Коррекция речевых нарушений у детей в процессе познавательно-двигательной деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Чита, апрель 2017)

Дата публикации: 12.03.2017

Статья просмотрена: 1351 раз

Библиографическое описание:

Труфанова, Н. А. Коррекция речевых нарушений у детей в процессе познавательно-двигательной деятельности / Н. А. Труфанова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 39-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/11909/ (дата обращения: 20.04.2024).



Целью данной статьи показать, как специально организованной познавательно- двигательной активностью детей способствовать более эффективной коррекции нарушений устной речи и профилактике нарушений письма.

Ключевые слова: коррекция речевых нарушений, комплексный подход, единое образовательное пространство, взаимодействие специалистов

Полноценная речь ребёнка влияет на гармоничное развитие его личности и является непременным условием успешного обучения в школе. Освоение грамматически правильной речи даёт возможность детям свободно общаться, рассуждать, задавать вопросы, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

В свою очередь, речевые нарушения отрицательно влияют в той или иной степени на психическое развитие ребёнка. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо устранять не только речевые нарушения, но и вести работу по коррекции всех психических процессов.

Для того чтобы добиться стойкости результатов работы по преодолению и профилактике нарушений речи у детей, должны быть объединены усилия всех участников образовательных отношений. Многолетний опыт работы показывает, что эффективной формой взаимодействия педагогов с семьями воспитанников является организация познавательно — двигательных мероприятий с целью создания оптимальных условий для преодоления речевых нарушений и коррекции эмоциональной сферы детей и, как следствие, их дальнейшей социализации в обществе.

Данная форма взаимодействия позволяет решать четыре блока задач:

Первый блок — создание единого коррекционно-образовательного пространства, которое предполагает:

– Сотрудничество педагогов и родителей, совместное принятие общих целей и задач коррекции речевых нарушений у дошкольников;

– Определение единых требований к ребёнку в ДОУ и дома;

– Согласование путей решения проблем формирования у детей грамотной речи;

– Обобщение и согласование педагогических методов и приёмов на основе изучения воспитательного опыта семьи;

– Ознакомление родителей с коррекционно-логопедическими технологиями и методиками.

Организация познавательно-двигательных мероприятий способствует созданию единой сплочённой команды педагогов, специалистов и родителей, координации их действий.

Второй блок — организация коррекционно-развивающей образовательной среды, которая предусматривает создание комфортной обстановки, стимулирующей речевое развитие воспитанников. С этой целью используются различные пособия для развития мелкой моторики рук (шнуровка «Яблоки на дереве»), фонематического слуха (пособие «Звуковое дерево»), зрительно-моторной координации (коврик «Дорожка следопыта»), уточнения словаря антонимов (большие картонные блоки «Парные кубики»).

Для развития зрительной памяти и самостоятельной игровой деятельности детей используется дидактическая накидка на ширму, служащая перегородкой пространства в группе.

Принцип работы с ней заключается в том, что поставленные логопедом звуки закрепляются воспитателем в течение дня с помощью специально подобранных картинок. Педагог ставит их в прозрачные кармашки и периодически привлекает внимание детей, стимулируя проговаривание закрепляемого звука. Также картинки используются для определения наличия того или иного звука в названии предмета и закрепления обобщающих понятий («фрукты», «овощи», «животные» и так далее).

Для достижения желаемого результата важно учитывать принцип опоры на разные виды анализаторов. Поэтому в ходе мероприятий используются мультимедийные средства обучения, которые позволяют детям выполнять задания, задействовав зрительный и слуховой анализаторы. Также используются для этих целей «Тактильные буквы» с контуром из различных материалов.

Третий блок — воздействие, направленное на речевые и неречевые психические процессы, активизацию познавательной деятельности воспитанников, успешная коррекция речевых нарушений в ходе проведения познавательно-двигательных мероприятий.

Четвёртый блок — развитие речи посредством разных форм и видов движений.

Овладение сложно координированными физическими упражнениями требует концентрации внимания на выполняемых движениях, быстрой и адекватной двигательной реакции на изменение ситуации.

Наибольшие трудности для детей представляет выполнение движений по словесной инструкции. Из-за недостаточного самоконтроля при выполнении задания возникают затруднения в овладении простейшими навыками самообслуживания. Неловкость движений обнаруживается практически во всех видах деятельности. Учитывая это, необходимо организовать работу по развитию грамотной речи посредством различных форм и видов движений.

Одной только пальчиковой гимнастики недостаточно для решения коррекционных задач. Мероприятия, в свою очередь, посредством специально организованной познавательно-двигательной активности воспитанников способствуют более эффективной коррекции нарушений речи, профилактике нарушений письма.

Как правило, после такой плодотворной совместной работы дети показывают хорошие результаты при выполнении заданий речевой направленности (правильно и быстро собрать букву из частей, придумать слова по заданию и т. д.) и двигательных упражнений, демонстрируя быстрые, точные, согласованные действия.

Таким образом, система совместной работы в форме познавательно-двигательных мероприятий наглядно демонстрирует эффективное взаимодействие всех специалистов ДОУ и родителей, обеспечивающее комплексное сопровождение детей с речевыми нарушениями.

Литература:

  1. Кольцова М. М. 1973г. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. Москва.
  2. Филиппова С. О. 2004 г. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. Санкт-Петербург. 94с.
  3. Волкова Г. А. 1985 г. Логопедическая ритмика. Москва.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, блок, вид движений, грамотная речь, мероприятие, нарушение, профилактика нарушений письма.

Похожие статьи

Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного...

Предупреждение нарушений чтения и письма одно из приоритетных направлений деятельности

Преодоление общего недоразвития речи и профилактика нарушения чтения должны осуществляться комплексно.

Другой вид работы — подбор однокоренных слов.

Предупреждение и ранняя коррекция нарушений письменной...

Проявление вторичных нарушений письма и чтения у детей с различной речевой патологией (сложная дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия, общее недоразвитие речи церебрально-органического и социального генеза, осложненные формы заикания)...

Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного...

Известно, что причиной нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста становятся несовершенство движений артикуляционного аппарата. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений речи...

Методы и приёмы коррекции нарушений письма у учащихся...

Коррекция нарушений письма у младших школьников... Нарушение письменной речи у детей с ЗПР в настоящее время рассматривается как

Работа была направлена на коррекцию письменной связной речи, движений руки, формирование каллиграфического письма.

Отношение педагогов к проблеме предупреждения речевых...

Ключевые слова: речевые нарушения, профилактика речевых нарушений, готовность педагогов к работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Левина Р. Е. Нарушение речи и письма у детей: избр. тр. / ред.-сост.

Коррекция нарушений письма у младших школьников...

Письменная речь представляет собой сложный вид психической деятельности, противопоставленный устной речи, формирующийся только в условиях

Коррекция нарушений письма и чтения у детей младшего школьного возраста с ЗПР проводится поэтапно

Родительское собрание «Организация и содержание работы...»

- предупреждение нарушений письма и чтения.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нарушение речи, ваш ребенок, игра, развитие, родитель, речевое развитие, особенность детей, рот, язык.

Профилактика нарушений речи у детей 4–5 лет в условиях...

Библиографическое описание: Лебедева А. А. Профилактика нарушений речи у детей 4–5

Как следствие этой проблемы, многие дети имеют остаточное явление общего недоразвития речи, что мешает в дальнейшем полноценному усвоению письма и чтения в школе.

Коррекция речевых нарушений в процессе... | Молодой ученый

Это является одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры речи у детей с ТНР.

I Блок.Логоритмическая гимнастика. Цель: преодоление речевого нарушения путём

Например: упражнение на различные виды ходьбы.(Музыкальное сопровождение — «Шум листвы»).

Похожие статьи

Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного...

Предупреждение нарушений чтения и письма одно из приоритетных направлений деятельности

Преодоление общего недоразвития речи и профилактика нарушения чтения должны осуществляться комплексно.

Другой вид работы — подбор однокоренных слов.

Предупреждение и ранняя коррекция нарушений письменной...

Проявление вторичных нарушений письма и чтения у детей с различной речевой патологией (сложная дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия, общее недоразвитие речи церебрально-органического и социального генеза, осложненные формы заикания)...

Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного...

Известно, что причиной нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста становятся несовершенство движений артикуляционного аппарата. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений речи...

Методы и приёмы коррекции нарушений письма у учащихся...

Коррекция нарушений письма у младших школьников... Нарушение письменной речи у детей с ЗПР в настоящее время рассматривается как

Работа была направлена на коррекцию письменной связной речи, движений руки, формирование каллиграфического письма.

Отношение педагогов к проблеме предупреждения речевых...

Ключевые слова: речевые нарушения, профилактика речевых нарушений, готовность педагогов к работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Левина Р. Е. Нарушение речи и письма у детей: избр. тр. / ред.-сост.

Коррекция нарушений письма у младших школьников...

Письменная речь представляет собой сложный вид психической деятельности, противопоставленный устной речи, формирующийся только в условиях

Коррекция нарушений письма и чтения у детей младшего школьного возраста с ЗПР проводится поэтапно

Родительское собрание «Организация и содержание работы...»

- предупреждение нарушений письма и чтения.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нарушение речи, ваш ребенок, игра, развитие, родитель, речевое развитие, особенность детей, рот, язык.

Профилактика нарушений речи у детей 4–5 лет в условиях...

Библиографическое описание: Лебедева А. А. Профилактика нарушений речи у детей 4–5

Как следствие этой проблемы, многие дети имеют остаточное явление общего недоразвития речи, что мешает в дальнейшем полноценному усвоению письма и чтения в школе.

Коррекция речевых нарушений в процессе... | Молодой ученый

Это является одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры речи у детей с ТНР.

I Блок.Логоритмическая гимнастика. Цель: преодоление речевого нарушения путём

Например: упражнение на различные виды ходьбы.(Музыкальное сопровождение — «Шум листвы»).