Библиографическое описание:

Герасимова А. Н., Ермакова Т. А., Мусифуллина А. Х., Сирачева О. Н., Шагалина Е. И., Ямбулатова З. Г. Технологии формирования культуры познания у детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 27-29.



Данная статья раскрывает актуальность и новизну темы технологии формирования культуры познания у детей дошкольного возраста. Обращает внимание на эффективные средства формирования произвольности в дошкольном возрасте, предпосылки возникновения познавательной, волевой и эмоциональной саморегуляции. Рассматривает модель культуры познания ребенка старшего дошкольного возраста, как совокупность побудительного, технологического, эмоционально-оценочного, управленческого и смыслового компонентов.

Ключевые слова: познавательно-исследовательская деятельность, самостоятельность, инициативность, произвольность, ответственность ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности

Все люди от природы стремятся к знанию.

Аристотель

Наше время — это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные самостоятельно принимать нестандартные решения, умеющие организовать, спланировать и при этом обладать такими важными качествами как настойчивость, целеустремленность, ответственность, дисциплинированность, чувство долга. Ответственность, самостоятельность, добросовестность, трудолюбие, отзывчивость, чувство коллективизма, представляют собой наиболее важные базовые свойства личности.

Установлено, что сенситивным периодом для формирования таких качеств личности является старший дошкольный возраст. У детей этого возраста наблюдаются повышенная эмоциональность, впечатлительность к внешним воздействиям, обращённость к миру позитивных ценностей, которые проявляются во всех видах деятельности.

По мере расширения ориентировки ребенка в природных явлениях он овладевает представлениями о живом и неживом, о причине и следствии, о пространстве и времени и др. Знакомясь с предметами, созданными руками человека, он начинает отличать рукотворное от природного, красивое от безобразного, реальное от воображаемого и т. п. Мир человеческих отношений раскрывается ребенку в представлениях о добре и зле, о своем и чужом, о правде и лжи, о справедливости и несправедливости и т. д. Свой внутренний мир, свои возрастающие возможности раскрываются для ребенка в представлениях о желаемом и возможном, о том, что значит думать, предполагать, знать, и др.

Конечно, все действия, характеризующие высокий уровень произвольности поведения, свойственные зрелой личности, только начинают формироваться в дошкольном возрасте. Они выступают в своих начальных формах и, главное, еще не представляют собой целостной системы, определяющей поведение ребенка.

Обучение основам целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля и оценки результатов и их последствий осуществляется через сочетание игровых и неигровых моментов; распределение функций между взрослыми и детьми.

Одним из наиболее эффективных средств формирования произвольности в дошкольном возрасте являются игры с правилами, которые организуют, регулируют действия ребенка, ограничивают его спонтанную, импульсивную активность. Правила игры становятся той «точкой опоры», с которой можно сопоставить свои действия, осознать и оценить их. Осознавая правила игры, дети начинают подчинять им свои собственные действия.

В результате складываются предпосылки возникновения познавательной, волевой и эмоциональной саморегуляции.

Дошкольный возраст-тот период, когда закладываются знания, а поэтому именно с этого возраста необходимо заинтересовать, вовлечь ребёнка к этому благому делу, т. к. «… цель познания в том, чтобы знать, почему вещь существует, а не только, что она есть… Природа вещи есть её цель, то ради чего она существует» (Аристотель).

Обоснованы и условия развития основ культуры познания у детей дошкольного возраста в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образовании (Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности один из принципов дошкольного образования. ФГОС ДО п.1.4.7.)

В «эпоху интеллектуальной культуры XXI века» (Н. С. Розов) познание выступает в качестве социального механизма, противостоящего кризисным явлениям и регрессивным линиям в развитии социума (Е. В. Бондаревская). Изменяется и характер человеческого познания: «техногенность» и установка на покорение природы уступают место «техносоциокультурному» познанию гуманитарного и комплексного характера. Состоится ли «эпоха интеллектуальной культуры» — это во многом зависит от современного образования, формирующего личностный потенциал XXI века. Культура познания наиболее интенсивно развивается у ребенка в школьные годы в процессе научно организованной учебно-познавательной деятельности. Однако весь ход физического, психического и социального развития ребенка показывает, что уже к концу дошкольного возраста подготовлена основа для развития культуры познания. Важно своевременно задействовать все уникальные возможности самоценного периода дошкольного детства, когда культура познания находится в «зоне ближайшего развития».

Модель культуры познания ребенка старшего дошкольного возраста представлена как совокупность побудительного, технологического, эмоционально-оценочного, управленческого и смыслового компонентов. Названные компоненты специфически проявляются у ребенка дошкольного возраста.

Побудительный компонент — Представлен потребностью в новых впечатлениях, любознательностью, характерной для детей до 5–6 лет, развитием у дошкольников познавательного интереса к содержанию познавательной деятельности, её процессу, личностной мотивацией познавательной деятельности детей.

Технологический компонент — Представлен совокупностью средств и способов чувственного познания (восприятие, образное мышление, воспроизводящее и продуктивное воображение, образная память).

Эмоционально-оценочный компонент — Представлен совокупностью средств и способов чувственного познания (восприятие, образное мышление, воспроизводящее и продуктивное воображение, образная память).

Управленческий компонент — Представлен совокупностью средств и способов чувственного познания (восприятие, образное мышление, воспроизводящее и продуктивное воображение, образная память).

Смысловой компонент — Представлен совокупностью средств и способов чувственного познания (восприятие, образное мышление, воспроизводящее и продуктивное воображение, образная память).

Культура познания как качество познавательной деятельностихарактеризуется единством сознательно поставленной цели, целесообразных способов, средств познания и результата, адекватно отражающего предмет познания. Культура познания как качество личности характеризуется познавательными потребностями и мотивами, личностными смыслами, эмоциональным отношением и способностью личности к произвольному управлению процессом познания.

Дошкольный возраст является благоприятным для формирования природоведческих представлений, для пробуждения потребности в познании окружающих условий, для интегрированного усвоения местных климатических особенностей, конкретных традиций, физико-географических особенностей. Ребенок по своей природе — исследователь. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится организованная образовательная деятельность, в процессе которой детям доступны различные опыты и эксперименты.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Литература:

  1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. — М.: 2013 Мозаика — Синтез.
  2. Дыбина О. В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром. М., 2002. 437 с.
  3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. — М.: 2013 ТЦ«Сфера»
  4. Зубкова, Н. М. Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет [Тест] / Н. М. Зубкова. — М.: Сфера, 2011
  5. Зыкова О. А. Экспериментирование с живой и неживой природой. — М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2013.
  6. Кобзева Т. Г. Развитие интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности у детей 5–7 лет:. Волгоград, 2008. 232 с.
  7. Михайлова З. А., Бабаева Т. И., Кларина Л. М., Серова З. А. Развитие познавательно — исследовательских умений у старших дошкольников — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.
  8. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] /А. И. Савенков. — М.: «Ось-89», 2006. — 408 с.
  9. Хуторянская А. Д. Картина мира в современной гуманитарной науке // Гуманитарные науки. 2012. № 2. С. 4–17.
  10. Интернет-ресурсы: http://journal-discussion.ru/publication.php?id=1598
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольного возраста, культуры познания, детей дошкольного возраста, способов чувственного познания, культуры познания ребенка, познания ребенка старшего, Культура познания, формирования культуры познания, ребенка старшего дошкольного, старшего дошкольного возраста, образное мышление, продуктивное воображение, предпосылки возникновения познавательной, образная память, совокупностью средств, модель культуры познания, дошкольном возрасте, ребенка дошкольного возраста, основ культуры познания, предпосылок учебной деятельности.

Ключевые слова

самостоятельность, произвольность, инициативность, познавательно-исследовательская деятельность, ответственность ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос