Библиографическое описание:

Воронина Л. И., Нагорнова О. В., Клементьева Е. Е., Елеськина Г. Д. Родительское собрание в подготовительной логопедической группе на тему: «Играя, развиваем, обучаем» [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 22-27.



Цель. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей и обучение их способам эффективного общения с детьми при подготовке к обучению в школе.

Содержание:

  1. Ролевая игра педагога — психолога «Готовность детей и родителей к школе»
  2. Мастер-класс учителя логопеда «Игры между делом».
  3. Презентация игр В. В. Воскобовича воспитателями группы.
  4. Мастер — класс воспитателя группы по использованию «Двухцветного квадрата» В. В. Воскобовича.
  5. Мастер — класс воспитателя группы по использованию блоков Дьенеша.

Ход мероприятия.

  1. Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о том, что ждет вас в недалеком будущем? О школе, о подготовке к школе.

Наше знакомство мне хотелось бы начать с приветствия. Пусть каждый, в чьих руках окажется мяч представиться (имя ребенка, свое имя отчество)

А сейчас предлагаю определить степень Вашего беспокойства по поводу приближающего школьного обучения:

− Испытываете сильное беспокойство, поднимите 2 руки вверх (встают на черную дорожку)

− Слегка волнуетесь — поднимите 1 руку, например, правую (синяя дорожка)

Если испытываете чувство уверенности за своего ребенка (нет особого беспокойства) — сложите руки перед собой, как ученики (красная дорожка). Родители разбились на группы по дорожкам. Идет обсуждения. От кого или от чего зависит нормализация в улучшении вашего самочувствия или что должно измениться, чтобы вы чувствовали себя лучше?

Задание родителям. У вас на карточках написаны фразы, которые довольно часто употребляют родители. Прочтите и попробуете прокомментировать их:

Какие детские чувства могут стимулировать у детей эти реплики

− «Вот пойдешь в школу, там тебе... Ты, наверное, будешь двоечником»

− (утрата веры в себя, желания ходить в школу, возникновение чувство неуверенности)

«Только попробуй мне сделать ошибки в диктанте!» Прямая угроза наказания, развиваться комплекс неполноценности.

«Учись так, чтобы мне за тебя не было стыдно» (на ребенка ложится двойная нагрузка иными словами, взрослый человек, испытывая страх «унижением» делает ответственным за свою самооценку ребенка)

Предлагается познакомиться с «портретом идеального (по мнению психологов, педагогов) первоклассника» (Презентация)

Психологическая готовность.

Интеллектуальная готовность. Данный компонент школьной готовности заключается в приобретении определенного кругозора, запаса знаний в развитии памяти, внимания, мышления, воображения, речи. Умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка, сравнивать предметы, находить различия и сходство, выделять целое и его часть, группировать предметы по определенным признакам, делать простейшие умозаключения и обобщения и др. Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15–20 минут).

Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация).

Очень важна речевая готовность ребенка. Ребенок должен уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь навык пересказа. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т. е. у него должен быть развит фонематический слух.

Коммуникативная готовность. Коммуникация — общение.

Умение устанавливать контакт с учителем, сохранение чувства дистанции. В общении с взрослыми ребенок должен осознавать контекст общения и уметь действовать исходя из этого контекста. Например, знать, когда можно вставать во время урока и следовать этому; спрашивать учителя по делу, а не по пустякам.

Умение войти в детский коллектив. Это один из сложных компонентов готовности, т. к зависит от характера и темперамента ребенка. Сложно приходится застенчивым «тихоням». Порой и активным «шустрикам» приходится постараться, чтобы влиться в новый коллектив. Общение со сверстниками должно заключаться в двух навыках: во — первых, ребенок должен уметь договариваться, кооперироваться с другим детьми. Во — вторых, ребенок должен достаточно спокойно себя чувствовать в условиях конкуренции, ведь школьная жизнь — это соревнование.

Мотивационная готовность. Важным компонентом школьной готовности считают мотивационную готовность, наличие мотивации к учебной деятельности.

К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение:

− к школе;

− учителю;

− к учебной деятельности;

− к самому себе.

Различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Если спросить ребенка, хочет ли он в школу, то большинство ответит «хочу» Но это «хочу» будет разным. Внешняя мотивация связана с внешней атрибутикой, например, «хочу портфель как у брата» или «хочу красивый пенал». Внутренняя мотивация связана с непосредственным желанием учиться, обретать знания.

Эмоционально-волевая готовность. Серьезного внимания требует и формирование волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребуют учитель, школьный режим, программа.

К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Так, выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и осознанны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения.

Важная задача перед родителями — научить доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определенные условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит т того, как дети подготовили свое рабочее место. Например, если ребенок сел рисовать, но не приготовил заранее все необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующей листок... В результате, ребенок теряет интерес к замыслу, затрачивает время в пустую, а то и оставляет дело незавершенным.

А также:

− развитие мелкой моторики (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами, для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц);

− пространственная организация, координация движений (умение правильно определять «выше — ниже», «вперед-назад», «слева — справа»);

− координация в системе «глаз-рука» (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);

Для ребенка переход в школу — трудный и ответственный период в его жизни. Наша единая задача заключается в создании условий для успешной подготовки к обучению детей в школе. Играйте с ребенком в игры по правилам.

  1. Развивать речевые навыки лучше в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Такие речевые игры способствуют развитию речи, фонематического восприятия, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. Поэтому можно легко и непринуждённо, «между делом» проводить маленькие, но очень нужные «уроки».

Вариант первый. Приключенческий. Дети по утрам любят ходить неторопливо, по-хозяйски оглядывая слегка изменившийся за ночь мир. У них совсем иной отсчёт времени, и то, что для нас всего лишь дорога, в детском воображении может превратиться в большое приключенческое путешествие. И здесь очень уместны словесные игры на сравнение, обобщение…

− Давайте «опробуем» варианты заданий …

Разбейтесь, пожалуйста, на пары, займите места за столами. Вы — уважаемые взрослые «становитесь» детьми. Итак, начинаем «играть»…

Игра «Отгадай предмет по названию его частей». Задание: отгадайте предмет по названию его частей…

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево)

Лепестки, стебель, листья, бутон (цветок)

Фундамент, стены, крыша, окна, двери (дом)

Игра «Назови одним словом». Задание:назовите все предметы одним словом…


Овца, собака, лошадь — это…

Огурец, помидор, редиска – это…

Диван, кровать, стол – это…

Грусть, радость, стыд – это…

Игра «Кто это? Что это?». Придумайте, о чем можно так сказать…

Длинная — дорога, лента…

Холодный — день, ручей, квас…

Круглый — …,

Веселая – …

Игра «Если…- то». Закончите предложение, подобрав признак…

Если шишка от ели, то она (какая?) …еловая

Если дом из кирпича, то он …

Если дверь из железа, то она …

Игра «Отгадай, что явижу». Отгадайте слово, которое я задумала, пользуясьсловами-подсказками:

− Высокий, кирпичный, многоэтажный (дом).

− Маленький, серенький, умеет летать, чирикает (воробей).

− Едет по рельсам, возит пассажиров, звенит (трамвай).

Вариант второй. Ситуативный. Вы просто пользуетесь ситуацией, подвернувшимся случаем, чтобы что-то выучить или повторить с ребёнком.

Игра «Что бывает?».

− «Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а что еще мягким может быть…?"

Или так:

Что бывает круглое?

Что бывает острое?

Что бывает жидкое?

Что бывает длинное?

Игра «Что будет, если…».

− Эта игра построена на вопросах и ответах.

«Что будет если, в ванну упадёт камень, бумага, жук?»,

«Что будет, если летом пойдет снег?» (Вопросы могут быть разные — как житейские, так и «фантазийные», например): «Что будет, если ты окажешься на Марсе?»

Игра «Кто кем был или что чем было». Ответьте на вопросы…

Кем или чем раньше был цыплёнок? (яйцом),

лошадь? (жеребёнком),

лягушка? (головастиком),

бабочка? (гусеницей),

ботинки? (кожей),

рубашка? (тканью),

рыба? (икринкой),

шкаф? (доской),

хлеб? (мукой),

велосипед? (железом),

свитер? (шерстью) и т. д.

Игра «Закончи предложение».

− Придумайте окончание предложений:

Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела)

Я не хочу спать, потому что... (ещё рано)

Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)

Игра «Бывает— не бывает». Подтвердите правильность высказывания словами «бывает» или «не бывает». Эта игра развивает слуховое внимание, которое необходимо каждому ребенку для успешного обучения.

− Чашка жарится на сковороде.

− Медведь спит в берлоге.

− Человек выше собаки.

Воробей — это не птица и т. п.

Игра «Добавь словечко». Дети очень любят стихи — ритмичные тексты легче запоминаются, способствуют словотворчеству малышей, что в свою очередь помогает им освоить русский язык, его грамматику.Подскажите подходящее по смыслу слово

Ом-ом-ом — вот стоит высокий…(дом)

Ома-ома-ома — мы сегодня… (дома)

Ому-ому-ому — мы идем к …(дому)

Особенно нравится детям сочинять стихотворные небылицы

− Попробуем придумать складно и смешно

Ва-ва-ва — на столе растет… (трава)

Ву-ву-ву — съели волки всю…(траву)

Вы-вы-вы — суп сварили из…(травы)

Игра «В магазине». Мы оказались в магазине:

«Я хочу сварить щи. Что мне нужно купить?»…

− «Мы с тобой купим масло. Куда же нам дома его положить? Я забыла, как называется посуда для масла?» …

− «А в этом отделе я купила груши, апельсины и лимон. Как это можно назвать, одним словом?» …

Игра «Сравни». Сравните предметы…

В магазине сравнить две чашки (по цвету, объему, материалу).

На улице сравнить две машины, два дома, два дерева.

Что нравится больше? Почему? Объясни.

Игра «Угадай первый звук вслове»

Определите первый звук в произнесенном слове (ложка — [л], кошка — [к]) и т. д.

Игра «Придумай слово на звук …» Придумайте как можно больше слов на заданный звук. (Ф, К, Р …)Спасибо! Желаем успехов, играйте чаще…

  1. Сегодня мы предлагаем поговорить об уникальном комплексе разноплановых игровых пособий Вячеслава Владимировича Воскобовича, направленных на обучение ребенка основным знаниям в рамках игрового пространства.

Вячеслав Владимирович Воскобович никогда специально не связывал свою жизнь с педагогикой. По профессии он инженер-физик. Когда у Вячеслава Владимировича появились дети, он всерьез задумался о их всестороннем развитии. Вдохновившись работами Зайцева и Никитина, Воскобович решил создать что-то совершенно новое, что было бы интересно не только его детям, но и их сверстникам.

Методика Воскобовича включает в себя около 50 игр. Каждая из них представляет собой универсальное творческое пособие, которое делает обучение ребёнка весёлым и непринуждённым. Это достигается благодаря сказочной направленности всех игр, в которых главные герои помогают детям запомнить цифры, фигуры и буквы. Кроме этого, игры достаточно многофункциональны, нацелены на всестороннее развитие личности. Они позволяют сделать лёгким обучение чтению и счету, способствуя в то же время развитию логики, мышления, памяти, тренируют мелкую моторику, развивают творческие способности ребёнка. Все игры разработаны на трёх важных принципах: интерес — познание — творчество. Игры Воскобовича условно можно разделить на несколько типов. Первый вид игр — развивает логико-математические способности.

Среди них выделяется Геоконт— конструктор. Это пособие представляет собой игровое поле с нанесенными лучами-осями и геометрическими фигурами, обозначенными буквами. В каждой точке пересечения лучей закреплен гвоздик с номером. Натягивая между гвоздиками специальные резиночки, ребенок может создавать различные фигуры и отрезки, как в пособии или включая свою фантазию. По своей сути — это уникальная и многоплановая развивающая игра, которую можно приобрести в магазинах или создать самим.

Закрепление знаний геометрических фигур автор предлагает проводить с помощью «Квадрата Воскобовича», квадратная основа которого из ткани с наклеенными на нее треугольниками разных цветов. Это гибкое поле, на которое приклеено 32 пластиковых треугольника двух или четырёх цветов. Уникальная конструкция позволяет трансформировать квадрат в огромное количество плоских и объёмных фигур с различным рисунком. Двухлетки без труда соберут домик или ёжика, а детки постарше работают по предложенным в приложении схемам или выдумывают собственные образы. Ребенок может складывать из них всевозможные геометрические фигуры, тренируя память, мелкую моторику, расширяя представления о геометрических понятиях. Квадраты Воскобовича небольшого размера и их можно брать с собой в поездки, в поликлиники и даже на прогулки.

Универсальное пособие-игра, которое подходит как маленькому ребенку, так и старшим дошкольникам. С его помощью, ребенок тренируется в счете и учится различать числа и знаки. Речь идет о «Цифроцирке».

Второй вид игригры с буквами, звуками, словами.Особое место среди развивающих игр Вячеслава Владимировича занимают «Теремки Воскобовича». Это настоящая авторская методика по раннему обучению чтению в игре. В игре 24 кубика. 12 кубиков теремков — согласные буквы, и 12 кубиков — вкладок-окошек — гласные буквы. С помощью этой игры малыши учатся складывать буквы в слоги, слог в слова.

Серия игр «Ромашка», «Снеговик», «Яблонька» научат наших детей словотворчеству.

Настоящая головоломка — Конструктор Букв. Складывание буквы из деталей, трансформирование одной буквы в другую поможет дошкольнику лучше запомнить ее графический образ.

  1. Уважаемые родители, давайте поиграем! Окунемся в мир сказки с помощью игры В. В. Воскобовича «Двуцветный квадрат». «Сказка об удивительных приключениях — превращениях Квадрата». И так, сказка, начинается! Воспитатель проводит мастер-класс с родителями (Приложение № 1)
  2. И еще с одним видом развивающих игр мы хотели бы вас познакомить — это игры с блоками Дьенеша. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. Основная цель использования дидактического материала научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам: форма, цвет, размеры, толщина.

На занятиях ребята не только закрепляют такие понятия как форма предмета, его величина, цвет, но знакомятся с понятием толщины и учатся представлять предметы объемно. То есть ребенок начинает понимать разницу между прямоугольником и параллелепипедом, квадратом и кубом. Дети начинают анализировать, сравнивать предметы, обобщать их. Упражнения для начала берем простые. Затем упражнения надо постепенно усложнять — пусть ребенок найдет все красные круги, а потом все синие большие треугольники. То есть, чем больше признаков предмета одновременно будет анализировать мозг ребенка, тем успешнее будет развиваться логическое мышление дошкольника. Мы не станем перечислять все игры с блоками Дьенеша, их существует огромное количество в зависимости от возраста ребенка. Давайте, поиграем!

Возьмите блок и расскажите о его свойствах. Например: синий, круглый, маленький, толстый — это синий, маленький, толстый круг.

Предлагаю вам поиграть в игру «Выкладываем дорожки». Разделитесь на 2 команды. Смысл соревнования заключается в том, кто быстрее выложит дорожку из плиток (плоских фигур). Форму, размер, цвет выбирает согласно схемам.

На рисунке № 1 хорошо видно, что каждое свойство имеет свой «домик».

Рисунок № 2 подскажет нам, какие именно плитки (фигуры) надо выбирать для дорожки. Всего в дорожке будет — 12 плиток: их форма закодирована в первом столбике схеме, размер — во втором, а цвет в третьем. Дорожка, выкладывается или из блоков или из плоскостных фигур, по порядку от 1 до 12 плиток. (Приложение № 2)

Приложение № 1

Методическая сказка. Автор сказки: Воскобович В.

«Тайна Ворона Метра, или Сказка об удивительных приключениях — превращениях Квадрата».

В самом обыкновенном городе, в самом обыкновенном доме жила совсем обычная семья: мама Трапеция, папа Прямоугольник и их сынишка Квадрат. Братишек и сестричек у Квадрата не было, но зато был дедушка Четырехугольник, который жил в другом городе. Дедушка жил далеко, добираться к нему надо было по суше, по воде и даже по воздуху. Так говорил папа.

Дедушка Четырехугольник часто писал письма. Однажды за завтраком папа сказал, что вчера он снова получил от дедушки письмо. Дедушка предает всем привет, желает доброго здоровья и спрашивает, кем его любимый внук Квадрат мечтает стать.

После завтрака мама с папой ушли на работу, а Квадрат остался дома один. «Интересно, а кем я смогу стать?» — вспомнил Квадрат дедушкин вопрос и подошел к зеркалу. На него смотрел обыкновенный Квадрат, у которого все стороны были равны и все углы тоже были равны. «Всюду одинаковый и ничем не примечательный, — думал про себя Квадрат. — То ли дело домик во дворе: такой стройный, такой нарядный! Вот если бы я мог стать домиком!» Квадрат подумал об этом робко и вдруг почувствовал, что уголки его пришли в движение, и он как-то необычно сложился. Квадрат снова посмотрел на себя в зеркало и увидел ДОМИК. Конечно, он этому немного удивился, но невеселые мысли отвлекли его, и он снова превратился в Квадрат.

Квадрат вспомнил Новогодний праздник, пушистую нарядную елку и почему-то большую конфету. Она висела на ниточке среди красивых стеклянных игрушек и была ничуть не хуже их. «Вот бы мне стать конфетой»,- подумал Квадрат и снова почувствовал, что уголки его ожили. Из зеркала на Квадрат смотрела КОНФЕТА.

На этот раз Квадрат не только удивился, но и задумался.

«Что же это, получается? — размышлял Квадрат. — Захотелось мне стать домиком, и я стал домиком. Захотелось стать конфетой, и я превратился в конфету. А если я захочу стать, — Квадрат стал напряженно думать, в кого бы ему превратиться, — ну, например, летучей мышью

− Да, — сказал он себе более решительно, — хочу превратиться в летучую мышь!

Мгновение спустя Квадрат увидел в зеркале ЛЕТУЧУЮ МЫШЬ.

Это было настоящее открытие. Оказывается, стоит Квадрату очень захотеть, и он может превратиться, во что угодно и в кого угодно. Теперь ему было о чем написать дедушке в письме.

Приложение № 2.

20170317_135918.jpg

Рис. 1.

20170317_135900.jpg

Рис. 2.

Литература:

  1. Волина В. В. Учимся играя. — М.: Новая школа, 1994.
  2. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. — 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Просвещение, 1983.
  3. Данилова В. В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. — М.: Просвещение, 1987.
  4. Дидактические игры и упражнения, но сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. — Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Просвещение, 1998.
  5. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений». — Л.: 1990 г. стр. 47–62.
  6. Ильина М. Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. – Спб:Дельта,1998.
  7. Нижегородцев Н. В., Шадрикоков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок должен, готовность ребенка, Вячеслава Владимировича, класс воспитателя группы, Квадрат дедушкин вопрос, любимый внук Квадрат, речевая готовность ребенка, домиком!» Квадрат, обыкновенный Квадрат, сынишка Квадрат, Психолого-педагогическая готовность ребенка, взрослыми ребенок должен, мелкую моторику, общее развитие ребенка, доступные пониманию ребенка, блоками Дьенеша, школьной готовности, ребенка основным знаниям, волевого действия, имя ребенка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос