Автор: Михайленко Татьяна Михайловна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)

Дата публикации: 01.03.2017

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Михайленко Т. М. Дидактические основы игровых технологий в обучении и воспитании младших школьников [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 86-89. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11984/ (дата обращения: 17.12.2017).



Главной задачей системы образования становится развитие личности, её творческой индивидуальности, развитие и реализация сущностных сил ребёнка. Однако в работах многих педагогов и психологов (Р. М. Грановская, Ю. С. Крижанская и др.) отмечается, что в существующей сегодня системе образования недостаточно уделяется внимание целому пласту человеческого опыта — опыта творческой деятельности [2].

Н. В. Уварина утверждает, что особенно негативно такая тенденция в образовании отражается на детях младшего школьного возраста. Создавая у них репродуктивную направленность в обучении, можно потерять будущего творца, ведь такое обучение, отмечает автор, формирует скорее потребителя, беспомощного в творческом плане, столкнувшись с новыми условиями или обстоятельствами, он оказывается недееспособным [11].

Младший школьный возраст — благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе её творческого отношения к деятельности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребёнке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества — значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу [7]. Одним из этих условий будет использование в процессе обучения игровых технологий.

По мнению многих исследователей, психологов и педагогов практиков (Б. Г. Ананьева, М. М. Берштейна, П. П. Блонского, А. А. Вербицкого, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. П. Пидкасистого, С. Т. Шацкого, Д. Б. Эльконина и др.) игровые технологии способствует активизации обучаемых, развивает их познавательную самостоятельность и мыслительную деятельность, помогает творчески переосмыслить и усвоить учебный материал, нацеливает на активное общение друг с другом.

Взяв предметом исследования игровую технологию, суммируем признаки, определяющие игру как образовательный феномен, исследованный разными авторами — Й. Хейзингой, М. В. Клариным, С. А. Шмаковым и др. Это:

– чётко поставленная цель;

– создание игровой проблемной ситуации;

– добровольный характер;

– собственный хронотоп;

– четкие правила, которые соблюдаются всеми участниками;

– эмоциональное и интеллектуальное напряжение в обучении и деятельности;

– опыт совместной (командной) деятельности;

– рефлексия (анализ результатов).

Раскроем дидактические возможности игровых технологий. Главное их достоинство состоит в том, что в ходе игры учащиеся овладевают опытом деятельности и общения, сходными с теми, которые они получили бы в действительности. При этом, играя, учащиеся получают знания не в готовом виде, а поэтапно добывают его сами, преодолевая трудности, и тем самым, вырабатывая самостоятельность мышления. Игры учащихся обеспечивают благоприятную учебную среду, непосредственно и незамедлительно реагирующую на действия участников игры. Наконец, игра, будучи свободным действом, психологически привлекательна для участников ее, в непринужденной, игровой форме ученик готовится к трудовой деятельности.

Рассмотрев несколько типов классификаций дидактических игр (Г. К. Селевко, П. И. Пидкасистого и Ж. С. Хайдарова, М. Г. Ермолаевой, М. В. Кларина), мы их обобщили и выделили группы игр. Классификация игр и их характеристика представлена в таблице № 1.

Таблица 1

Классификация ихарактеристика дидактических игр

Классификация игр

Характеристика

Интеллектуально-познавательные игры

— ребусы, тесты, викторины;

— настольно-предметные;

— компьютерные;

— игры-путешествия;

— игры с предметами;

— игры-упражнения;

— технические, строительные и т. п.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Отличительной особенностью этих игр является возможность вовлечения каждого учащегося в активную работу.

Двигательные игры

подвижные;

— спортивные;

— игровые упражнения;

— игры-забавы.

Сознательная, активная деятельность ребенка, характеризуется точным и своевременным выполнением заданий.

Социальные игры

деловые;

— продуктивные;

— ролевые, сюжетно-ролевые;

— компьютерные;

— театрализованные;

— творческие.

Игры на основе социальных взаимодействий, то есть игры на выстраивании каких-то отношений между людьми. Выполнение роли какого-то персонажа по ходу игры. Моделирование реальных жизненных ситуаций.

Получение социально значимого продукта.

Для развития творческого потенциала, познавательной самостоятельности и мыслительной деятельность, а также формирование комплекса ценностей, качеств, способностей личности, необходимы такие игры, которые способствовали бы всестороннему развитию личности. На комплексное развитие личности школьника направлены социальные игры. Среди совокупности социальных игр выделим деловую и продуктивную игру.

Деловая игра выступает как форма, в которой наиболее успешно могут осваиваться содержание новой деятельности, во-вторых, это эмоциональная опора личности, в-третьих, как элемент творческого самовыражения, проявления самостоятельности и активности в среде сверстников. Все это в совокупности дает толчок в самоутверждении и самореализации взрослеющего человека [6].

В работах Г. С. Абрамовой, В. А. Степановича, И. В. Кулешовой, В. Г. Алапьевой рассматривается идея о том, что деловая игра является как формой, так методом обучения учащихся, в которой моделируется предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности [5].

Л. С. Выготский, В. Я. Платов, Д. Б. Эльконин рассматривали деловую игру, как педагогическое средство и активную форму обучения, которая формирует учебную деятельность и отрабатывает профессиональные умения и навыки.

Идею о том, что деловая игра является средством развития не только профессиональных умений и навыков, но и профессионального творческого мышления, в ходе которого учащиеся приобретают способность анализировать специфические ситуации и решать для себя новые задачи, прослеживается в работе Е. А. Хруцкого.

В настоящее время наиболее характерна следующая классификация деловых игр, предложенная Л. В. Ежовой:

  1. По времени проведения:

– без ограничения времени;

– с ограничением времени;

– игры, проходящие в реальное время;

– игры, где время сжато.

  1. По оценке деятельности:

– балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;

– оценка того, кто как работал, отсутствует.

  1. По конечному результату:

– жесткие игры — заранее известен ответ, существуют жесткие правила;

– свободные, открытые игры — заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.

  1. По конечной цели.

– обучающие — направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;

– констатирующие — конкурсы профессионального мастерства;

– поисковые — направлены на выявление проблем и поиск путей их решения.

  1. По методологии проведения:

– луночные игры — любая салонная игра. Игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;

– ролевые игры — каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием;

– групповые дискуссии — связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии;

– имитационные — имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях;

– организационно-деятельностные игры (Г. П. Щедровицкий) — не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем;

– инновационные игры (В. С. Дудченко) — формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;

– ансамблевые игры (Ю. Д. Красовский) — формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия [3].

В учебном процессе применяются различные модификации деловой игры: имитационные, операционные, ролевые, деловой театр, психодрамма и социодрама.

Продуктивная игра направлена на создание совместного информационного продукта (на решение какой-либо практической проблемы), предполагающая обмен мнениями [1]. Продуктивная игра включает в себя в качестве промежуточной или итоговой процедуры такую форму, как «Защита проектов».

Объединение потенциала деловой и продуктивной игры дает возможность развить личность младшего школьника, его творческие способности согласно требованиям федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).

В структуре деловой игры целесообразно выделить модель профессиональной деятельности и имитацию принятия решений в различных производственных ситуациях. Это позволит младшему школьнику научиться принимать самостоятельно решения, работать в группе, познакомиться с разными видами профессий и на практике попробовать себя в разной профессиональной роли [6].

В структуре продуктивной игры выделяем совместное (групповое) создание информационного продукта (решение какой-либо практической проблемы) и защиту проекта [6].

Основываясь на анализе классификаций, признаках, структуре игровых технологий, а в частности деловой и продуктивной играх мы сконструировали условно продуктивную (деловую) игру для младших школьников, которая может использоваться в учебно-воспитательном процессе для достижения образовательных результатов.

Таким образом, продуктивную (деловую) игру для младших школьников имеет следующую структуру: модель профессиональной деятельности, имитацию принятия решений в различных производственных ситуациях, групповое создание информационного продукта, защита проекта (продукта). Данная игра соответствует признакам игровой технологии и направлена на развитие личности младшего школьника [6].

Участие в продуктивной (деловой) игре может дать не только знания, но и бесценный опыт, который в условиях размеренного существования надо приобретать годами. Игра способствует развитию, социализации и самоактуализации, ценностной и нравственно-этической ориентации младшего школьника. Обладает воспитательными и развивающими возможностями в развитии личности младшего школьника. Кроме того, с помощью этих игр можно учить и учиться не только тому, как и почему надо работать, можно тренировать такие важные для успешной работы качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации, способность эффективной работы в команде, толерантность, ответственность, творчество.

Литература:

1. Баженова Н. П., Крохмаль Е. В. Продуктивная игра как механизм про-фессионального самоопределения учащейся молодежи // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXVI междунар. науч.-практ. конф. — Новосибирск: СибАК, 2013.

2. Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. творчество и преодоление стереотипов.- СПб.: ОМS, 1994. — 465 с.

3. Ежова Л. В. Постановка и решение управленческих задач на промышленных предприятиях методом деловых игр / Л. В. Ежова — Спб., 2006.

4. Ермолаева М. Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие / М. Г. Ермолаева.- 2-е изд., доп.- Спб.: СПбАППО, 2005. — С.3–25

5. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. Рига: Эксперимент, 1995. — С.З -4.

6. Михайленко Т. М. Педагогические особенности продуктивной (деловой) игры для младших школьников. Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. — Научный журнал: — Ялта: РИО ГПА, 2016. — Вып.53. — Ч. 7. — 256с.

7. Нехай З. К. ФГОС. Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования ключевых компетенций обучающихся. [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/shkola/ (дата обращения 05.01.2017)

8. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. М., 1996.

9. Платов В. Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.-М.: Профиздат, 1991. — 156 с.

10. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии.- М.: Просвещение, 1998.

11. Уварина Н. В. Развитие творческих способностей у младших школьников. Дис.: канд.пед.наук.- Челябинск, 1999. — 184 с.

12. Хруцкий Е. А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений.— М.: Высш. шк., 1991.— 320 с.

Основные термины (генерируются автоматически): младших школьников, младшего школьника, игровых технологий, личности младшего школьника, развитие личности, Продуктивная игра, развития творческого потенциала, профессиональной деятельности, деловых игр, имитацию принятия решений, продуктивной игры, модель профессиональной деятельности, информационного продукта, различных производственных ситуациях, создание информационного продукта, деловой игры, дидактических игр, развитие личности школьника, Классификация игр, структуре продуктивной игры.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос