Библиографическое описание:

Гришина А. А. Программа «Наблюдение за социальной адаптацией детей с расщелинами губы и нёба» [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 112-113.



Адаптация выступает серьезным испытанием для детей с челюстно-лицевыми аномалиями. Учитывая симптоматику и проявление коммуникативных, психологических и личностных нарушений данная категория детей встречает на своём пути множественные адаптационные барьеры. Следовательно, необходимо своевременно выявить проблемы в социальной адаптации и разработать систему коррекционных мероприятий. Характеризуя детей с расщелинами губы и нёба, как специфическую категорию лиц с сочетанными психологическими, физиологическими и речевыми нарушениями, Т. Н. Воронцова, А. Г. Ипполитова, И. И. Ермакова, Г. В. Чиркина, Т. В. Волосовец, Н. И. Сереброва, З. А. Репина, отмечают торможение в формировании высших психических функций, а также ограничение когнитивных возможностей у данной категории детей. Данный вывод свидетельствует о наличии большинства факторов, препятствующих процессу социальной адаптации.

Исследования М. Момеску и Э. Алекса доказали, что повседневная разговорная речь детей с челюстно-лицевыми аномалиями содержит в себе только половину необходимой информации в отличие от речевой нормы и процесс передачи вербального сообщения уменьшен почти вдвое. Речевые нарушения в комплексе с психологическими недоразвитиями отражают стереотипность речи, низкий уровень усвоения языковых закономерностей, синтаксической и лексической сочетаемости. Всё это обуславливает сужение коммуникативных и социальных контактов детей в процессе адаптации.

Предлагаем вашему вниманию примерную программу наблюдения, которая может быть использован психологами, педагогами, логопедами в своей исследовательской деятельности и практике.

Возраст детей: дошкольники — школьники.

Диагноз: Дети с расщелинами губы и нёба (послеоперационный период).

Цель: изучить социальный статус ребёнка с расщелинами губы и нёба в коллективе.

Позиции для наблюдения:

  1. Сохраняет ли ребёнок бодрость, уверенность в любых ответственных обстоятельствах.
  2. Частота смены и перепадов настроения.
  3. Наличие признаков психологического напряжения и невротических проявлений:

− Грызёт ли ребенок ногти.

− Сосёт палец.

− Отсутствие дневного сна.

− Легко пугается.

− Немотивированная злость.

− Озабоченность.

− Тревожность.

− Боязнь находиться в коллективе.

− Страх одиночества.

  1. Неспособность продолжительно заниматься (игровой, учебной) деятельностью.
  2. Выявление преобладающего типа эмоций.
  3. Отношение к своему речевому дефекту.
  4. Психологические взаимоотношения со сверстниками.
  5. Проявление неаккуратности и неряшливости.

Таблица 1

Варианты обработки:

Позиции для наблюдения

Шкала результативности

  1. Сохраняет ли ребёнок бодрость, уверенность в любых ответственных обстоятельствах (речевой ответ на фронтальных, индивидуальных занятиях или уроках, выступление на публике).

0 1 2 3 4 5

  1. Частота смены и перепадов настроения. (Учитывая окружающие факторы)

0 1 2 3 4 5

  1. Наличие признаков психологического напряжения и невротических проявлений.

0 1 2 3 4 5

  1. Неспособность продолжительно заниматься деятельностью. (Нет желая, заинтересованности).

0 1 2 3 4 5

  1. Выявление преобладающего типа эмоций:

Положительных (0–1)

Нейтральных (2–3)

Негативных (4–5)

0 1 2 3 4 5

  1. Отношение к своему речевому дефекту.

(4–5 Высокая степень негативизма

2–3 Средняя степень негативизма

0–1 нейтральное отношение

0 1 2 3 4 5

  1. Психологические взаимоотношения со сверстниками. 1–3 благоприятная психологическая обстановка, 4–5- напряжённая атмосфера (не способны договориться, постоянно ругаются).

0 1 2 3 4 5

  1. Проявление неаккуратности и неряшливости. (4–5 соц. бытовые навыки недостаточно сформированы)

0 1 2 3 4 5

Обработка:

30–40 баллов: Ребёнок испытывает значительные трудности в социальной адаптации.(низкий уровень социальной адаптации).

16–24 балла: Ребёнок затрудняется самостоятельно преодолеть адаптационные барьеры.(Средний уровень социальной адаптации).

16 баллов: Ребёнок беспрепятственно социализируется в коллективе.

− (Высокий уровень социальной адаптации).

Учет возможных ошибок: Субъективизм в оценке поведения детей.

Литература:

  1. Абаимова О. И., Николаев Д. Л. Частота рождения детей с расщелиной губы и неба в зависимости от возраста матери // Здравоохранение Беларуси. – 1986. – № 5. С. 35.
  2. Абдужималова Д. Раннее ортодонтическое лечение детей с двусторонними сквозными расщелинами верхней губы и неба: Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1987. — 20 с.
  3. Аболмасов Н. Г. Этиология, патогенез, диагностика и лечение прогении: дис. д-ра мед. наук. Смоленск, 1982. — 377 с.
Основные термины (генерируются автоматически): расщелинами губы, расщелинами верхней губы, челюстно-лицевыми аномалиями, социальной адаптации, ответственных обстоятельствах, социальной адаптацией детей, ребёнок бодрость, разговорная речь детей, Частота рождения детей, ортодонтическое лечение детей, социальных контактов детей, процессу социальной адаптации, расщелиной губы, категория детей, специфическую категорию лиц, категории детей, множественные адаптационные барьеры, вербального сообщения уменьшен, вопросы современной педагогики, формировании высших психических.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос