Процесс формирования федеральных университетов в РФ (на примере Сибирского федерального университета) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 2. История образования и педагогики

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Чита, апрель 2017)

Дата публикации: 31.03.2017

Статья просмотрена: 345 раз

Библиографическое описание:

Гришина, Е. О. Процесс формирования федеральных университетов в РФ (на примере Сибирского федерального университета) / Е. О. Гришина. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12156/ (дата обращения: 22.12.2024).



Федеральный университет – это один из видов высших учебных заведений в РФ, созданных для укрепления социально-экономических связей университета и федерального округа. Процесс создания федеральных университетов стал одним из основных итогов реализации национального проекта «Образование», стартовавшего в 2005 г. Он также предполагал различные поощрения преподавательским кадрам, организацию сети национальных университетов.

Тенденции к укрупнению характерны для многих сфер общества, поэтому наряду с территориальным объединением — созданием федеральных округов, следовала идея о создании крупных научно-образовательных учреждений, способных стать центральным вузом определенного федерального округа. В то же время, необходимость создания федеральных университетов вызвана и тем, что РФ, на тот момент, теряла свои конкурентные позиции на мировом образовательном рынке, а также некоторым отставанием инновационной составляющей образования, нехваткой большого количества кадров различных специальностей в том или ином регионе, увеличением количества мелких и неконкурентоспособных вузов, зачастую не способных пройти государственную аккредитацию. Создание федеральных университетов — составная часть глобального процесса реформирования российского образования, начавшегося в 90-е гг. XX в.

Основными задачами, поставленными государством перед федеральными университетами являются: осуществление научной и инновационной деятельности по широкому спектру направлений, повышение квалификации кадров, использование высоких технологий при научных исследованиях, формирование и развитие конкурентоспособного интеллектуального капитала [4, с. 1–2].

Сибирский федеральный университет был в числе первых образовательных учреждений такого типа, образован 4 ноября 2006 г. [11, с. 2] путем слияния 4х вузов разного профиля: Красноярского государственного университета, который стал ядром нового университета, Красноярской государственной архитектурно-строительной академии, Красноярского государственного технического университета, Государственного университета цветных металлов и золота [12]. 27 апреля 2007 г. была утверждена программа развития СФУ, а в июне началось формирование первых 12 институтов, входящих в состав университета.

На примере и опыте СФУ должна была быть отработана модель слияния разнопрофильных вузов для решения комплексных задач реформы высшего профессионального образования [1, с. 62]. На протяжении своего существования университет претерпевал реорганизации путем присоединения к нему еще нескольких вузов — в 2012 г. был присоединен красноярский государственный торгово-экономический институт [8], а в 2015 г. — институт проблем непрерывного образования и сибирский научный центр [9]. Неоднократно, на различных уровнях, высказывались идеи о вхождении в состав СФУ и Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, но подобные идеи остались на уровне дискуссий.

Создание СФУ было обусловлено как потребностью в современном кадровом составе, подготовить который раннее существующие вузы не могли, так и инновационным развитием региона, его особым статусом в контексте экономики и производства. При создании университета были обозначены следующие приоритетные направления образовательной деятельности: информационные технологии, инженерная физика и химия, геотехнологии, управление человеческим капиталом и региональная экономика. СФУ — учебное заведение, прежде всего, технического направления, что вполне соответствует основным векторам развития территории Сибирского федерального округа [2, с. 63]. Подтверждение тому и наличие большого количества крупных предприятий и корпораций на территории региона. Вуз ориентируется на работу с ними путем создания исследовательских групп и лабораторий [3, с. 50].

После пары лет успешной работы СФУ, уже в 2008 г. издается Указ Президента РФ о формировании сети федеральных университетов [13]. В 2009 г. вступил в силу ФЗ РФ № 18 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов» [6], который закрепил новый вид образовательного учреждения, а затем указ о создании таких университетов еще в 4х федеральных округах [14]. Всё это подтверждает то, что при реализации своей идеи Правительство и Президент РФ опирались на опыт СФУ — он стал своеобразной экспериментальный площадкой как по созданию учебного заведения нового типа, так и по реализации разного рода новейших образовательных программ.

Что касается долгосрочной программы развития университета, принятой в 2011 г, её основные пункты схожи с концепцией по развитию федеральных университетов, изложенных Министерством образования РФ. В 2015 г. программа была в плановом порядке актуализирована и одобрена Правительством страны. План развития университета с конкретными задачами, изложен до 2021 г. Сейчас идет второй этап, который посвящен выходу СФУ на мировую образовательную арену или дословно «выход на глобальный рынок научно-образовательных услуг» [10]. Структура университета в целом сложилась к 2012 г.

Несмотря на во-многом благополучные результаты многолетней работы, а также тот факт, что СФУ фигурирует в различных образовательных рейтингах [7], вуз столкнулся с рядом проблем:

1) Недостаточное внимание к специальностям гуманитарного профиля, при том что вуз такого типа предусматривает широкий спектр направлений развития,

2) Не решена проблема устаревшего оборудования, а также тот факт что некоторые части кампуса требуют перестройки,

3) Ограничение государственного финансирования и увеличение оплаты обучения при уменьшении бюджетных мест,

4) Рост престижа университета в Сибирском федеральном округе повлек за собой увеличение количества студентов не стремящихся в дальнейшем к работе по выбранной специальности т. е. существует недостаточная заинтересованность студентов университетом — так называемая, проблема мотивации студентов,

5) Несмотря на стремление университета ориентироваться на западные стандарты образования, выпускникам вуза все также сложно конкурировать с выпускниками других вузов ведущих стран,

6) По прошествии 10 лет с момента масштабной реорганизации, институты — составные части университета, различаются между собой по многим пунктам, в том числе статусу, т. е. существует проблема неравномерного развития элементов университета,

7) некоторое отставание по количеству обучающихся на программах магистратуры от аналогичных показателей ведущих мировых вузов.

Безусловно, при имеющихся сегодня внутренних проблемах, СФУ на протяжении всех лет своего существования приобрел и преимущества: это развитие сетевых образовательных программ, прежде всего магистерских, заметное увеличение иностранных студентов, проведение мероприятий и конференций с привлечением зарубежных учёных и специалистов, открытие новых институтов — в 2016 г. это институт экологии и географии, увеличение количества международных грантовых программ для студентов, магистрантов и аспирантов. Стоит упомянуть и предстоящее грандиозное спортивное событие — зимнюю Универсиаду 2019 г., центром студенческой активности которой и стал СФУ.

Подводя итоги, можно сказать о том, что процесс окончательного формирования университета еще не завершен и требует, прежде всего, решения внутренних проблем, а уже затем полной реализации второго этапа долгосрочной программы университета, связанной с международной образовательной интеграцией. Опыт работы СФУ показателен и может стать ориентиром для других высших учебных заведений, в том числе и опыт решения различных проблем.

Литература:

1. Ваганов Е. А., Вчерашний П. М., Туртапкина Е. А., Шорохов Р. Г. Опыт создания, становления и развития сибирского федерального университета через системное решение комплексных проблем // Вестник ВГУ. — 2012. — № 2. — С. 61–69.

2. Верховец С. В., Кирко В. И., Кеуш А. В. Роль федеральных университетов в формировании региональной инновационной инфраструктуры (на примере СФУ) // Инновации. — 2010. — № 10. — С. 60–64.

3. Дежина И. Г. Развитие науки и инноваций в федеральных университетах: российский опыт в международном контексте // Наука. Инновации. Образование. — 2008. — № 6. — С. 48–59.

4. Концепция создания и государственной поддержки развития федеральных университетов от 22.09.2009. [Электронный ресурс] URL: минобрнауки.рф/документы/2005/файл/107/41d3da256993728fIf3.pdf

5. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам деятельности федеральных университетов» [Электронный ресурс]: федер. Закон от 10.02.2009. № 18-ФЗ. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84791/

6. Позиции СФУ в рейтингах. [Электронный ресурс] URL: http://about.sfu-kras.ru/rating

7. Приказ Минобрнауки РФ от 15.02.2012. № 112 «О реорганизации СФУ, КГТЭИ и научно-исследовательского инженерного центра “Кристалл”» [Электронный ресурс] URL: http://about.sfu-kras.ru/node/9224

8. Приказ Минобрнауки РФ от 5.02.2015. № 57 «О реорганизации СФУ, Института проблем непрерывного образования РАО и ФГБУ Сибирский научный центр» [Электронный ресурс] URL: минобрнауки.рф/документы/5125/файл/4063/Prikaz_№ _57_ot_05.02.2015.pdf

9. Программа развития СФУ на 2011–2015 гг. от 10.07.2011. (в редакции распоряжения Правительства РФ от 25.07.2015 № 1455-р) [Электронный ресурс] URL: http://about.sfu-kras.ru/docs/8232/pdf/841828

10. Распоряжение Правительства РФ от 04.11.2006. № 1518-р «О переименовании КГУ и реорганизации СФУ» [Электронный ресурс] URL: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_205/doc205a860x976.htm

11. Устав Сибирского Федерального Университета от 16.12.2015. [Электронный ресурс] URL: http://about.sfu-kras.ru/docs/8028/pdf/841828

12. Указ Президента РФ от 07.05.2008 № 16 «О федеральных университетах» [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/acts/bank/27386

13. Указ Президента РФ от 21.10.2009 № 1172 «О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах» [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/acts/bank/29995

Основные термины (генерируются автоматически): университет, вуз, проблема, РФ, Сибирский федеральный округ, создание, том, федеральный округ.

Похожие статьи

Сравнительная характеристика российских и зарубежных моделей организации муниципальной власти

Этапы технологии разработки стратегии развития вуза

Методология формирования туристско-рекреационного кластера (на примере Краснодарского края)

Проблемы и перспективы совершенствования нормотворческой деятельности правоохранительных органов (на примере МВД РФ и ФСИН России)

Сравнение показателей дифференциации доходов субъектов Дальневосточного Федерального округа

Место и роль электронного правительства в системе государственного управления Российской Федерации

Сравнение зарубежного опыта организации и правового регулирования государственной службы (на примере Франции)

Пространственное развитие системы высшего образования в РФ

Финансовое состояние страховой компании и основные методики его оценки (на примере АО АСК «Инвестстрах»)

Оценка нормативно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности регионов (на примере Краснодарского края)

Похожие статьи

Сравнительная характеристика российских и зарубежных моделей организации муниципальной власти

Этапы технологии разработки стратегии развития вуза

Методология формирования туристско-рекреационного кластера (на примере Краснодарского края)

Проблемы и перспективы совершенствования нормотворческой деятельности правоохранительных органов (на примере МВД РФ и ФСИН России)

Сравнение показателей дифференциации доходов субъектов Дальневосточного Федерального округа

Место и роль электронного правительства в системе государственного управления Российской Федерации

Сравнение зарубежного опыта организации и правового регулирования государственной службы (на примере Франции)

Пространственное развитие системы высшего образования в РФ

Финансовое состояние страховой компании и основные методики его оценки (на примере АО АСК «Инвестстрах»)

Оценка нормативно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности регионов (на примере Краснодарского края)