Учебный диалог — субъектное взаимодействие учителя и обучающихся в процессе формирования нравственных качеств личности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)

Дата публикации: 02.03.2017

Статья просмотрена: 2723 раза

Библиографическое описание:

Некрасова, Е. Л. Учебный диалог — субъектное взаимодействие учителя и обучающихся в процессе формирования нравственных качеств личности / Е. Л. Некрасова, А. Д. Бурцев. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 91-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11986/ (дата обращения: 03.12.2024).



Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать.

Лафатер

При изучении курс ОРКСЭ, модуля «Православная культура», у ребенка постепенно происходит переоценка ценностей. Меняется отношение к себе, родителям, школе, образованию, нравственным категориям.

Очень важно поддержать ребёнка в этот сложный для него период, потому что он создаёт собственную систему новых ценностей. Если он это делает, имея ясное представление о высших проявлениях этих качеств, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества, то его собственный процесс переоценки ценностей будет осознанным и позитивным.

Сегодня на уроке от ученика требуется не столько умение пользоваться полученными знаниями для решения проблем, сколько умение самостоятельно приобретать эти знания. Для этого необходим диалог между учителем и учеником. Включение в уроки Православной культуры притч фрагментов художественных и музыкальных произведений помогает организовать дискуссию по теме урока.

Различные произведения духовно-нравственного содержания (стихи, сказки, притчи, отрывки из художественных произведений, мультфильмы, песни) имеют большое воспитательное значение. Художественный образ, как правило, отличается меткостью и убедительностью. Доказательная сила художественного образа вызывает у школьников сочувствие, ненависть, восхищение, возмущение. Яркий, выразительный художественный образ воздействует на личность учащегося всесторонне: на его ум, чувство, волю, поведение, потому что этические нормы раскрыты на живых примерах и в конкретных ситуациях.

Учебный диалог — это субъект — субъектное взаимодействие учителя и учащихся, а также самих учащихся. Л. В. Занков высоко оценивал способность учителя организовывать коллективный процесс познания, подчёркивая, что при этом «учение теряет неприятный привкус чего-то навязанного, скучного, становится захватывающим коллективным процессом познания. Оно протекает в атмосфере дружной, согретой подлинным теплом работы класса, в обстановке непринуждённости и в то же время высокой дисциплины, которая создаётся уважением к учителю и товарищам, увлечённостью процессом познания и интенсивной занятостью детей на уроке».

Включаясь в учебные диалоги, школьники с сегодняшних позиций обсуждают и оценивают историко-культурные и литературные явления прошлого. Они в зависимости от собственных убеждений выступают либо единомышленниками, либо спорят, доказывая правоту своей точки зрения.

Необходимыми условиями организации диалога являются:

а) снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми;

б) восприимчивость к чужому мнению, стремление не оценить, а услышать и принять мнение ребёнка;

в) владение педагогом технологией организации предметного диалога.

Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов:

– ни одна из реплик не должна остаться без ответа;

– учебный диалог ограничен во времени;

– если ученик не активен, он испытывает недостаток знаний;

– учебный диалог требует полных ответов;

– учебный диалог требует предварительной подготовки.

Существуют различные формы учебных диалогов, которые можно использовать в общении с учащимися на уроках:

  1. Мотивационный — интерес участников к теме разговора, к диалогической форме общения.
  2. Критический — критическое осмысление содержания, гипотетичность предлагаемых решений.
  3. Рефлексивный — обратная связь между учителем и учащимися, адекватные реакции личности на внешнее воздействие.
  4. Конфликтный — противоречивое отношение личности к себе, своему участию в разговоре.
  5. Автономный — размышление не вслух, а «про себя», молчаливое участие в диалоге.
  6. Самопредъявляющий — дает возможность производить желаемое впечатление.
  7. Самореализующий — личность утверждает себя не только в глазах других, но и в собственных, раскрывает свои потенциальные способности.
  8. Смыслотворческий — связан с поиском смыслов, определением индивидуальной системы ценностей
  9. Духовный — отличается высоким уровнем духовности, проблемности, глубоким пониманием предмета разговора и собеседника.

Конструируя ситуацию диалога, необходимо принимать во внимание диалогический опыт учащихся, в котором выделяются три этапа развития:

  1. Сюжетно-познавательный.
  2. Чувственно-аналитический.
  3. Личностно-рефлексивный.

Остановимся подробнее на характеристике духовного диалога, который имеет место на третьем этапе (личностно — рефлексивном). Это этап готовности к поиску смысла ценностей, когда у учащихся формируются способности их духовного осмысления, определяется система жизненных смыслов, умение передавать друг другу личностно — значимые ценности. К данному моменту должны выработаться определенная система знаний по предмету, умение самостоятельно творчески выявлять проблемы в учебном материале.

Цель духовного диалога — рассмотрение проблем на языке эстетических, философских категорий, размышление с позиций общечеловеческих непреходящих истин о жизни, человеке, его предназначении, судьбе.

Отбор содержания для духовного диалога происходит на основе выявлений единой темы (духовной составляющей), единой проблемы, единых принципов изображения в разных произведениях, с тем, чтобы увидеть тенденции развития решений отдельных проблем.

Вопросы чаще всего носят обобщающий характер, отражают глубину постановки проблем, требуют глубокого проникновения как в текст произведения, так и в самого себя. Например: 1) Жертвенная любовь. 2) Может ли безответная любовь осчастливить человека?

В русской литературе, православной культуре масса имен, которые учат на примере своих произведений мудрости, развивают нравственную зоркость.

Обратимся к творчеству писателей 20 столетия, к такому имени, как А.Платонов и его сказке — были «Неизвестный цветок». Учащиеся знакомятся с текстом, разрешают проблемный вопрос: можно ли назвать сказку-быль продолжением разговора о прекрасном, о не предполагаемом, но уже заложенном в человеке чувстве прекрасного, о неожиданно проявляющихся в нем чувствах доброты, справедливости, страдания, любви. Разговор по сказке — были «Неизвестный цветок» можно начать со слов Ф. И. Тютчева «Нам жизнь дана, чтобы любить…». Очень важно донести до учащихся мысль о том, что это утверждение кажется очевидным, мы над ним не всегда задумываемся. Но если оглянуться вокруг, то можно увидеть, что в мире до сих пор существуют зло, обида, ненависть. Значит, любить умеют не все. И любят тоже не всех.

Для проведения учебного диалога есть ряд вопросов. Необходимо отметить, что данные вопросы зачастую подойдут ко многим жанрам произведений и они помогут организовать учебный диалог.

вопросы

ответы- клише

-О чем это произведение? (притча, исторический факт, биографическая статья, рассказ из жизни.)

— О чем автор хотел поведать? (работа с контекстом)

Как ты это понял? (почувствовал, услышал, догадался)

—Как же звучит основная мысль?

—Какие чувства вызывают у вас поступки героя?

— А как бы ты поступил на месте героя? (Почему?)

—Чему учит это произведение?

—Зачем написан этот текст?

-Это произведение о….(одно- два слова)

—Я считаю, что автор хотел рассказать о….

— Я почувствовал, услышал, догадался….

— Думается, что основная мысль может звучать так…

— Мне кажется, что я смог порадоваться за героя, погрустить вместе с ним, посочувствовать ему…

— Я поступил…

— Это произведение учит….

— Этот текст написан для того, чтобы мы смогли (научились, поняли, почувствовали, оценили)…

Подводя итог, важно отметить: нельзя измерить чувство, уложить в графики степень духовности, но наблюдать отношение к искусству, литературе, привлекать к участию в прекрасном — возможно. И именно диалог способен создать ситуацию поиска смысла ценностей, закрепить их в переживаниях, потому что он является основой бытия и мышления современного человека.

Литература:

  1. Вороницына, Е. В. Диалог как средство организации учебной деятельности / Е. В. Вороницына // Практика образования. — 2010. — № 4
  2. Саяпина Наталия Николаевна. Организация учебного диалога в образовательном процессе: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.01: Саратов, 2000 197 c.
  3. archive.is/www.zankov.ru ЗАНКОВ.RU — официальный сайт государственной системы развивающего обучения Л. В. Занкова. Обмен опытом
Основные термины (генерируются автоматически): учебный диалог, духовный диалог, произведение, диалог, основная мысль, урок, учащийся, художественный образ.

Похожие статьи

Педагогическое общение — важное условие эффективности учебно-воспитательного процесса

Учебно-педагогические способы взаимодействия — путь к осознанному профессиональному самоопределению учащегося

Невербальная выразительность и культура движения как компонент педагогического общения в процессе профессиональной подготовки будущего учителя

Убеждение — основной способ коммуникативного воздействия учителя на учащихся

Формирование познавательной активности учащихся на основе развития творческого потенциала личности в процессе обучения истории и обществознанию

Учебно-исследовательская деятельность студентов как условие становления субъектности будущего учителя

Рациональная организация познавательной деятельности обучающихся как важный фактор формирования интереса к предмету

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Особенности взаимосвязи понятий «самореализация обучающихся» и «культура самостоятельной работы обучающихся» в структуре общепедагогического знания

Воспитание коммуникативной культуры учащихся в процессе обучения иностранному языку

Похожие статьи

Педагогическое общение — важное условие эффективности учебно-воспитательного процесса

Учебно-педагогические способы взаимодействия — путь к осознанному профессиональному самоопределению учащегося

Невербальная выразительность и культура движения как компонент педагогического общения в процессе профессиональной подготовки будущего учителя

Убеждение — основной способ коммуникативного воздействия учителя на учащихся

Формирование познавательной активности учащихся на основе развития творческого потенциала личности в процессе обучения истории и обществознанию

Учебно-исследовательская деятельность студентов как условие становления субъектности будущего учителя

Рациональная организация познавательной деятельности обучающихся как важный фактор формирования интереса к предмету

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Особенности взаимосвязи понятий «самореализация обучающихся» и «культура самостоятельной работы обучающихся» в структуре общепедагогического знания

Воспитание коммуникативной культуры учащихся в процессе обучения иностранному языку