Дидактические основы игровых технологий в обучении и воспитании младших школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)

Дата публикации: 01.03.2017

Статья просмотрена: 128 раз

Библиографическое описание:

Михайленко Т. М. Дидактические основы игровых технологий в обучении и воспитании младших школьников [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 86-89. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11984/ (дата обращения: 24.06.2018).



Главной задачей системы образования становится развитие личности, её творческой индивидуальности, развитие и реализация сущностных сил ребёнка. Однако в работах многих педагогов и психологов (Р. М. Грановская, Ю. С. Крижанская и др.) отмечается, что в существующей сегодня системе образования недостаточно уделяется внимание целому пласту человеческого опыта — опыта творческой деятельности [2].

Н. В. Уварина утверждает, что особенно негативно такая тенденция в образовании отражается на детях младшего школьного возраста. Создавая у них репродуктивную направленность в обучении, можно потерять будущего творца, ведь такое обучение, отмечает автор, формирует скорее потребителя, беспомощного в творческом плане, столкнувшись с новыми условиями или обстоятельствами, он оказывается недееспособным [11].

Младший школьный возраст — благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе её творческого отношения к деятельности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребёнке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества — значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу [7]. Одним из этих условий будет использование в процессе обучения игровых технологий.

По мнению многих исследователей, психологов и педагогов практиков (Б. Г. Ананьева, М. М. Берштейна, П. П. Блонского, А. А. Вербицкого, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. П. Пидкасистого, С. Т. Шацкого, Д. Б. Эльконина и др.) игровые технологии способствует активизации обучаемых, развивает их познавательную самостоятельность и мыслительную деятельность, помогает творчески переосмыслить и усвоить учебный материал, нацеливает на активное общение друг с другом.

Взяв предметом исследования игровую технологию, суммируем признаки, определяющие игру как образовательный феномен, исследованный разными авторами — Й. Хейзингой, М. В. Клариным, С. А. Шмаковым и др. Это:

– чётко поставленная цель;

– создание игровой проблемной ситуации;

– добровольный характер;

– собственный хронотоп;

– четкие правила, которые соблюдаются всеми участниками;

– эмоциональное и интеллектуальное напряжение в обучении и деятельности;

– опыт совместной (командной) деятельности;

– рефлексия (анализ результатов).

Раскроем дидактические возможности игровых технологий. Главное их достоинство состоит в том, что в ходе игры учащиеся овладевают опытом деятельности и общения, сходными с теми, которые они получили бы в действительности. При этом, играя, учащиеся получают знания не в готовом виде, а поэтапно добывают его сами, преодолевая трудности, и тем самым, вырабатывая самостоятельность мышления. Игры учащихся обеспечивают благоприятную учебную среду, непосредственно и незамедлительно реагирующую на действия участников игры. Наконец, игра, будучи свободным действом, психологически привлекательна для участников ее, в непринужденной, игровой форме ученик готовится к трудовой деятельности.

Рассмотрев несколько типов классификаций дидактических игр (Г. К. Селевко, П. И. Пидкасистого и Ж. С. Хайдарова, М. Г. Ермолаевой, М. В. Кларина), мы их обобщили и выделили группы игр. Классификация игр и их характеристика представлена в таблице № 1.

Таблица 1

Классификация ихарактеристика дидактических игр

Классификация игр

Характеристика

Интеллектуально-познавательные игры

— ребусы, тесты, викторины;

— настольно-предметные;

— компьютерные;

— игры-путешествия;

— игры с предметами;

— игры-упражнения;

— технические, строительные и т. п.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Отличительной особенностью этих игр является возможность вовлечения каждого учащегося в активную работу.

Двигательные игры

подвижные;

— спортивные;

— игровые упражнения;

— игры-забавы.

Сознательная, активная деятельность ребенка, характеризуется точным и своевременным выполнением заданий.

Социальные игры

деловые;

— продуктивные;

— ролевые, сюжетно-ролевые;

— компьютерные;

— театрализованные;

— творческие.

Игры на основе социальных взаимодействий, то есть игры на выстраивании каких-то отношений между людьми. Выполнение роли какого-то персонажа по ходу игры. Моделирование реальных жизненных ситуаций.

Получение социально значимого продукта.

Для развития творческого потенциала, познавательной самостоятельности и мыслительной деятельность, а также формирование комплекса ценностей, качеств, способностей личности, необходимы такие игры, которые способствовали бы всестороннему развитию личности. На комплексное развитие личности школьника направлены социальные игры. Среди совокупности социальных игр выделим деловую и продуктивную игру.

Деловая игра выступает как форма, в которой наиболее успешно могут осваиваться содержание новой деятельности, во-вторых, это эмоциональная опора личности, в-третьих, как элемент творческого самовыражения, проявления самостоятельности и активности в среде сверстников. Все это в совокупности дает толчок в самоутверждении и самореализации взрослеющего человека [6].

В работах Г. С. Абрамовой, В. А. Степановича, И. В. Кулешовой, В. Г. Алапьевой рассматривается идея о том, что деловая игра является как формой, так методом обучения учащихся, в которой моделируется предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности [5].

Л. С. Выготский, В. Я. Платов, Д. Б. Эльконин рассматривали деловую игру, как педагогическое средство и активную форму обучения, которая формирует учебную деятельность и отрабатывает профессиональные умения и навыки.

Идею о том, что деловая игра является средством развития не только профессиональных умений и навыков, но и профессионального творческого мышления, в ходе которого учащиеся приобретают способность анализировать специфические ситуации и решать для себя новые задачи, прослеживается в работе Е. А. Хруцкого.

В настоящее время наиболее характерна следующая классификация деловых игр, предложенная Л. В. Ежовой:

  1. По времени проведения:

– без ограничения времени;

– с ограничением времени;

– игры, проходящие в реальное время;

– игры, где время сжато.

  1. По оценке деятельности:

– балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;

– оценка того, кто как работал, отсутствует.

  1. По конечному результату:

– жесткие игры — заранее известен ответ, существуют жесткие правила;

– свободные, открытые игры — заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.

  1. По конечной цели.

– обучающие — направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;

– констатирующие — конкурсы профессионального мастерства;

– поисковые — направлены на выявление проблем и поиск путей их решения.

  1. По методологии проведения:

– луночные игры — любая салонная игра. Игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;

– ролевые игры — каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием;

– групповые дискуссии — связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии;

– имитационные — имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях;

– организационно-деятельностные игры (Г. П. Щедровицкий) — не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем;

– инновационные игры (В. С. Дудченко) — формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;

– ансамблевые игры (Ю. Д. Красовский) — формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия [3].

В учебном процессе применяются различные модификации деловой игры: имитационные, операционные, ролевые, деловой театр, психодрамма и социодрама.

Продуктивная игра направлена на создание совместного информационного продукта (на решение какой-либо практической проблемы), предполагающая обмен мнениями [1]. Продуктивная игра включает в себя в качестве промежуточной или итоговой процедуры такую форму, как «Защита проектов».

Объединение потенциала деловой и продуктивной игры дает возможность развить личность младшего школьника, его творческие способности согласно требованиям федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).

В структуре деловой игры целесообразно выделить модель профессиональной деятельности и имитацию принятия решений в различных производственных ситуациях. Это позволит младшему школьнику научиться принимать самостоятельно решения, работать в группе, познакомиться с разными видами профессий и на практике попробовать себя в разной профессиональной роли [6].

В структуре продуктивной игры выделяем совместное (групповое) создание информационного продукта (решение какой-либо практической проблемы) и защиту проекта [6].

Основываясь на анализе классификаций, признаках, структуре игровых технологий, а в частности деловой и продуктивной играх мы сконструировали условно продуктивную (деловую) игру для младших школьников, которая может использоваться в учебно-воспитательном процессе для достижения образовательных результатов.

Таким образом, продуктивную (деловую) игру для младших школьников имеет следующую структуру: модель профессиональной деятельности, имитацию принятия решений в различных производственных ситуациях, групповое создание информационного продукта, защита проекта (продукта). Данная игра соответствует признакам игровой технологии и направлена на развитие личности младшего школьника [6].

Участие в продуктивной (деловой) игре может дать не только знания, но и бесценный опыт, который в условиях размеренного существования надо приобретать годами. Игра способствует развитию, социализации и самоактуализации, ценностной и нравственно-этической ориентации младшего школьника. Обладает воспитательными и развивающими возможностями в развитии личности младшего школьника. Кроме того, с помощью этих игр можно учить и учиться не только тому, как и почему надо работать, можно тренировать такие важные для успешной работы качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации, способность эффективной работы в команде, толерантность, ответственность, творчество.

Литература:

1. Баженова Н. П., Крохмаль Е. В. Продуктивная игра как механизм про-фессионального самоопределения учащейся молодежи // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXVI междунар. науч.-практ. конф. — Новосибирск: СибАК, 2013.

2. Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. творчество и преодоление стереотипов.- СПб.: ОМS, 1994. — 465 с.

3. Ежова Л. В. Постановка и решение управленческих задач на промышленных предприятиях методом деловых игр / Л. В. Ежова — Спб., 2006.

4. Ермолаева М. Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие / М. Г. Ермолаева.- 2-е изд., доп.- Спб.: СПбАППО, 2005. — С.3–25

5. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. Рига: Эксперимент, 1995. — С.З -4.

6. Михайленко Т. М. Педагогические особенности продуктивной (деловой) игры для младших школьников. Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. — Научный журнал: — Ялта: РИО ГПА, 2016. — Вып.53. — Ч. 7. — 256с.

7. Нехай З. К. ФГОС. Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования ключевых компетенций обучающихся. [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/shkola/ (дата обращения 05.01.2017)

8. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. М., 1996.

9. Платов В. Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.-М.: Профиздат, 1991. — 156 с.

10. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии.- М.: Просвещение, 1998.

11. Уварина Н. В. Развитие творческих способностей у младших школьников. Дис.: канд.пед.наук.- Челябинск, 1999. — 184 с.

12. Хруцкий Е. А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений.— М.: Высш. шк., 1991.— 320 с.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, деловая игра, продуктивная игра, младший школьник, профессиональная деятельность, развитие личности, участник, какая-либо практическая проблема, информационный продукт, игровая технология.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос