Структура и содержание информационного мировоззрения как компонента информационной культуры личности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)

Дата публикации: 25.02.2017

Статья просмотрена: 616 раз

Библиографическое описание:

Исламова, С. Х. Структура и содержание информационного мировоззрения как компонента информационной культуры личности / С. Х. Исламова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 134-136. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11952/ (дата обращения: 24.04.2024).



Мировоззренческий компонент информационной культуры личности становится ключевым в структуре этого понятия. В работах С. Г. Антоновой, А. М. Атаян, Е.В Данильчук, К. К. Колина, И. А. Кузибецкого, Л. В. Нестеровой, А. Л. Семенова и др. рассматривается новое понятие “информационное мировоззрение”, возникновение которого связывается с пониманием определяющей роли информации и информационных процессов не только в технических системах, но и в природных и социальных (системно информационный подход); с осознанием роли и значимости информации, информационных процессов и технологий в жизни человека, в развитии общества и человечества в целом.

По вопросу содержания понятия информационное мировоззрение, среди ученых исследующих эту проблему пока нет единого мнения. Например, Антонова С. Г. в своем исследовании в качестве основных содержательных компонентов, рассматривает информационные ресурсы, ценности. В свою очередь Зиновьева Н. Б. в информационном мировоззрении выделяет принципы мышления, принципы поведения, принципы деятельности и принципы функций информации.

Таблица 1

Данные анализа позиций ученых по содержанию информационного мировоззрения

п/п

Автор

Содержательные компоненты информационного мировоззрения.

1

Антонова С. Г.

информационные ресурсы;

ценности;

2

Атаян А. М.

принципы убеждения;

идеалы;

принципы познания;

принципы деятельности;

нормы поведения;

информационную этика;

3

Басалаева О. Г.

ценности;

принципы убеждения;

принципы деятельности;

принципы познания;

идеалы;

4.

Гендина, Н.И.

принципы убеждения;

информационные ресурсы;

информационные технологии;

информационные системы;

5.

Зиновьева Н. Б.

принципы мышления;

принципы поведения;

принципы деятельности;

принципы функций информации;

6.

Кошевенко, С. В.

информационная этика

принципы деятельности;

принципы самореализации;

принципы креативности;

7.

С. Н. Касьянов

информационные ресурсы;

системность знаний;

принципы мышления;

принципы деятельности;

Изучение подходов 7 авторов к определению содержания информационного мировоззрения (таблица 1) и проведение сравнительного анализа содержательных компонентов позволили выявить основные элементы информационного мировоззрения и составить опросник для их экспертной оценки. Количественный состав содержательных элементов исследуемой отрасли у авторов различен: от минимального двух содержательных элемента в исследовании С. Г. Антоновой до шести — в работе А. М. Атаян. Общее количество содержательных элементов содержания информационного мировоззрения составляет 15 элементов.

Таблица 2

Анализ структурных элементов информационной культуры личности.

п/п

Элементы информационной культуры личности

Кол-во исследований, использующих данный элемент

Вес элемента в структуре ИКЛ в%

1.

Принципы деятельности

5

33

2.

Принципы убеждения

3

20

3.

Принципы познания

3

20

4.

Ценности

2

13

5.

Информационная этика

2

13

6.

Идеалы

2

13

7.

Принципы мышления

2

13

8.

Нормы поведения

1

6

9.

Информационные ресурсы

1

6

10.

Информационные технологии

1

6

11.

Информационные системы

1

6

12.

Принципы самореализации

1

6

13.

Принципы креативности

1

6

14.

Системность знаний

1

6

15.

Принципы функций информации

1

6

Качественный анализ составляющих содержания информационного мировоззрения (таблица 5) показывает, что «принципы деятельности» рассматривается как составная часть содержания информационного мировоззрения 5 исследователями, принципы убеждения и принципы познания -3,ценности, информационная этика, идеалы, принципы мышления- 2, нормы поведения, информационные ресурсы, информационные технологии, информационные системы, принципы самореализации, принципы креативности, системность знаний и принципы функций информации лишь по одному разу. Вес каждого элемента в содержании информационного мировоззрения приведен в таблице 5. Выделенные нами на основе анализа научных работ структурные элементы отображают представления о содержании информационного мировоззрения авторов этих исследований и поэтому количественный и качественный состав их, в известной мере, относителен.

Для определения структуры информационной культуры личности нами собран и обобщен объем материала мнений компетентных специалистов: педагогов высшей школы — специалистов в области информатики (20 человек), школьников (85 человек), учителей школ (15 человек). Респондентам предлагалось выделить четыре элемента, которые, по их мнению, составили бы основу информационной культуры. Данные опроса четырех групп респондентов сведены в таблицу 3. Для каждого элемента вычислен коэффициент, как отношение реального числа предпочтений к суммарному числу возможного выбора (таблица 3).

Таблица 3

Результаты экспертной оценки элементов содержания информационного мировоззрения

№ п/п

Элемент информационного мировоззрения

Предпочтения

Всего

Коэф. пред-почтения

педагогов высшей

учителей школ

школьников

1

Принципы убеждения

12

6

57

75

0.123

2

Принципы деятельности

16

12

43

71

0.116

3

Ценности

15

5

48

68

0.111

4

Идеалы

12

13

32

57

0.093

5

Принципы сознания

15

11

28

54

0.089

6

Принципы мышления

8

9

36

53

0.087

7

Информационные технологии

13

8

31

52

0.085

8

Нормы поведения

11

10

30

51

0.084

9

Информационные ресурсы

6

5

38

49

0.080

10

Информационные системы

4

9

20

33

0.054

11

Принципы креативности

5

8

-

13

0.034

12

Принципы самореализации

-

2

11

13

0.034

13

Системность знаний

-

5

4

9

0.015

14

Информационная этика

7

-

-

7

0.011

15

Принципы функций информации

2

-

3

5

0.008

ИТОГО

126

103

381

610

По этому показателю анализируемые элементы можно разделить на три элемента, которые составят элементную базу информационного мировоззрения. Это — принципы убеждения, принципы деятельности и ценности. Необходимость включения информационную деятельность в информационную культуру отстаивают 60 % педагогов высшей школы,40 % — учителей школ и 67 % школьников. Для информационного принципы деятельности и ценности, соответственно 80 % и 75 %; 80 % и 33,3;83,5 % и 80 %; 36,8 %. Таким образом, больше половины опрошенных (54,87 %) видят их в содержании информационного мировоззрения.

Таким образом, анализ имеющихся подходов к определению содержания информационного мировоззрения, их экспертная оценка и позволили выявить три элемента содержания информационного мировоззрения: принципы убеждения, принципы деятельности и ценности

Литература:

  1. Атаян, А. М. Информационная культура личности в условиях информатизации общества./А. М. Атаян. М., 2004.
  2. Гайдаренко Л. В. Технология формирования информационной культуры управленческой деятельности /Дис. канд. пед. наук. — М.,2003.
  3. Данильчук Е. И. Методическая система формирования информационной культуры будущего педагога./Дис. докт. пед. наук.- М.,2003.
Основные термины (генерируются автоматически): информационное мировоззрение, принцип деятельности, принцип убеждения, принцип мышления, принцип функций информации, элемент, информационная культура личности, информационная этика, норма поведения, принцип креативности.

Похожие статьи

Принципы и ценности этики в педагогической деятельности

Добро: Принцип благодеяния, или принцип любви; Принцип ненасилия. Свобода: Принцип автономии; Принцип толерантности.

3) принцип разнообразия целей и задач педагогического взаимодействия; 4) принцип творчества (креативности)

Роль образования в формировании информационной культуры...

· Принцип деятельностного подхода, в его рамках рассматривается формирование информационной культуры личности с позиций деятельности конкретного человека, перед которым ставятся информационные задачи, решаемые им в ходе своей учебной...

Моделирование социально-культурной деятельности в превенции...

Данный подход исходит из представлений о симбиозе личности и деятельности

Принцип превентивной направленности предполагает включение воспитанников центра реабилитации в СКД, требующее социальной активности, креативности, автономности, волевых усилий для...

Информационная культура и информационная компетентность...

Информационная культура личности выступает как главный, ведущий показатель информационной компетентности специалиста. Под информационной культурой обычно понимают не только компетенции, но и новый тип мышления...

Возможность моделирования системы принципов педагогического...

ü принцип выращивания в культуре педагогической деятельности и мышления; ü принцип адекватного отражения объективной действительности; ü принцип связи обучения, воспитания, развития и образования с жизнью и практикой

Формирование философской культуры учителя (элементы...)

К элементам философской культуры учителя принадлежат: знания, язык, ценности, традиции, новаторство, убеждения и нормы.

Функции философской культуры учителя состоят в осознании мировоззренческого самоопределения личности учителя и способствуют...

Особенности взаимосвязи компонентов эмоциональной сферы...

В статье проведен анализ взаимосвязей между компонентами эмоциональной сферы, типами мышления и креативностью.

необходимо учитывать, что у каждого поколения юношей есть характеристики, которые присущи в принципе самой юности, но удельный вес этих...

Аксиологический аспект информации в рамках современных...

Человек является центром гуманистического мировоззрения как общественной системы взглядов, убеждений и идеалов.

Существуют и критерии и способы оценки этой значимости, они выражены в этических нормах идеалах, принципах, установках и целях человека [2, с. 41].

Похожие статьи

Принципы и ценности этики в педагогической деятельности

Добро: Принцип благодеяния, или принцип любви; Принцип ненасилия. Свобода: Принцип автономии; Принцип толерантности.

3) принцип разнообразия целей и задач педагогического взаимодействия; 4) принцип творчества (креативности)

Роль образования в формировании информационной культуры...

· Принцип деятельностного подхода, в его рамках рассматривается формирование информационной культуры личности с позиций деятельности конкретного человека, перед которым ставятся информационные задачи, решаемые им в ходе своей учебной...

Моделирование социально-культурной деятельности в превенции...

Данный подход исходит из представлений о симбиозе личности и деятельности

Принцип превентивной направленности предполагает включение воспитанников центра реабилитации в СКД, требующее социальной активности, креативности, автономности, волевых усилий для...

Информационная культура и информационная компетентность...

Информационная культура личности выступает как главный, ведущий показатель информационной компетентности специалиста. Под информационной культурой обычно понимают не только компетенции, но и новый тип мышления...

Возможность моделирования системы принципов педагогического...

ü принцип выращивания в культуре педагогической деятельности и мышления; ü принцип адекватного отражения объективной действительности; ü принцип связи обучения, воспитания, развития и образования с жизнью и практикой

Формирование философской культуры учителя (элементы...)

К элементам философской культуры учителя принадлежат: знания, язык, ценности, традиции, новаторство, убеждения и нормы.

Функции философской культуры учителя состоят в осознании мировоззренческого самоопределения личности учителя и способствуют...

Особенности взаимосвязи компонентов эмоциональной сферы...

В статье проведен анализ взаимосвязей между компонентами эмоциональной сферы, типами мышления и креативностью.

необходимо учитывать, что у каждого поколения юношей есть характеристики, которые присущи в принципе самой юности, но удельный вес этих...

Аксиологический аспект информации в рамках современных...

Человек является центром гуманистического мировоззрения как общественной системы взглядов, убеждений и идеалов.

Существуют и критерии и способы оценки этой значимости, они выражены в этических нормах идеалах, принципах, установках и целях человека [2, с. 41].