Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Изучение художественной росписи по дереву на уроках в детской школе искусств и детской художественной школе

6. Внешкольная педагогика
2
Поделиться
Библиографическое описание
Мельникова, Е. А. Изучение художественной росписи по дереву на уроках в детской школе искусств и детской художественной школе / Е. А. Мельникова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/10195.


Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Отличительной особенностью декоративно-прикладного народного творчества является яркость красок, контрастность рисунка, пристрастие к растительным, животным или геометрическим орнаментам. Именно оно более всего понятно детям, доступно изучению и творческой интерпретации.

Занятие различными традиционными промыслами на уроках изобразительного искусства развивает у ребенка наблюдательность, образное и пространственное мышление способствует формированию эстетического восприятия, развивает навыки рисования, развивает чувство сложного цвета и композиционного решения. Большинство народных ремесел предполагают кропотливый труд, способствует развитию мелкой моторики, следовательно, и когнитивных способностей. У учащихся улучшается память и мыслительная деятельность, развивается усидчивость, тренируется внимание. В результате — занятия народными ремеслами способствуют общему повышению успеваемости в школе и помогают достичь успеха во взрослой жизни. Осваивая декоративно-прикладное искусство, дети в первую очередь научаются самовыражению. Они ведут диалог с миром, рассказывая в творчестве о своих впечатлениях и переживаниях. В развитии личности это играет огромную роль, обучая человека правильному общению с окружающим миром, направляя его психическую энергию в созидательное русло, создаем условия для успешного самоопределения и социализации ребенка.

В последние годы повышается интерес к изучению народного искусства в системе дополнительного образования не только подростков, но и взрослых. В наши дни методика освоения народного искусства выходит на новый уровень педагогических и инновационных технологий. Одной из сторон художественного образования, опирающегося на традиции народного искусства, является изучение народных росписей. Они не могут не нравиться, равнодушным к ним не остается никто. Это яркое наследие, оставленное нам предыдущими поколениями, которое давно привлекло к себе внимание и стало полноправной частью воспитания эстетики личности. Много внимания уделяется народным росписям в большинстве образовательных программ по декоративно-прикладному искусству.

Это и повлияло на создание программы «Художественная роспись» для Детской школы искусств. Учащиеся школы учатся работать с деревом (рис.1,2), глиной. Кроме того, дети узнают о свойствах различных материалов и правилами работы с ними, о методах заготовки, хранения и обработки природного материала (который является основой для народных ремесел).

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\imgonline-com-ua-compsizei8EPjRFRI8Dt.jpg

Рис. 1

Рис.2

Учебный предмет «Художественная роспись» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства.

Особенностью данной программы является сочетание традиционных приемов росписи, что активизирует индивидуальную творческую деятельность учащихся.

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.

Цель учебного предмета

Развитие личностного и творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной деятельности с опорой на народное искусство.

Задачи учебного предмета

Обучающие задачи:

– дать знания по конкретным видам народных промыслов, специфике образного языка декоративно-прикладного искусства, особенностям народного искусства;

– обучить различным техникам исполнения; сформировать практические навыки выразительного использования фактуры, цвета, формы, ритма, объема, а также принципов декоративного обобщения в процессе создания декоративных композиций;

– сформировать умения воплощать собственный замысел с опорой на народную традицию.

Развивающие задачи:

– развивать творческие способности каждого учащегося;

– развивать интерес ребенка к творчеству через ознакомление с новыми приемами и методами изобразительного искусства, с творчеством народных художников и детским творчеством.

Воспитательные задачи:

– воспитывать взаимоотношения в детском коллективе, основанные на взаимопомощи, понимании, поддержке друг друга;

– воспитывать нравственно-эстетическую отзывчивость, способствовать формированию духовного мира ребенка, его личностных ценностей;

– воспитывать умение видеть черты национального своеобразия в произведениях искусства.

Программа «Художественная роспись» включает в себя следующие разделы:

– 1 класс: Основные виды традиционной росписи по дереву у народов России, северорусские графические росписи (красноборская, борокская, пучугская). Северорусские и Урало-сибирские живописные росписи (каргопольская, шенкурская, вятская…);

– 2 класс: Росписи Поволжья (городецкая, хохломская, полховско-майданская);

3 класс: Древние образы в народных игрушках (дымковская игрушка, филимоновская игрушка, каргопольская игрушка).

Концепция программы заключается в последовательном изучения традиционных народных промыслов, базовых законов и правил, навыков и умений и освоения учащимися методов и приемов декоративно-прикладного искусства, которые формируют навыки самостоятельной работы в декоративно — прикладном творчестве. Теоретическая часть предполагает знакомство с историей возникновения, развития промыслов, изучение элементов росписи и декора, включает в себя аналитическую работу с иллюстративным материалом и последующее закрепление на практике полученных знаний. Практические занятия состоят из работы в декоративном направлении и упражнений, которые рассчитаны на изучение и применение основных законов в декоративно-прикладном творчестве.

Программа «Художественная роспись» ориентирована на возраст учащихся 7–10 лет. Продолжительность освоения всей программы составляет 3 года обучения.

Учебная программа «Художественная роспись» построена на следующих принципах:

1) преемственность ценностных ориентиров, содержания образования, образовательной технологии преподавания;

2) включение регионального компонента содержания образования;

3) усиление эмоционально-образного компонента;

4) активизация познавательной и творческой деятельности учащихся, потребности в реализации творческих способностей;

5) рост профессионального мастерства, творческой активности воспитанников.

Результаты апробации на практических занятия с учащимися подтверждают, что такая программа необходима преподавателям изобразительного искусства и особенно педагогам дополнительного образования, так как позволяет организовать образовательно-воспитательный процесс на высоком технологическом уровне.

Учащиеся неизбежно, и это совершенно естественно для творческого процесса, изменяют цветовую гамму, изменяют характер мотивов. Но сохраняются основные особенности уральской кистевой росписи, ее мощный цветовой строй, монументальные декоративные композиции. Однако для оформления современных вещей набора типовых композиций явно недостаточно, размеры и форма их основываются на иных исходных данных, определяемых зачастую новой функцией предмета, его предполагаемым местом в быту. Известно, что эстетические качества материала и художественная ценность самого предмета сейчас приобретает очень большое значение [2]. Поэтому в современных вещах повышается интерес к искусству кистевой росписи. И мастера стремятся к выявлению ее новых, не использованных ранее возможностей, к поискам новых направлений.

На основании собранного материала можно сделать вывод об Уральской росписи, интерес к которой, возрос в последнее время. Восстановление традиций и технологий является условием возрождения народного промысла. Роспись все настойчивей и уверенней входит в наш быт. Мастера чтут вековые традиции, хранят секреты и создают новые самобытные изделия, которые не спутать ни с какими другими.

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов.

Ремесло художественной росписи, как любой вид художественной деятельности, подчиняется общим законам декоративно-прикладного искусства, но также имеет и свои специфические свойства, требующие специального изучения.

Литература:

  1. Барадулин В. А. Народные росписи Урала и Приуралья. Крестьянский расписной дом. Л.: Изд. Художник РСФСР, 1988.
  2. Соколова М. С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный