Автор: Труфанова Наталья Анатольевна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Чита, апрель 2017)

Дата публикации: 12.03.2017

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Труфанова Н. А. Коррекция речевых нарушений у детей в процессе познавательно-двигательной деятельности [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 39-40. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/11909/ (дата обращения: 13.12.2017).



Целью данной статьи показать, как специально организованной познавательно- двигательной активностью детей способствовать более эффективной коррекции нарушений устной речи и профилактике нарушений письма.

Ключевые слова: коррекция речевых нарушений, комплексный подход, единое образовательное пространство, взаимодействие специалистов

Полноценная речь ребёнка влияет на гармоничное развитие его личности и является непременным условием успешного обучения в школе. Освоение грамматически правильной речи даёт возможность детям свободно общаться, рассуждать, задавать вопросы, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

В свою очередь, речевые нарушения отрицательно влияют в той или иной степени на психическое развитие ребёнка. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо устранять не только речевые нарушения, но и вести работу по коррекции всех психических процессов.

Для того чтобы добиться стойкости результатов работы по преодолению и профилактике нарушений речи у детей, должны быть объединены усилия всех участников образовательных отношений. Многолетний опыт работы показывает, что эффективной формой взаимодействия педагогов с семьями воспитанников является организация познавательно — двигательных мероприятий с целью создания оптимальных условий для преодоления речевых нарушений и коррекции эмоциональной сферы детей и, как следствие, их дальнейшей социализации в обществе.

Данная форма взаимодействия позволяет решать четыре блока задач:

Первый блок — создание единого коррекционно-образовательного пространства, которое предполагает:

– Сотрудничество педагогов и родителей, совместное принятие общих целей и задач коррекции речевых нарушений у дошкольников;

– Определение единых требований к ребёнку в ДОУ и дома;

– Согласование путей решения проблем формирования у детей грамотной речи;

– Обобщение и согласование педагогических методов и приёмов на основе изучения воспитательного опыта семьи;

– Ознакомление родителей с коррекционно-логопедическими технологиями и методиками.

Организация познавательно-двигательных мероприятий способствует созданию единой сплочённой команды педагогов, специалистов и родителей, координации их действий.

Второй блок — организация коррекционно-развивающей образовательной среды, которая предусматривает создание комфортной обстановки, стимулирующей речевое развитие воспитанников. С этой целью используются различные пособия для развития мелкой моторики рук (шнуровка «Яблоки на дереве»), фонематического слуха (пособие «Звуковое дерево»), зрительно-моторной координации (коврик «Дорожка следопыта»), уточнения словаря антонимов (большие картонные блоки «Парные кубики»).

Для развития зрительной памяти и самостоятельной игровой деятельности детей используется дидактическая накидка на ширму, служащая перегородкой пространства в группе.

Принцип работы с ней заключается в том, что поставленные логопедом звуки закрепляются воспитателем в течение дня с помощью специально подобранных картинок. Педагог ставит их в прозрачные кармашки и периодически привлекает внимание детей, стимулируя проговаривание закрепляемого звука. Также картинки используются для определения наличия того или иного звука в названии предмета и закрепления обобщающих понятий («фрукты», «овощи», «животные» и так далее).

Для достижения желаемого результата важно учитывать принцип опоры на разные виды анализаторов. Поэтому в ходе мероприятий используются мультимедийные средства обучения, которые позволяют детям выполнять задания, задействовав зрительный и слуховой анализаторы. Также используются для этих целей «Тактильные буквы» с контуром из различных материалов.

Третий блок — воздействие, направленное на речевые и неречевые психические процессы, активизацию познавательной деятельности воспитанников, успешная коррекция речевых нарушений в ходе проведения познавательно-двигательных мероприятий.

Четвёртый блок — развитие речи посредством разных форм и видов движений.

Овладение сложно координированными физическими упражнениями требует концентрации внимания на выполняемых движениях, быстрой и адекватной двигательной реакции на изменение ситуации.

Наибольшие трудности для детей представляет выполнение движений по словесной инструкции. Из-за недостаточного самоконтроля при выполнении задания возникают затруднения в овладении простейшими навыками самообслуживания. Неловкость движений обнаруживается практически во всех видах деятельности. Учитывая это, необходимо организовать работу по развитию грамотной речи посредством различных форм и видов движений.

Одной только пальчиковой гимнастики недостаточно для решения коррекционных задач. Мероприятия, в свою очередь, посредством специально организованной познавательно-двигательной активности воспитанников способствуют более эффективной коррекции нарушений речи, профилактике нарушений письма.

Как правило, после такой плодотворной совместной работы дети показывают хорошие результаты при выполнении заданий речевой направленности (правильно и быстро собрать букву из частей, придумать слова по заданию и т. д.) и двигательных упражнений, демонстрируя быстрые, точные, согласованные действия.

Таким образом, система совместной работы в форме познавательно-двигательных мероприятий наглядно демонстрирует эффективное взаимодействие всех специалистов ДОУ и родителей, обеспечивающее комплексное сопровождение детей с речевыми нарушениями.

Литература:

  1. Кольцова М. М. 1973г. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. Москва.
  2. Филиппова С. О. 2004 г. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. Санкт-Петербург. 94с.
  3. Волкова Г. А. 1985 г. Логопедическая ритмика. Москва.
Основные термины (генерируются автоматически): речевых нарушений, коррекция речевых нарушений, профилактике нарушений, эффективной коррекции нарушений, профилактике нарушений письма, нарушений речи, коррекции речевых нарушений, Коррекция речевых нарушений, профилактике нарушений речи, коррекции нарушений устной, преодоления речевых нарушений, коррекции нарушений речи, познавательно-двигательных мероприятий, грамотной речи, речевые нарушения, детей грамотной речи, речевое развитие воспитанников, успешная коррекция речевых, двигательной активностью детей, познавательной деятельности воспитанников.

Ключевые слова

комплексный подход, коррекция речевых нарушений, единое образовательное пространство, взаимодействие специалистов

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос