Автор: Хрущёва Любовь Борисовна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)

Дата публикации: 02.03.2017

Статья просмотрена: 110 раз

Библиографическое описание:

Хрущёва Л. Б. Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по развитию связной речи [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 61-63. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11962/ (дата обращения: 15.12.2017).



К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению [2, стр.4].

В своих исследованиях учёные Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. указывают, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи имеют серьезные нарушения связной речи, которые выражаются в неумении удерживать в памяти последовательность содержания, являющегося планом рассказа описания; фрагментарном запечатлении словесного материала; трудностях выделения существенных признаков предмета и перечислении их в определенной последовательности; недостаточном использовании выразительных средств при составлении рассказа.

В работах исследователей подчеркивается, что в системе коррекционной логопедической работы с детьми с ОНР формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.

Эффективность коррекционно-развивающей работы по формированию связной речи у дошкольников во многом зависит от слаженной работы всех специалистов. Возникает необходимость комплексного подхода к психолого-педагогическому сопровождению дошкольников с ОНР III уровня.

Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Следовательно, в теории сопровождения важным положением выступает утверждение, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее окружение ребенка [3, стр12].

Л. М. Щипицина выделяет следующие основные принципы психолого- педагогического сопровождения:

«На стороне ребенка». Очень часто на стороне ребенка только он сам... и еще специалист системы сопровождения, который призван стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.

Непрерывность сопровождения. Ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход крещению будет очевиден. Этот принцип означает также и то, что дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска (например: хронически больной ребенок, ребенок в системе специального образования, ребенок-сирота и т. д.), будут обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления

Мультидисциплинарность сопровождения. Принцип требует согласованной работы «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.

Индивидуальное сопровождение детей в образовательном учреждении предполагает создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска» (то есть детей, находящихся под воздействием одного или нескольких факторов риска) и гарантированную помощь тем детям, которые в ней нуждаются.

Системное сопровождение и социально-педагогическое сопровождающее проектирование осуществляется центрами и службами в нескольких направлениях.

Механизмом реализации психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы является взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Такое сопровождение воспитанников в образовательном учреждении способен осуществить психолого-медико-педагогический консилиум.

Главной целью деятельности ПМПк ДОУ является создание целостной системы комплексного диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся.

В ходе работы над связной речью у дошкольников с ОНР III уровня осуществляется взаимодействие учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя, заместителя заведующего по ВМР, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя и медицинского работника.

Взаимодействие осуществляется по следующим направлениям: коррекционно-развивающее; информационно-консультативное.

Логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний, именно он оказывает максимальную логопедическую помощь.

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах: консультирование, курирование, совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; совместное проведение интегрированных комплексных занятий; а также еженедельные задания.

Воспитатель, который ежедневно и достаточно продолжительно общается с детьми, знает их интересы и возможности, следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности. Воспитатель ведет работу по обогащению и накоплению словаря по лексико-тематическим циклам, формированию связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой), осуществляет контроль за речью детей во время самостоятельной и непосредственно организованной образовательной деятельности, занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики; способствует совершенствованию грамматического строя речи, проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса

Управленческое сопровождение осуществляется администрацией ДОУ и выражается в создании нормативной базы, в организации взаимодействия, отслеживании результатов, анализе коррекционной работы, повышении квалификации сотрудников ДОУ и ресурсном обеспечении образовательного процесса.

Педагог — психолог осуществляет коррекцию основных психических процессов, снятие эмоционального напряжения, снятие тревожности при негативном настрое на взаимодействие, работает над повышением психологической культуры родителей и педагогов.

Содержание речевого материала, используемого на музыкальных и физкультурных занятиях, сценарии праздников и развлечений обсуждается с учителем-логопедом.

Современная психология и педагогика в решении проблем речевого недоразвития всё большее внимание уделяет повышению роли семьи.

Эффективность речевого развития и коррекции, полученных навыков коммуникации, социализации, а также поддержание состояния психологического комфорта детей с ОНР во многом зависит от активного участия родителей в процессе воспитания, развития и обучения ребёнка. Поэтому важную роль в организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении для детей с речевым недоразвитием играет работа с родителями.

Задачи работы учителя-логопеда в работе с семьей: формирование у родителей желание помогать ребенку; повышение уровня педагогической компетенции родителей; информационная и дидактическая поддержка семьи.

Учитель-логопед проводит: индивидуальные консультации родителей по вопросам речевого развития детей; групповые тематические консультации для родителей; игровые детско-родительские сеансы; логопедическую диагностику детей.

Учитель-логопед знакомит родителей: с речевыми особенностями ребенка с учетом возраста; со способами создания условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; методам игрового взаимодействия с ребенком; созданию оптимальной развивающей среды дома; объясняет родителям значимость создания условий для успешной социализации детей.

Таким образом, овладение связными формами высказывания детьми с ОНР — это сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.

Литература:

  1. Азова Л.Л, Ратанова Н. Я. Организация деятельности психолого- медико- педагогического консилиума в условиях введения ФГОС: методические рекомендации. — Калуга: ООО ИРА «Ваш Дом», 2012. — 170 с.
  2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2004. — 168 с.
  3. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение Г186 развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. Л. М. Шипицыной. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 528 с.
  4. Рогова А. А., Салаватулина Л. Р. Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в условиях комбинированного дошкольного образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 11. — С. 561–565. — URL: http://e-koncept.ru/2016/86123.htm.
Основные термины (генерируются автоматически): связной речи, сопровождение детей, общим недоразвитием речи, Психолого-педагогическое сопровождение детей, сопровождение детей старшего, формированию связной речи, развития ребенка, детей старшего дошкольного, образовательном учреждении, дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста, ОНР формирование связной, связной речи детей, развитию связной речи, Индивидуальное сопровождение детей, системное сопровождение детей, логопедической работы, нарушения связной речи, коррекционной работы, педагогического сопровождения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос