Библиографическое описание:

Шахрай Т. И., Виноход В. Л. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 67-69. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11992/ (дата обращения: 16.12.2017).



Стране необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме. Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен прежде всего быть гражданином России и гордиться этим.

В. В. Путин. 23.01.2012

Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждой ДОО, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9). Главный момент в контексте «Детский сад — семья» — личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребёнка, в том числе и в вопросах патриотического воспитания.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него — родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

Система семейных ценностей, определяющих уклад жизни семьи, является основным средством воспитания нравственности. Поэтому начало такой работы в нашем саду было положено с большой выставки «Семейные ценности», на которой семьи представили предметы старины: прялки, утюги, вышитые скатерти, памятные сувениры, творческие работы, такие как «генеалогическое древо рода», фотоальбомы, семейные реликвии. Посещая выставку совместно с родителями, дети визуализировали жизнь и устои предков, проникаясь культурой русского народа.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, и любовь к родным местам Семья — это маленькое государство. А у каждого государства существует своя, не похожая на другие символика. И следующим этапом стало создание «Семейного герба», как часть формирования патриотизма, развитие воображения, привлечение всех членов семьи к совместной деятельности.

Заинтересовав детей историей нашей страны, мы организовали акции «Внуки помнят героев» и «На встречу к звездам». К памятным для страны датам, дети готовят подарки ветеранам ВОВ, делают поделки и дарят их ветеранам, участвуют в различных конкурсах. Данные акции способствуют зарождению в ребенке великого чувства — быть гражданином своей страны; свято хранить и передавать истории о героическом прошлом выдающихся людей страны, героев ВОВ и своих предков.

Перед воспитателями, стоит нелёгкая задача — донести всю глубину понятия «гражданин Отечества» до маленького Человека, привить ему любовь к Родине. Расширить кругозор ребенка и обратить его внимание на красоту родной Земли, показав ему картины или слайды недостаточно. Чтобы понятия и названия запомнились ребенку надолго необходимо закреплять информацию через творчество, так, например, говоря о столице нашей Родины, и в частности о Красной площади в Москве, мы с детьми подготовительной группы написали картину маслом — Собор Василия Блаженного, которая стала украшением нашей группы.

Формировать у детей черты характера, прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу» возможно через сюжетно-ролевые игры «Госпиталь», «На границе», спортивные эстафеты «Быстрее, выше, сильнее», чтение книг: Юрий Коваль «Алый»,Аркадий Гайдар «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове», Дмиртий Пентегов «Паровоз-овечка».

В «Концепции дошкольного воспитания» говорится о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Воспитание детей через формирование у них патриотических чувств, любви к своей Родине — задача особенно актуальная сегодня. У каждого ребёнка, у его семьи и места рождения есть своя история, которую ему необходимо знать, уметь рассказывать и, главное, гордиться своей малой Родиной.

Каждый народ в бездонных копилках своей памяти хранит никогда не иссякающее богатство. Если народ теряет связь с прошлым, он теряет свою силу, свое будущее. Мы должны знать об этом, ведь все дальше от нас уходят традиции, духовные и культурные ценности наших предков. Используя в работе с детьми хакасские народные игры, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. В играх отражается быт, труд, национальные устои, представления о нравственности.

Согласно ФГОС ДО познавательное развитие предполагает: «… формирование Первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках…».

С этой целью, для реализации задач внедрена авторская программа «Хакасия — земля родная» по этнической культуре. В связи с введением новых образовательных стандартов в 2015 году разработан перспективный план ознакомления детей с культурой Хакасии для старших дошкольников.

В тематике регионального содержания большое внимание уделяется устному народному творчеству: сказкам, играм, поговоркам, обычаям, традициям, декоративно-прикладному искусству, ознакомлению детей с природой родного края, прошлому и настоящему республики Хакасия.

Во время творческих отчетов, совместно с родителями изготавливаем национальные блюда, играем в подвижные игры коренного населения: «Игра в кольцо и ленту», «Спрячь рукавицу», «Медведь и пень».

В свободном для детей доступе находятся национальные куклы Тарина и Саяна, с которыми дети могут поиграть, рассмотреть элементы национальной одежды, украшения. Разучиваем пальчиковые игры на хакасском языке. Знакомимся со стихотворениями о Хакасии.

«Хакасия моя! Под щедрым солнцем небо,

Лазурныйблеск озёр, духмяные луга,

Колышутся волной в полях колосья хлеба,

И дикий Енисей штурмует берега». Светлана Ромашина.

Рассказываем детям хакасские легенды и читаем хакасские сказки, прослушиваем национальную музыку. Раскрашиваем хакасские узоры, лепим национальные украшения Пого. Знакомимся с хакасскими народными поговорками и загадками. В последнюю субботу сентября отмечаем праздник «День Енисея», устраиваем выставки «Батюшка- Енисей».

В оформленном центре «Моя Хакасия» имеются авторские настольно-печатные игры для старших дошкольников о растительном и животном мире республики Хакасия. С помощью этих игр дети узнают природные зоны родного края, запоминают лекарственные травы республики.

С помощью авторского экологического календаря Хакасии, дошкольники рассматривают фотографии с местными достопримечательностями. Больше узнают о редчайших животных нашего края, запоминают месяца года и учатся показывать театр теней.

Таким образом, воспитание чувства патриотизма у дошкольников играют огромную роль в становлении личности ребенка, это процесс сложный и длительный, но, как сказал Сергей Михалков «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

I:\слайд дружба.jpg

Основные термины (генерируются автоматически): старших дошкольников, родного края, республики Хакасия, Патриотическое воспитание дошкольников, воспитание чувства патриотизма, Воспитание маленького патриота, средством воспитания нравственности, экологического календаря Хакасии, природой родного края, подарки ветеранам ВОВ, настоящему республики Хакасия, зоны родного края, часть формирования патриотизма, культурой русского народа, Заинтересовав детей историей, ребенке великого чувства, процессе воспитания ребёнка, вопросах патриотического воспитания, необходимости приобщения детей, национальные куклы Тарина.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос