

– анкета для родителей «Традиции семьи».

– методические рекомендации для педагогов по организации проектной деятельности совместно с семьями воспитанников в системе духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Критерии оценки:

– неподдельный интерес родителей к вопросам духовно — нравственного и патриотического воспитания их детей;

– проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, участие родителей в праздниках, акциях, творческих работах;

– рост посещаемости родителями совместных мероприятий;

– положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ;

Литература:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» — Режим доступа: http://zakonobobrazovanii.ru/
  2. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва — Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
  3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. — Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  4. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. — М.: 2001. — 72 с.
  5. Доронова Т. Н. Соловьева Е. В. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития. М.: Линка-Пресс, 2001.
  6. Калинина Р. Р. Становление нравственности в дошкольном возрасте// Дошкольное воспитание. 1999 № 4. — 127 с.
  7. Педагогика Детства СПб., 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, ребенок, родитель, семья, Российская Федерация, совместная деятельность, совместная проектная деятельность, воспитательная деятельность, воспитательный процесс, детский сад.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос