Автор: Карапетян Маргарита Карапетовна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)

Дата публикации: 27.02.2017

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Карапетян М. К. Адаптивная образовательная среда для детей мигрантов в русскоязычных школах [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 82-84.



В статье рассматриваются условия адаптации детей мигрантов к общеобразовательным русскоязычным школам. Стрессовые условия вхождения в детский ученический коллектив, социокультурная и учебная дезадаптация детей мигрантов должны быть учтены в реализации образовательных задач. Специальные курсы, подготовленные для родителей, не владеющих русским языком, и детей мигрантов, позволяют расширять адаптивное пространство для различных категорий детей и родителей.

Ключевые слова: дети мигрантов, социокультурная адаптация, учебная адаптация, адаптивная образовательная среда

In the article the conditions of adaptation of migrant children to Russian schools of general education. Stressful conditions of entry to the children's student team, socio-cultural and educational maladjustment of migrant children should be taken into account in the implementation of educational tasks. Special courses are prepared for parents who do not speak Russian, and migrant children, allow you to extend the adaptive space for different categories of children and parents.

Keywords: children of migrants, socio-cultural adaptation, educational adaptation, adaptive learning environment

Интерес ученных к изучению адаптации как важнейшего способа сохранности жизнедеятельности человека в постоянно меняющемся мире является особенно актуальным в последнее время. Раскрыв механизмы адаптации, мы сможем понять и объяснить многие новые формы отношений человека с природой и обществом, с самим собой и другими людьми, получим возможность предвидеть его поведение в будущем.

Проблема адаптации и интеграции мигрантов в российском обществе подчеркивает, что миграционные процессы приводят к возникновению целого комплекса «детских» проблем, которые характеризуются определенной спецификой и которые требуют своего детального и безотлагательного решения. Важнейшим среди них являются:

‒ психологические стрессы, связанные со сменой места жительства и нарушением структуры привычных культурно-коммуникативных, родственно-семейных, природно-территориальных и других связей;

‒ кризис идентичности, рассогласование в системе ценностей и социальных норм;

‒ общая неудовлетворенность различными сторонами жизнедеятельности и самим собой;

‒ адаптация прибывающих детей и подростков к требованиям системы среднего, средне-специального или высшего образования, отсутствие необходимых условий и качества образования;

‒ трудности вживания в новую для ребенка среду общения и, как следствие, нередко возникающие состояния отчужденности, тревожности и психической напряженности, агрессивности и повышенной конфликтности и др. [1]

Следовательно, главным условием эффективности адаптационного процесса детей мигрантов является максимальное удовлетворение их актуальных потребностей. Среди них наибольшее значение приобретают потребности в материальном благополучии, благоприятных условиях проживания, получении знаний, в чувстве общности и принадлежности к определенной группе, в общении и хороших взаимоотношениях, в самореализации и возможности быть самим собой, в социально-психологической защищенности и уверенности в будущем.

С учетом выделенных проблем нами разработана Программа успешной адаптации детей мигрантов в русскоязычных школах. Проблема адаптации детей мигрантов к российскому образу жизни должна рассматриваться в контексте адаптации родителей. Необходимо анализировать поведение детей в системе «ребенок-социальная среда» через призму отношения родителей к их интеграции в новую культуру.

В новой социальной среде дети мигрантов сталкиваются с множеством обстоятельств, оказывающих на них то или иное влияние и требующих от них определенного поведения и определённой активности.

Среди приоритетных задач Программы мы выделили:

  1. Повышение адаптивных возможностей детей для овладения навыками общения в новом для них окружении.
  2. Налаживание благоприятного эмоционально-психологического климата в образовательном учреждении, формирование положительных установок на развитие меж- и внутригруппового согласия и интеграцию детей мигрантов в местное детское сообщество
  3. Улучшение детско-родительских отношений.

Содержание программы включает:

  1. Работу с ребенком в классе, приобщение его к школьной жизни, к роли ученика в его ученическом классе
  2. Работу с родителями-мигрантами и их детьми; специальные курсы, проходящие в формате малокомплектной школы.

Для детей мигрантов разработаны углубленные задания, такие как диалог с текстом и рассказ о своем народе, культуре и т. п.

Вторая группа — это специальные курсы, продолжительность которых, составляет 10 занятий, родители и дети вместе посещают их, где основной задачей является овладение русским языком, историей России, знакомство с историей и культурой России. Работа разделяется на специальные задания для родителей и детей. Адаптация родителей в данном случае заключается в том, что с помощью данного курса они смогут подготовиться для сдачи теста граждан зарубежных стран.

Адаптивная образовательная среда — социально-педагогическая система, приспосабливающаяся к условиям изменяющейся внешней среды, которая стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к личности с ее индивидуальными особенностями, с другой — по возможности гибко реагировать на собственные социокультурные изменения. [2]

Исходя из предоставленного определения, функциональная часть, отраженная в программе, приобретает адаптивную направленность. То есть, для того чтобы учащийся усвоил любой вводимый новый элемент среды (программы, содержание предметов, социоокружение и т. д.), ему необходимо на первом этапе — ознакомление, на втором — первичная апробация, на третьем — ориентация в возможностях применения, на четвертом — принятие решения). Все это разрешает системно подойти к вопросу адаптации и социализации детей мигрантов к новой для них образовательной среде школы.

Литература:

  1. Социально-психологическая адаптация детей из семей мигрантов. — 2-е изд., доп. и перераб./ В. В. Гриценко, Н. Е. Шустова. — М. Форум, 2011. — 224с.
  2. Третьяков П. И., Митин С. Н., Бояринцева Н. Н. Адаптивное управление педагогическими системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. П. И. Третьякова. М.: Академия, 2003, С. 9
Основные термины (генерируются автоматически): детей мигрантов, адаптации детей мигрантов, дети мигрантов, детей мигрантов должны, процесса детей мигрантов, of migrants, социализации детей мигрантов, интеграцию детей мигрантов, образовательная среда, Адаптивная образовательная среда, of children and, среде дети мигрантов, условия адаптации детей, conditions of, интеграции мигрантов, Проблема адаптации, children of migrants, Проблема адаптации детей, семей мигрантов, успешной адаптации детей.

Ключевые слова

социокультурная адаптация, дети мигрантов, учебная адаптация, адаптивная образовательная среда

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос