Авторы: Некрасова Елена Леонидовна, Бурцев Андрей Дмитриевич

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)

Дата публикации: 02.03.2017

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Некрасова Е. Л., Бурцев А. Д. Учебный диалог — субъектное взаимодействие учителя и обучающихся в процессе формирования нравственных качеств личности [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 91-94. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11986/ (дата обращения: 16.12.2017).



Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать.

Лафатер

При изучении курс ОРКСЭ, модуля «Православная культура», у ребенка постепенно происходит переоценка ценностей. Меняется отношение к себе, родителям, школе, образованию, нравственным категориям.

Очень важно поддержать ребёнка в этот сложный для него период, потому что он создаёт собственную систему новых ценностей. Если он это делает, имея ясное представление о высших проявлениях этих качеств, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества, то его собственный процесс переоценки ценностей будет осознанным и позитивным.

Сегодня на уроке от ученика требуется не столько умение пользоваться полученными знаниями для решения проблем, сколько умение самостоятельно приобретать эти знания. Для этого необходим диалог между учителем и учеником. Включение в уроки Православной культуры притч фрагментов художественных и музыкальных произведений помогает организовать дискуссию по теме урока.

Различные произведения духовно-нравственного содержания (стихи, сказки, притчи, отрывки из художественных произведений, мультфильмы, песни) имеют большое воспитательное значение. Художественный образ, как правило, отличается меткостью и убедительностью. Доказательная сила художественного образа вызывает у школьников сочувствие, ненависть, восхищение, возмущение. Яркий, выразительный художественный образ воздействует на личность учащегося всесторонне: на его ум, чувство, волю, поведение, потому что этические нормы раскрыты на живых примерах и в конкретных ситуациях.

Учебный диалог — это субъект — субъектное взаимодействие учителя и учащихся, а также самих учащихся. Л. В. Занков высоко оценивал способность учителя организовывать коллективный процесс познания, подчёркивая, что при этом «учение теряет неприятный привкус чего-то навязанного, скучного, становится захватывающим коллективным процессом познания. Оно протекает в атмосфере дружной, согретой подлинным теплом работы класса, в обстановке непринуждённости и в то же время высокой дисциплины, которая создаётся уважением к учителю и товарищам, увлечённостью процессом познания и интенсивной занятостью детей на уроке».

Включаясь в учебные диалоги, школьники с сегодняшних позиций обсуждают и оценивают историко-культурные и литературные явления прошлого. Они в зависимости от собственных убеждений выступают либо единомышленниками, либо спорят, доказывая правоту своей точки зрения.

Необходимыми условиями организации диалога являются:

а) снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми;

б) восприимчивость к чужому мнению, стремление не оценить, а услышать и принять мнение ребёнка;

в) владение педагогом технологией организации предметного диалога.

Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов:

– ни одна из реплик не должна остаться без ответа;

– учебный диалог ограничен во времени;

– если ученик не активен, он испытывает недостаток знаний;

– учебный диалог требует полных ответов;

– учебный диалог требует предварительной подготовки.

Существуют различные формы учебных диалогов, которые можно использовать в общении с учащимися на уроках:

  1. Мотивационный — интерес участников к теме разговора, к диалогической форме общения.
  2. Критический — критическое осмысление содержания, гипотетичность предлагаемых решений.
  3. Рефлексивный — обратная связь между учителем и учащимися, адекватные реакции личности на внешнее воздействие.
  4. Конфликтный — противоречивое отношение личности к себе, своему участию в разговоре.
  5. Автономный — размышление не вслух, а «про себя», молчаливое участие в диалоге.
  6. Самопредъявляющий — дает возможность производить желаемое впечатление.
  7. Самореализующий — личность утверждает себя не только в глазах других, но и в собственных, раскрывает свои потенциальные способности.
  8. Смыслотворческий — связан с поиском смыслов, определением индивидуальной системы ценностей
  9. Духовный — отличается высоким уровнем духовности, проблемности, глубоким пониманием предмета разговора и собеседника.

Конструируя ситуацию диалога, необходимо принимать во внимание диалогический опыт учащихся, в котором выделяются три этапа развития:

  1. Сюжетно-познавательный.
  2. Чувственно-аналитический.
  3. Личностно-рефлексивный.

Остановимся подробнее на характеристике духовного диалога, который имеет место на третьем этапе (личностно — рефлексивном). Это этап готовности к поиску смысла ценностей, когда у учащихся формируются способности их духовного осмысления, определяется система жизненных смыслов, умение передавать друг другу личностно — значимые ценности. К данному моменту должны выработаться определенная система знаний по предмету, умение самостоятельно творчески выявлять проблемы в учебном материале.

Цель духовного диалога — рассмотрение проблем на языке эстетических, философских категорий, размышление с позиций общечеловеческих непреходящих истин о жизни, человеке, его предназначении, судьбе.

Отбор содержания для духовного диалога происходит на основе выявлений единой темы (духовной составляющей), единой проблемы, единых принципов изображения в разных произведениях, с тем, чтобы увидеть тенденции развития решений отдельных проблем.

Вопросы чаще всего носят обобщающий характер, отражают глубину постановки проблем, требуют глубокого проникновения как в текст произведения, так и в самого себя. Например: 1) Жертвенная любовь. 2) Может ли безответная любовь осчастливить человека?

В русской литературе, православной культуре масса имен, которые учат на примере своих произведений мудрости, развивают нравственную зоркость.

Обратимся к творчеству писателей 20 столетия, к такому имени, как А.Платонов и его сказке — были «Неизвестный цветок». Учащиеся знакомятся с текстом, разрешают проблемный вопрос: можно ли назвать сказку-быль продолжением разговора о прекрасном, о не предполагаемом, но уже заложенном в человеке чувстве прекрасного, о неожиданно проявляющихся в нем чувствах доброты, справедливости, страдания, любви. Разговор по сказке — были «Неизвестный цветок» можно начать со слов Ф. И. Тютчева «Нам жизнь дана, чтобы любить…». Очень важно донести до учащихся мысль о том, что это утверждение кажется очевидным, мы над ним не всегда задумываемся. Но если оглянуться вокруг, то можно увидеть, что в мире до сих пор существуют зло, обида, ненависть. Значит, любить умеют не все. И любят тоже не всех.

Для проведения учебного диалога есть ряд вопросов. Необходимо отметить, что данные вопросы зачастую подойдут ко многим жанрам произведений и они помогут организовать учебный диалог.

вопросы

ответы- клише

-О чем это произведение? (притча, исторический факт, биографическая статья, рассказ из жизни.)

— О чем автор хотел поведать? (работа с контекстом)

Как ты это понял? (почувствовал, услышал, догадался)

—Как же звучит основная мысль?

—Какие чувства вызывают у вас поступки героя?

— А как бы ты поступил на месте героя? (Почему?)

—Чему учит это произведение?

—Зачем написан этот текст?

-Это произведение о….(одно- два слова)

—Я считаю, что автор хотел рассказать о….

— Я почувствовал, услышал, догадался….

— Думается, что основная мысль может звучать так…

— Мне кажется, что я смог порадоваться за героя, погрустить вместе с ним, посочувствовать ему…

— Я поступил…

— Это произведение учит….

— Этот текст написан для того, чтобы мы смогли (научились, поняли, почувствовали, оценили)…

Подводя итог, важно отметить: нельзя измерить чувство, уложить в графики степень духовности, но наблюдать отношение к искусству, литературе, привлекать к участию в прекрасном — возможно. И именно диалог способен создать ситуацию поиска смысла ценностей, закрепить их в переживаниях, потому что он является основой бытия и мышления современного человека.

Литература:

  1. Вороницына, Е. В. Диалог как средство организации учебной деятельности / Е. В. Вороницына // Практика образования. — 2010. — № 4
  2. Саяпина Наталия Николаевна. Организация учебного диалога в образовательном процессе: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.01: Саратов, 2000 197 c.
  3. archive.is/www.zankov.ru ЗАНКОВ.RU — официальный сайт государственной системы развивающего обучения Л. В. Занкова. Обмен опытом
Основные термины (генерируются автоматически): учебный диалог, духовного диалога, субъектное взаимодействие учителя, Учебный диалог, учебного диалога, смысла ценностей, учебный диалог ограничен, характеристике духовного диалога, процессом познания, Цель духовного диалога, «Неизвестный цветок», условиями организации диалога, организации предметного диалога, необходим диалог, Организация учебного диалога, проведения учебного диалога, процесс переоценки ценностей, ситуацию диалога, поиску смысла ценностей, систему новых ценностей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос