Библиографическое описание:

Байбаева М. Х., Тошкентова Х. Т., Яхшибоева Г. З. Роль педагогических экспериментальных площадок в повышении уровня учебной мотивации обучаемых [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 127-129.



This article considers the peculiarities of learning motivation development of trainees on a basis of testing ground activities of educational institutions.

Keywords: teaching experiment experimental platform, the educational environment, pedagogical monitoring

Новая образовательная парадигма в качестве приоритета современного образования рассматривает ориентацию на интересы личности, на становление эрудиции, компетентности, развитие творческих начал и общей культуры, выдвигая в центр внимания обучаемого как активного субъекта, приобретающего образование в форме «личностного знания». Становится естественным требование, связанное не только с умением учиться и переучиваться, но и быть готовым к испытаниям, к использованию знаний в нестандартных ситуациях, к неоднократной смене своих представлений, мировоззрения, мироощущения, непрерывному образованию в течение жизни.

В учебно-воспитательной работе современных школ определяются психолого-педагогические условия, формы и методы работы для реализации педагогических экспериментов, способствующих не только процессам формирования, развития исовершенствования учебной мотивации обучающихся, но и оптимизации учебно-воспитательного процесса в целом.

Актуальная идея всеобщего качества образования не может быть осуществлена на практике, если не будет обеспечено качество управления в системе, при котором деятельность всех участников образовательного процесса направляется на достижение поставленных целей. Сегодня много говорят о внедрении инноваций в практику работы высшой школы. Однако необходимо помнить, что каждая инновация должна пройти проверку временем. Проверка временем — это хорошо организованная экспериментальная, научно-исследовательская работа в высшой школе. Научно-исследовательская, экспериментальная деятельность основана на научном анализе существующей теории и практики образования и направлена на создание условий для эффективной реализации социально-педагогических инициатив с целью реформирования и развития образовательной организации. Пытаясь ответить на вопрос: «Чему и как учить в новых условиях?», учителя все чаще обращаются к экспериментированию. Специфика опытно-экспериментальной работы в школе состоит в том, что ее цель рождается не в системе научного исследования, а в ходе практической педагогической деятельности, чаще всего как следствие ее недостаточной эффективности. Опытно-экспериментальная работа ориентируется на совершенствование педагогической практики. Задачей экспериментирования здесь является не столько получение нового знания, сколько изучение эффективности того или иного нововведения (т. е. оценки новшества на предмет его реализуемости) и практическое освоение этого нововведения. Такой эксперимент должен прежде всего отвечать на вопросы: «Следует ли переходить к нововведению?», «Какие именно изменения необходимо внести?», «При каких условиях данное нововведение может быть успешным?»

Педагогические исследования в высшей школе отличаются от исследований научных коллективов тем, что:

‒ они носят прикладной характер и направлены на введение и апробацию новшеств, касающихся совершенствования учебно-воспитательного процесса в конкретной организации с учетом ее специфики;

‒ субъектом научно-исследовательской работы является педагогический коллектив;

‒ процесс научного исследования организует администрация школы, которая создает условия для стремления педагогов к педагогическому поиску и инновационным изменениям;

‒ результаты исследования направлены не на создание собственного научного творения, а на повышение профессиональной компетенции всех участников педагогического процесса, развитие научно-исследовательских умений, как педагогов, так и учащихся.

К факторам изменений можно отнести децентрализацию управления в образовании, возникновение конкуренции между учебными заведениями, активное влияние внешней среды на формирование образовательной политики в школе, концепции профессионализации труда руководителя, парадигму личностно-ориентированного образования, стандартизацию образования, международные тенденции организации образовательной деятельности с ориентацией на результат и др.

В психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека — его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой. Этих же положений придерживается и педагогическая психология. Исследователи отмечают, что «… мотивационная система человека имеет гораздо более сложное строение, чем простой ряд заданных мотивационных констант. Она описывается исключительно широкой сферой, включающей в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для человека функцию, давая ему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждений, без которой текущие заботы повседневности теряют свое значение». Всё это, с одной стороны, позволяет определять мотивацию как сложную, неоднородную многоуровневую систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т. д., а с другой, — говорить о полимотивированности деятельности, поведения человека и о доминирующем мотиве в их структуре.

Понимаемая как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности мотивация изучается в самых разных аспектах, в силу чего понятие трактуется авторами по-разному. Исследователи определяют мотивацию как один конкретный мотив, как единую систему мотивов и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, — в данном случае деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, — организацией образовательного процесса; в-третьих, — субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, — субъективными особенностями педагога и, прежде всего, системы его отношений к ученику, к делу; в-пятых — спецификой учебного предмета.

Потребность в экспериментальной деятельности — условие инновационного развития образовательного учреждения. Вот уже на протяжении многих лет наблюдается стремительное развитие интереса руководителей и педагогических работников образовательных учреждений к проведению научных исследований и экспериментальной работы в своих учебных заведениях. Это говорит об осознании педагогическими коллективами организаций образования, учебных заведений необходимости коренных преобразований в образовании. С другой стороны, об осознании ими своей ответственности за эти преобразования и необходимости повышения своего научно-педагогического уровня. В последнее время среди широкой массы работников образования термины «эксперимент», «экспериментальный» приобрели и совершенно другой, новый смысл — как синонимы любой инновационной деятельности в образовательных учреждениях — по созданию новых типов учебных заведений, по апробации и внедрению нового содержания, форм, методов обучения и т. д.

Приступая к экспериментальной работе, необходимо осознавать высокую социальную ответственность, которая лежит и на педагогах-исследователях: задумывая любую образовательную инновацию, педагог-исследователь должен предвидеть все возможные негативные последствия для физического и психического здоровья обучаемых, воспитываемых, участвующих в опытно-экспериментальной работе, для их развития, уровня их обученности и социальной зрелости, воспитанности, руководствуясь тем же главным принципом, каким руководствуется и врач: «не навреди». В последнее время во многих организациях образования Казахстана активизировали свою деятельность экспериментальные площадки, исследуя разнообразные проблемы учебно-воспитательного процесса. Неоспорим тот факт, что конечной целью любого педагогического эксперимента является повышение качества учебно-воспитательного процесса. Одной из актуальных проблем, которая может исследоваться в рамках деятельности экспериментальных площадок. Это, конечно же — учебная мотивация, причем особенности её изучения могут осуществляться в рамках совместной деятельности педагогического эксперимента «ВУЗ — школа», когда выявляется не только уровень учебной мотивации обучаемых (школьник — студент), но и особенности формирования её направленности в старшем подростковом возрасте, юношеском возрасте и в период обучения студентов в вузе. Работая над проблемой учебной мотивации, факторов и условий её формирования и развития (в рамках деятельности экспериментальной площадки «Вуз — школа»), учителями экспериментальных школ г. Кокшетау и преподавателями КГУ им. Ш. Уалиханова были выявлены и сопоставлены факторы, которые существенно влияли не только на особенности формирования учебной мотивации, её уровень, но и психолого-педагогические условия её развития и совершенствования. В период деятельности экспериментальной площадки было проведено немало методических семинаров, конференций, мастер-классов и круглых столов, где обсуждались результаты диагностических исследований, формирующих экспериментов по исследуемой проблеме.

Литература:

  1. Михайленко О. И. Общая педагогика. Уч. пособие для студ. пед. спец. — Издат. КБГУ им. Х. М. Бербекова. — Нальчик. — 2008. — 487 с.
  2. Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А., Основы профес-сионально-педагогической деятельности, Уч. изд., — М.: Изд-во «Мастерство», 2008. — 307 с.
  3. Абрамова И. Г. Активные методы обучения в системе высшего образования // Открытое образование — 2010. — № 2.
  4. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе // Образование и общество. — 2012. — № 4.
Основные термины (генерируются автоматически): учебной мотивации, учебно-воспитательного процесса, деятельности экспериментальной площадки, учебная мотивация, образовательного процесса, рамках деятельности, психолого-педагогические условия, уровня учебной мотивации, экспериментальных площадок, исовершенствования учебной мотивации, педагогического эксперимента, формирования учебной мотивации, высшей школе, деятельности педагогического эксперимента, практической педагогической деятельности, период деятельности экспериментальной, рамках деятельности экспериментальной, особенности формирования, научного исследования, организации образовательной деятельности.

Ключевые слова

Экспериментальная платформа экспериментального эксперимента, Образовательная среда, Педагогический мониторинг

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос