Программа «Наблюдение за социальной адаптацией детей с расщелинами губы и нёба» | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Гришина А. А. Программа «Наблюдение за социальной адаптацией детей с расщелинами губы и нёба» [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 112-113. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/12010/ (дата обращения: 25.09.2018).



Адаптация выступает серьезным испытанием для детей с челюстно-лицевыми аномалиями. Учитывая симптоматику и проявление коммуникативных, психологических и личностных нарушений данная категория детей встречает на своём пути множественные адаптационные барьеры. Следовательно, необходимо своевременно выявить проблемы в социальной адаптации и разработать систему коррекционных мероприятий. Характеризуя детей с расщелинами губы и нёба, как специфическую категорию лиц с сочетанными психологическими, физиологическими и речевыми нарушениями, Т. Н. Воронцова, А. Г. Ипполитова, И. И. Ермакова, Г. В. Чиркина, Т. В. Волосовец, Н. И. Сереброва, З. А. Репина, отмечают торможение в формировании высших психических функций, а также ограничение когнитивных возможностей у данной категории детей. Данный вывод свидетельствует о наличии большинства факторов, препятствующих процессу социальной адаптации.

Исследования М. Момеску и Э. Алекса доказали, что повседневная разговорная речь детей с челюстно-лицевыми аномалиями содержит в себе только половину необходимой информации в отличие от речевой нормы и процесс передачи вербального сообщения уменьшен почти вдвое. Речевые нарушения в комплексе с психологическими недоразвитиями отражают стереотипность речи, низкий уровень усвоения языковых закономерностей, синтаксической и лексической сочетаемости. Всё это обуславливает сужение коммуникативных и социальных контактов детей в процессе адаптации.

Предлагаем вашему вниманию примерную программу наблюдения, которая может быть использован психологами, педагогами, логопедами в своей исследовательской деятельности и практике.

Возраст детей: дошкольники — школьники.

Диагноз: Дети с расщелинами губы и нёба (послеоперационный период).

Цель: изучить социальный статус ребёнка с расщелинами губы и нёба в коллективе.

Позиции для наблюдения:

  1. Сохраняет ли ребёнок бодрость, уверенность в любых ответственных обстоятельствах.
  2. Частота смены и перепадов настроения.
  3. Наличие признаков психологического напряжения и невротических проявлений:

− Грызёт ли ребенок ногти.

− Сосёт палец.

− Отсутствие дневного сна.

− Легко пугается.

− Немотивированная злость.

− Озабоченность.

− Тревожность.

− Боязнь находиться в коллективе.

− Страх одиночества.

  1. Неспособность продолжительно заниматься (игровой, учебной) деятельностью.
  2. Выявление преобладающего типа эмоций.
  3. Отношение к своему речевому дефекту.
  4. Психологические взаимоотношения со сверстниками.
  5. Проявление неаккуратности и неряшливости.

Таблица 1

Варианты обработки:

Позиции для наблюдения

Шкала результативности

  1. Сохраняет ли ребёнок бодрость, уверенность в любых ответственных обстоятельствах (речевой ответ на фронтальных, индивидуальных занятиях или уроках, выступление на публике).

0 1 2 3 4 5

  1. Частота смены и перепадов настроения. (Учитывая окружающие факторы)

0 1 2 3 4 5

  1. Наличие признаков психологического напряжения и невротических проявлений.

0 1 2 3 4 5

  1. Неспособность продолжительно заниматься деятельностью. (Нет желая, заинтересованности).

0 1 2 3 4 5

  1. Выявление преобладающего типа эмоций:

Положительных (0–1)

Нейтральных (2–3)

Негативных (4–5)

0 1 2 3 4 5

  1. Отношение к своему речевому дефекту.

(4–5 Высокая степень негативизма

2–3 Средняя степень негативизма

0–1 нейтральное отношение

0 1 2 3 4 5

  1. Психологические взаимоотношения со сверстниками. 1–3 благоприятная психологическая обстановка, 4–5- напряжённая атмосфера (не способны договориться, постоянно ругаются).

0 1 2 3 4 5

  1. Проявление неаккуратности и неряшливости. (4–5 соц. бытовые навыки недостаточно сформированы)

0 1 2 3 4 5

Обработка:

30–40 баллов: Ребёнок испытывает значительные трудности в социальной адаптации.(низкий уровень социальной адаптации).

16–24 балла: Ребёнок затрудняется самостоятельно преодолеть адаптационные барьеры.(Средний уровень социальной адаптации).

16 баллов: Ребёнок беспрепятственно социализируется в коллективе.

− (Высокий уровень социальной адаптации).

Учет возможных ошибок: Субъективизм в оценке поведения детей.

Литература:

  1. Абаимова О. И., Николаев Д. Л. Частота рождения детей с расщелиной губы и неба в зависимости от возраста матери // Здравоохранение Беларуси. – 1986. – № 5. С. 35.
  2. Абдужималова Д. Раннее ортодонтическое лечение детей с двусторонними сквозными расщелинами верхней губы и неба: Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1987. — 20 с.
  3. Аболмасов Н. Г. Этиология, патогенез, диагностика и лечение прогении: дис. д-ра мед. наук. Смоленск, 1982. — 377 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная адаптация, расщелина губы, категория детей, речевой дефект, психологическое напряжение, проявление неаккуратности, преобладающий тип эмоций, перепад настроения, наличие признаков, частота смены.

Похожие статьи

социальная адаптация, расщелина губы, категория детей...

Программа «Наблюдение за социальной адаптацией детей...» социальная адаптация, расщелина губы, категория детей, речевой дефект, психологическое напряжение, проявление неаккуратности, преобладающий тип эмоций, перепад настроения, наличие...

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной...

То есть, подросток начинает лучше контролировать проявление собственных эмоций.

Резкие смены настроение, внезапные переходы от экзальтации к депрессии и обратно, психическая

Особенности профессиональной адаптации специалистов социальной сферы.

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего...

Рис. 1. Особенности проявления эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Но особое внимание необходимо обратить на переживания, которые испытывает ребенок, имеющий речевой дефект.

Изучение эмоциональных нарушений через изобразительную...

Эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста. Сфера проявления.

Наличие психологической дистанции. 1.

эмоциональный интеллект, ребенок, дошкольный возраст, волк, эмоция, белок, эмоциональный интеллект детей, положительная адаптация...

Опыт исследования особенностей адаптации к ДОУ детей...

В группе детей с низким уровнем адаптации у преобладающего числа детей наблюдается резкая смена настроения после отрицательных суждений в их адрес.

Психологическое сопровождение детей раннего возраста...

Особенности адаптации первоклассников к школе | Молодой ученый

У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы.

В-третьих, важным фактором психологической адаптации ребенка к школе выступает его социальное окружение.

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста...

Дети с речевыми нарушениями отличаются рядом личностных особенностей.

2. дети со склонностью к реакциям тормозного типа. Первым детям свойственна быстрая смена настроения, эйфория

(Губы надуты и поджаты, брови нахмурены «домиком», руки на поясе).

Частота и причины рождаемости детей с врожденными...

Одним из самых неблагоприятных проявлений ФАС является расщелина неба («волчья пасть») или верхней губы («заячья губа») [1,3]. Программа «Наблюдение за социальной адаптацией детей...»

Социально-психологическая адаптация первоклассников...

Частота нарушений, характеризующих социально-психологическую адаптацию детей (%).

При выбранной точности прогноза (р = 5 %) пороговая величина суммы всех имеющихся у данного ребенка признаков должна быть не более 13 баллов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

социальная адаптация, расщелина губы, категория детей...

Программа «Наблюдение за социальной адаптацией детей...» социальная адаптация, расщелина губы, категория детей, речевой дефект, психологическое напряжение, проявление неаккуратности, преобладающий тип эмоций, перепад настроения, наличие...

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной...

То есть, подросток начинает лучше контролировать проявление собственных эмоций.

Резкие смены настроение, внезапные переходы от экзальтации к депрессии и обратно, психическая

Особенности профессиональной адаптации специалистов социальной сферы.

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего...

Рис. 1. Особенности проявления эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Но особое внимание необходимо обратить на переживания, которые испытывает ребенок, имеющий речевой дефект.

Изучение эмоциональных нарушений через изобразительную...

Эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста. Сфера проявления.

Наличие психологической дистанции. 1.

эмоциональный интеллект, ребенок, дошкольный возраст, волк, эмоция, белок, эмоциональный интеллект детей, положительная адаптация...

Опыт исследования особенностей адаптации к ДОУ детей...

В группе детей с низким уровнем адаптации у преобладающего числа детей наблюдается резкая смена настроения после отрицательных суждений в их адрес.

Психологическое сопровождение детей раннего возраста...

Особенности адаптации первоклассников к школе | Молодой ученый

У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы.

В-третьих, важным фактором психологической адаптации ребенка к школе выступает его социальное окружение.

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста...

Дети с речевыми нарушениями отличаются рядом личностных особенностей.

2. дети со склонностью к реакциям тормозного типа. Первым детям свойственна быстрая смена настроения, эйфория

(Губы надуты и поджаты, брови нахмурены «домиком», руки на поясе).

Частота и причины рождаемости детей с врожденными...

Одним из самых неблагоприятных проявлений ФАС является расщелина неба («волчья пасть») или верхней губы («заячья губа») [1,3]. Программа «Наблюдение за социальной адаптацией детей...»

Социально-психологическая адаптация первоклассников...

Частота нарушений, характеризующих социально-психологическую адаптацию детей (%).

При выбранной точности прогноза (р = 5 %) пороговая величина суммы всех имеющихся у данного ребенка признаков должна быть не более 13 баллов.

Задать вопрос