Автор: Тайбарей Надежда Васильевна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Чита, апрель 2017)

Дата публикации: 31.03.2017

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Тайбарей Н. В. Роль художественной литературы в нравственно-трудовом воспитании детей [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 38-39.



Чувство Родины…Оно начинается с отношения к семье, к самым близким людям — матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связующие его с родным домом, с ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играю огромную роль в становлении личности.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это — первые блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К. Д. Ушинский — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа»

Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Художественное слово вызывает интерес к теме, помогает привлечь внимание детей к той или иной теме. Неназойливое использование художественного слова создает эмоциональный настрой, оживляет образ.

Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда, пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Воспринимая художественные произведения, ребенок как бы превращает в своем представлении и воображении литературные образы и ситуации в реальность, а затем переносит полученные впечатления в свою жизнь, отражая их в игре, лепке, и других видах деятельности. В свою очередь, эта активная деятельность стимулирует желание еще раз послушать знакомые произведения (или новое на ту же тему, рассмотреть картинки, т. е. формирует интерес к х/л)

Обобщенный, несущий необходимую нравственную нагрузку, образ возникает в сознании детей, если о представителях одной профессии им читают разные произведения, например, о почтальонах — «Почта» и «Почто военная» С.Маршака; о пожарных — «Пожар» и «Рассказ о неизвестном герое» С.Михалкова и «Пожарные собаки» Л.Толстого.

Знакомство детей с любой профессией («кто нас лечит», «кто нас кормит», «кто нас учит» — дает возможность показать детям значение каждого вида труда для всех людей, для всей страны).

Хорошими помощниками воспитанию детей уважения к труду хлеборобов, расширении, углублении и систематизации знаний о выращивании хлеба, о машинах, помогающих в этом людям, являются такие художественные произведения: «На дальнем поле» Л.Воронковой, «Все здесь» Я.Тайц, «Хлеб с росою» Г.Виеру, «Большие дела маленького Микиня» Ю.Ванаг и др.

Чувство благодарности людям, растившим хлеб, усиливают такие строчки из стихотворения Е.Серовой:

«Ветерок спросил пролетая

От чего ты, рожь, золотая,

А в ответ колоски шелестят

«Золотые руки растят».

В этих произведениях раскрывается отношение людей к труду, природе, воспевается красота и богатство нашей Родины, родного края, рассматриваются взаимоотношения людей в работе.

Эмоционально окрашивают занятия и другие рассказы. Они подчеркивают нравственность труда людей, помогают детям сформировать и выразить свое отношение. Например: рассказ И.Винокурова «Как самолет в поле работает» — на примере сельскохозяйственного труда показана взаимопомощь трудящихся.

Особое воспитательное значение имеют рассказы о героических делах русского народа. Например: проводится беседа по рассказу И.Винокурова «Сквозь буран» — вопросы воспитателя к беседе по рассказу должны помочь детям увидеть и понять нравственную идею произведения «как лётчики помогли врачам спасти больного»

Для бесед, рассказ воспитателя о природе нашей Родины хорошо использовать отрывки из поэтической книги Н.Сладкова «Разноцветная Земля». Не большие рассказы о севере, пустыне, тайге, море, написаны простым, живым, образным языком: «земля наша разноцветная; белая Арктика, седая тундра, зеленая тайга, серебристые степи, желтые пустыни, пестрые горы, голубые озера и реки». Книга эта о красоте разноцветной Земли.

Рассказы воспитателя о природе севера и юга сочетаются с беседами о труде людей, рассматриванием национальных костюмов, предметов быта. Поможет в этом рассказ «Окся — труженица» В.Челинцовой, Н.Емельяновой, П.Воронько «Мальчик Помогай», Р.Кашаускаса «Виноград», А.Барто «Твой праздник».

Для воспитания интереса и любви к Российской армии дети учат стихи о пограничниках, моряках, и других видах войск. Им читают рассказы Л.Кассиля «Твои защитники», М.Исаковского «У самой границы», С.Михалкова «Здравствуй, воин — победитель», А.Митяева «Почему Армия всем родная» и другие рассказы.

Незадолго до 8 Марта целесообразно рассказать детям, что в войне участвовали и женщины. Почитать рассказ Л.Кассиля «Медсестра», рассмотреть иллюстрации к книге и картину А.Худякова «Медсестра» (из серии «Наша Армия»).

Художественные произведения помогают углубить интерес детей и чувство благодарности к людям разного труда. Так, произведения В. В. Мояковского, С. Я. Маршака приобщают ребенка к жизни страны, воспитывают гражданские чувства.

Основная мысль стихотворной повести С. Я. Маршака «Как печатали вашу книгу?» — всё что тебя окружает сделано руками человека. Как много труда затрачено разными людьми, чтобы сделать книгу. Беречь книгу — значит беречь труд людей.

Тема труда в природе, связи человека с природой, умелого и доброго ее использования звучит во многих произведениях русских поэтов. Вспомним известные стихи С.Маршака «Откуда стол пришел?», «Праздник леса» — автор как бы беседует с детьми «что мы совершаем, сажая лес?».

За последние годы наши детские писатели создали значительное количество произведений о труде. Эти произведения помогают воспитывать у детей интерес к труду взрослых, побуждают желание подражать им, учат любить родные места, гордиться достижениями своего народа, ощущать неразрывность с окружающим миром, желание сохранять и приумножать богатство своей страны.

Основные термины (генерируются автоматически): художественные произведения, детей энтузиазмом труда, нравственность труда людей, Чувство благодарности людям, людям разного труда, нравственно-трудовом воспитании детей, Чувство Родины, примере сельскохозяйственного труда, нравственную идею произведения, помощниками воспитанию детей, фольклорных произведениях национальную, рассказу И.Винокурова «Сквозь, делах русского народа, несущий необходимую нравственную, труду хлеборобов, произведениях русских поэтов, Издательство Молодой ученый, беречь труд людей, рассказы Л.Кассиля «Твои, неизвестном герое» С.Михалкова.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос