Авторы: Чертков Павел Владимирович, Петанина Кристина Владимировна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Чита, апрель 2017)

Дата публикации: 04.04.2017

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Чертков П. В., Петанина К. В. Роль здоровьесберегающих технологий в повышении успеваемости учащихся начальной школы [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 108-111.



В условиях современной социально-экономической и природной ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер.

Укрепление и сохранение здоровья детей — одна из основных задач страны.

Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.

Результаты многократных исследований Института возрастной физиологии РАО и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦ ЗД РАМН показывают в данный момент следующее: 90 % современных детей младшего школьного возраста имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. 50 % из них появляются при возникновении неблагоприятных факторов, то есть отражаются на функциональных изменениях изменении органов и систем организма. И по мере устранения этих факторов исчезают. Оставшиеся 40 % — на хронические заболевания, возникающие в раннем детстве или наследуемые от родителей. Наблюдается снижение числа здоровых детей, которые поступают 1 класс, и возрастает число детей, страдающих хронической или функциональной патологией. Многочисленными научными исследованиями доказывается, а практикой подтверждается, что только здоровые дети могут эффективно начинать и продолжать учебу в школе.

На сохранение здоровья влияет ряд различных факторов: экологических, биологических, социальных, экономических и т. п.

В существующей обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, которые нацелены на охрану здоровья школьников.

Таким образом, целью современной школы можно считать создание такой среды развивающей, воспитывающей, обучающей, которая наиболее способствует полному раскрытию задатков ребенка, формирует интерес к учению, творческую активность и деятельность.

Здоровьесберегающие технологии, которые используются в обучении, помогают предупреждать социальные отклонения в образе жизни школьников, в профилактике девиантного поведения, в формировании полезных и предупреждении вредных привычек, улучшению образовательных услуг.

Ряд философов (А. Смит, Дж. Локк, К. Гельвеций, К.Маркс, М. В. Ломоносов и другие), психологов (В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, и другие), ученых-медиков (И.И Брехман, Н. М. Амосов), педагогов (С. В. Попов, Л. Г. Татарникова, Зайцев и другие) пытались найти решение проблемы здоровья и формирования здорового образа жизни у детей. Они разработали многочисленные труды о здоровьесбережении, долголетии и продлении жизненного потенциала. [4]

Великие философы утверждали, что главным образом сам человек должен заботиться и думать о своем здоровье и стремиться поддерживать его.

В. М. Бехтерев особое внимание уделяет укреплению и сохранению детского здоровья. Он боролся за оздоровление общества и прикладывал для этого много сил. С улучшением условий жизни, охраной здоровья населения, ростом культуры и повышением благосостояния он связал перспективы развития личности и общества. [2]

Здоровьесберегающие образовательные технологии — это приемы и методы работы, подходы к реализации возможных проблем, технологии, многие из которых знакомы большинству педагогов, и стремление педагога к постоянному самосовершенствованию.

Реализуются здоровьесберегающие технологии на основе личностно-ориентированного подхода. Они относятся к жизненно важным факторам, благодаря которым ученики могут жить вместе и эффективно взаимодействовать.

Педагогические технологии здоровьесбережения должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: эстетических и нравственных чувств, его ума, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, искусством, природой.

По мнению российского педагога В. Д. Сонькина, здоровьесберегающая технология — это:

‒ разумная организация учебного процесса, соответствующая индивидуальным, возрастным особенностям и гигиеническим требованиям;

‒ условия обучения ребенка в школе (адекватность требований, отсутствие стресса, адекватность методик воспитания и обучения);

‒ необходимый, рационально организованный и достаточный двигательный режим;

‒ соответствие нагрузки учебной и физической возрастным возможностям ребенка. [3]

Таким образом, позитивное воздействие на здоровье школьников в различных оздоровительных мероприятиях определяется не только качеством используемых приемов и методов, но и их грамотной встроенностью в общую систему, которая отвечает единству задач, целей и идеологии и направленна на благо здоровья учащихся и педагогов.

Следовательно, реализация здоровьесберегающих технологий это организация образовательного процесса, благодаря которой качественное обучение, воспитание и развитие учащихся начальной школы происходит без ущерба для их здоровья.

В 80–90-х годах в России стал внедряться активно изучаться зарубежный опыт: развивающее обучение М. Монтессори, опыт Вальдорфской школы, опыт дифференцированного обучения американских школ, опыт эстетического и трудового обучения японской школы и др.

Развивающие технологии привлекли изменения в организации учебно-воспитательного процесса. Помимо традиционной организации школьной деятельности в одну или две смены и классно-урочной технологии, появилось много новых образовательных технологий: работа по модульной технологии, работа в режиме пятидневной учебной недели и другие.

Свой вклад в раскрытие понятия системы организации учебно-воспитательного процесса как образовательной технологии внесли ученые С. А. Гильманов, А. М. Арсеньев, В. И. Загвязинский, А. Н. Леонтьева, В. И. Зверева, В. М. Монахов, Н. В. Нагорнов, Ю. В. Синягин, Т. И. Шамова, П. И. Третьяков и др.

Проблемы разработки укрепления здоровья школьников имеет важное значение в современном образовании как в теоретическом, так и в практическом плане: гармоническая связь между обучением и здоровьем обуславливает количественные и качественные сдвиги в становлении будущих поколений граждан России.

В качестве основы в деле школьного здравоохранения реализация комплексных подходов рассматривает разработку учебно-воспитательных методов культивирования гармоничного развития, позволяющих целенаправленно и обоснованно оптимизировать деятельность организма в целом. К данным методам относятся технологии построения учебно-познавательного процесса, которые предложил В. Ф. Базарный. Отличительные особенности этой технологии состоят в следующем: занятия в классе проводятся в режиме смены поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью — парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть — стоит за конторкой. Благодаря чему формируется осанка и укрепляется позвоночник. Организм ребенка сам тянется к тому, что ему желательно.

В качестве упражнений и разминок на мышечно-телесную и зрительную координацию, на развитие быстроты реакции и внимания на уроке используются специальные офтальмотренажеры «Бегущие огоньки» и схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке. В упражнениях сочетаются движения туловищем, глазами и головой, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма.

С целью развития творческого воображения, расширения зрительных горизонтов, целостного познания и восприятия мира на уроках по всем предметам применяется специально разработанный «Экологический букварь», расположенный на стене класса и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную рукотворными зрительными и природными объектами.

Совместно с родителями и педагогами дети сами созидают по законам трудового рукотворчества и искусства окружающую их среду, именно такой труд возвышает человека.

Обучение по системе В. Ф. Базарного показывает снижение числа больных детей, активное приобщение родителей школьников к работе по укреплению здоровья, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективахи др., т. е. все признаки, характерные для школ, в которых целенаправленно занимаются здоровьем своих воспитанников. Это позволяет рассматривать технологию Базарного В. Ф. как здоровьесберегающую.

Одна из самых популярных в мире систем — система педагогического воздействия по М. Монтессори. В основе ее методики стоит научный подход к воспитанию, базирующийся на теоретическом знании о развитии ребенка и на многолетней экспериментальной работе.

Система Монтессори позволяет учитывать индивидуальные особенности больного и здорового ребенка; она применима для детей с особенностями развития.

В Монтессори-группе могут успешно заниматься дети с ДЦП, синдром Дауна, проблемами опорно-двигательного аппарата и др. Это помогает в адаптации и остальным детям, которые учатся принимать в свой коллектив непохожих на себя, проявлять свои лучшие душевные качества. [2]

Таким образом, обеспечение организации здоровьесбережения в учебном процессе дает возможность повысить его образовательный эффект и сформировать ценностные ориентации и устойчивые потребности на укрепление и сохранение здоровья.

Кардинально ситуация изменится с введением нового Федерального государственного общего стандарта образования, и это направление станет одним из центральных в здоровьесбрегающей работе школы. Новый ФГОС формулирует цели, средства, ключевые задачи, формы формирования у учащихся культуры здоровья, предусматривающей самостоятельную сознательную регуляцию своих действий, деятельностного поведения в интересах своего здоровья и окружающих.

В итоге, можно сделать вывод, что в процессе воспитания и обучения младших школьников здоровьесберегающие технологии повышают качество образовательных результатов и формируют у школьников важные коммуникативные навыки.

Литература:

  1. Аллакаева, Л. М. Педагогические основы формирования культуры здоровья школьников / Л. М. Аллакаева — Нижний Новгород, 2004.- 22 стр.
  2. Безруких., М.М., Сонькина, В. Д. ЗОТ в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. — М.: Триада — фарм. 2002.- 346 стр.
  3. Чертков П. В., Костенко В. В. Научные меридианы 2015. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Новороссийск, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровья школьников, здоровья детей, сохранение здоровья, учащихся начальной школы, охрану здоровья школьников, сохранение здоровья детей, культуры здоровья, организации учебно-воспитательного процесса, укрепления здоровья школьников, культуры здоровья школьников, проблема здоровья детей, здоровьесберегающие технологии, охраны здоровья детей, благо здоровья учащихся, учащихся культуры здоровья, охраной здоровья населения, творческую активность, решение проблемы здоровья, сохранению детского здоровья, Педагогические технологии здоровьесбережения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос