Библиографическое описание:

Фадеева Ю. А., Жилина И. И., Пестерева Е. П. Особенности воспитательной работы с дошкольниками с ОВЗ [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 40-43.



Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Нашу группу дошкольников посещают дети с ОВЗ, имеющие различные заключения центральной психолого-педагогической комиссии. Её посещают дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с различными интеллектуальными нарушениями (задержка психического развития, синдромом Дауна), расстройствами аутистического спектра.

В начале учебного года уровень развития дошкольников оценивается как воспитателями, так и специалистами (учителем-логопедом, педагогом-психологом), чтобы потом провести мониторинг усвоения адаптированной основной образовательной программы ДО каждым из воспитанников.

План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:

‒ беседа с родителями;

‒ изучение медицинской карты ребенка;

‒ обследование физического развития;

‒ обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.

В нашей образовательной организации нет штатного учителя-дефектолога, поэтому администрация и Служба психолого-педагогического сопровождения Гимназии заключила договор с ГППЦ ДОгМ о предоставлении детям с интеллектуальными нарушениями индивидуальных коррекционных занятий с дефектологом, который в течение учебного года дважды в неделю выезжает к нам.

На каждого воспитанника по результатам обследования в начале учебного года составляется индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ.

Модель профессиональной взаимосвязи воспитателей и специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:

Учитель-логопед:

‒ по результатам диагностики уровня развития импрессивной и экспрессивной речи каждого из детей составляет индивидуальные планы коррекционно-развивающего обучения;

‒ проводит фронтальные занятия (формирование лексико-грамматического строя речи, развитие фонематического восприятия, подготовка к обучению грамоте, пропедевтика нарушений чтения и письма);

‒ проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звукопроизношения, работа над слоговой структурой слов);

‒ консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы.

Учитель-дефектолог:

‒ проводит первичное обследование состояния высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления) воспитанников с интеллектуальными нарушениями;

‒ разрабатывает индивидуальные планы занятий;

‒ проводит индивидуальные и подгрупповые занятия по формированию ВПФ, познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями;

‒ консультирует педагогических работников и родителей по вопросам коррекционно-развивающего обучения.

Педагог-психолог:

‒ проводит психологическое обследование воспитанников с ОВЗ и разрабатывает индивидуальные планы развития каждого ребенка;

‒ проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми (в форме индивидуальных и подгрупповых занятий);

‒ участвует в составлении индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ;

‒ осуществляет динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников с ОВЗ;

‒ повышает уровень психологической компетентности педагогов;

‒ проводит консультативную работу с родителями.

Музыкальный руководитель:

‒ осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

‒ учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий, проведении досугов и праздников;

‒ использует на занятиях элементы музыкотерапии, логоритмики.

Инструктор по физической культуре:

‒ осуществляет укрепление здоровья детей;

‒ совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Воспитатель:

‒ проводит занятия по образовательным областям АООП (адаптированных общих образовательных программ дошкольного образования, составленных с учетом рекомендаций ЦПМПК);

‒ организует совместную и самостоятельную деятельность детей;

‒ воспитывает культурно-гигиенические навыки;

‒ развивает мелкую и общую моторику;

‒ организует фронтальную и индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога);

‒ применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;

‒ консультирует родителей о формировании навыков самообслуживания у детей, об индивидуальных особенностях ребенка, о приемах развития мелкой моторики и др.

Деятельность воспитателей группы направлена на создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление.

Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, формирование компетенций, необходимых для успешной подготовки детей к школьному обучению.

Важнейший этап воспитательной работы с детьми дошкольного возраста — адаптационный период ребенка в группе. Воспитателю требуется быть максимально внимательным к каждому воспитаннику с ОВЗ, учитывать его индивидуальные психологические особенности. На этом этапе воспитатель должен приучить детей к пониманию различных схем и условных знаков, которые эффективно им используются, например, для усвоения последовательности действий при пользовании туалетом, мытье рук, одевании.

Для работы со всеми категориями детей с ОВЗ будут полезны следующие правила для педагога:

1) давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

2) подавать учебный материал эмоционально.

3) делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

4) снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

5) предоставлять ребенку возможность выбора.

6) поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

7) договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

8) использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

У большинства детей нашей группы в той или иной степени наблюдается гиперактивность и синдром дефицита внимания. Это, безусловно, приходится учитывать при организации игровой деятельности дошкольников. Ведь у таких детей можно отметить импульсивность, очень высокую активность, неумение подчиняться правилам (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому мы включаем этих детей в подвижные коллективные игры поэтапно. Начинать целесообразно с индивидуальных игр и игр в малых подгруппах, и только потом привлекать их к коллективным играм. Желательно подбирать игры с четкими правилами.

Снять излишнюю двигательную активность детей с ОВЗ могут помочь некоторые игры и упражнения, которые полезно знать воспитателю.

Игра «Передай мяч»

Стоя в кругу или сидя на стульях, дети стараются передать мяч соседу, не уронив его. Можно передавать мяч, стоя спиной друг к другу.

Вариант этой игры: мяч передается под музыку. Как только музыка выключается, мяч «останавливается». Ребенку, у которого оказался мяч, задается вопрос по теме занятия (например, назвать домашнее животное).

Игра «Кричалки — шепталки — молчалки»

Для игры нужны три сигнальные карточки из разноцветного картона (вырезаны в форме ладошки) — красная, желтая и синяя.

Когда воспитатель поднимает красную ладошку — «кричалку» — дети могут бегать, прыгать, кричать, шуметь; желтую карточку — «шепталку» — можно шептаться, тихо ходить. Если поднята синяя карточка — «молчалка» — детям нужно замереть на месте или лечь на ковер и не шевелиться.

Игру следует заканчивать «молчалкой».

Игра «Запретный номер»

Заранее оговаривается, что какое-то одно число — например, два — нельзя произносить, вместо этого нужно хлопнуть в ладоши два раза. Дети по очереди вслух называют числа и хлопают, когда нужно сказать «два».

Игра особенно полезна для детей, испытывающих трудности при необходимости сосредоточиться. С помощью этой игры можно потренировать детей в счете, так как часто развитие навыков счета происходит автоматически, «на слух». Другими словами, ребенок может посчитать, допустим, от 1 до 10, но не может сказать, какая цифра стоит между 4 и 6.

Игра «Чайник»

Играющие хаотично двигаются по кругу, задевают друг друга, но не толкаются. Представляют себя пузырьками воды в чайнике и меняют темп движения в соответствии с указанием ведущего:

«Чайник нагревается: 10градусов, 20, 30… 100 закипел. Чайник остывает: 90 градусов, 80, 70… 10 — остыл».

Игра «Бездомный заяц»

Игра способствует развитию быстроты реакции, отработке навыков невербального взаимодействия с детьми.

В игре принимают участие от 3 до 10 человек. Каждый игрок — заяц — чертит вокруг себя мелком круг диаметром примерно 50 см. Расстояние между кругами — один-два метра. Один из зайцев — бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о «жилищном обмене» и перебежать из домика в домик. Задача водящего — во время этого обмена за домик, оставшийся на минутку без хозяина.

Тот, кто остался бездомным, становится водящим.

Упражнение «Маленькая птичка»

Ребенку в ладошки дают пушистую, мягкую, хрупкую игрушечную птичку (или другого зверька).

Взрослый говорит: «Прилетела к тебе птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Подержи, поговори с ней, успокой ее».

Ребенок берет в ладошки птичку, держит ее, гладит, говорит добрые слова, успокаивает ее, и вместе с тем успокаивается сам.

В дальнейшем можно птичку уже не класть ребенку в ладошки, а просто напомнить ему: «Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой ее снова». Тогда ребенок сам садится на стульчик, складывает ладошки и успокаивается.

Упражнение «Маленькое привидение»

Так можно научить выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев в приемлемой форме.

«Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы напряжены и разведены) и произносить страшным голосом: «У-у-у». Если буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить; если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!»

Литература:

  1. Лютова Е. К., Монина ГБ «Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми» — СПб: Изд. «Речь», 2007, 82 стр.
Основные термины (генерируются автоматически): интеллектуальными нарушениями, интеллектуальными нарушениями индивидуальных, различными интеллектуальными нарушениями, психического развития, индивидуальные планы, воспитательной работы, познавательной активности детей, начале учебного, психологическое обследование воспитанников, тяжелыми нарушениями речи, физической культуре, эстетическое воспитание детей, педагогических работников, уровень развития дошкольников, нарушениями опорно-двигательного аппарата, индивидуальных особенностях ребенка, образовательных маршрутов детей, друг друга, физическое развитие детей, План изучения ребенка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос