Занятия в творческом объединении «Русская мозаика» как средство приобщения детей к музыкальному фольклору | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)

Дата публикации: 17.02.2017

Статья просмотрена: 72 раза

Библиографическое описание:

Маркеева, А. Н. Занятия в творческом объединении «Русская мозаика» как средство приобщения детей к музыкальному фольклору / А. Н. Маркеева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 108-109. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11922/ (дата обращения: 20.04.2024).



Важнейшей задачей образования в нашей стране является всестороннее развитие молодого поколения. Сейчас, когда широко развита электроника и техника, когда интернет глубоко укоренился в человеческом сознании, молодое поколение, школьники всё больше отдаляются от искусства и замыкаются на компьютерных развлечениях. Всё меньше можно найти ребят, увлечённых музыкой, желающих посещать творческие коллективы, коллективы художественной самодеятельности. Особую актуальность сейчас приобретает проблема тенденции к снижению художественно-творческого уровня в музыкально — эстетическом воспитании. В современном мире при общем затухании народных музыкально-исполнительских традиций России возрастает роль возрождения фольклорных ансамблей, где дети через мир искусства постигают богатство человеческого духа, учатся мыслить, искать, творить. Очень важно, чтобы каждому была привита любовь к музыке, чтобы каждый, независимо от того, станет он профессионалом или нет, научился передавать свои переживания, мысли языком музыки и понимать её.

Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое — это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки, и поэтому наша задача сегодня:

– помочь ребенку вспомнить свои национальные и родовые истоки;

– уважительно относиться к своим древним корням;

– чтить и уважать память предков;

– систематически и целенаправленно приобщать детей к истокам народной культуры.

Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощутит в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии «пронизывают его насквозь». Ребенок осознает себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле принесет детям радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности побудили меня организовать ансамбль ложкарей «Русская мозаика».

Игра в ансамбле активно вовлекает ребят в творчество, оказывает воздействие на их внутренний мир, психологические установки, эмоционально-нравственную культуру. Ансамбль выступает как фактор, формирующий такие стороны поведения ребят, как добрые взаимоотношения с окружающими, культуру речевого общения, внешний облик, умение и желание разумно и интересно проводить свой досуг, следить за собой. Дети, посещающие коллектив, полюбили музыку, их жизнь стала более насыщенной, интересной, богатой впечатлениями. Занятия музыкой, коллективная деятельность на занятиях и концертах — всё это делает ребят лучше, красивее, они учатся держать себя в обществе, внимательно относиться к живущим рядом людям. Цель, которая ставится перед ансамблем, не столько научить играть на инструменте, вырастить будущую знаменитость, сколько создать такую среду, где бы ребенок развивался как личность, развивались его способности и дарования. Засевая ум наших детей семенами мудрости и добродетелей, мы воспитываем, прежде всего, добрых и порядочных людей. Музыка делает жизнь ребят наполненной, осмысленной. Она вводит в мир прекрасного, учит жить по законам красоты, по-новому воспринимать действительность.

Простота инструментов, используемых в ансамбле ложкарей, допускает устную передачу «секретов игры на них», но нужно помнить, что для творческого развития детей нужны и теоретические знания. В фольклорно-инструментальном ансамбле теоретические знания включают определённые сведения о народной музыке: её истоках, особенностях, художественной ценности. Детям целесообразно также раскрыть понятия о такте, ритме, темпе, длительностях нот, так как все это будет способствовать более осознанному отношению детей к освоению различных видов деятельности, используемых в фольклорном коллективе.

В ансамбле ложкарей имеются все возможности для формирования творческой индивидуальности детей. Весь творческий процесс в фольклорном ансамбле, начиная с создания музыкальной пьесы, репетиционной работы над ней вплоть до ее концертного исполнения представляет для детей увлекательное, захватывающее действо, тем более что пьесы, исполняемые ансамблем ложкарей, насыщены ритмикой, быстрыми темпами, замысловатыми игровыми пируэтами. Это во многом напоминает увлекательную детскую игру. Поэтому данный вид самодеятельного творчества в силу его игрового начала психологически близок детям.

Игра активирует внимание, память, воображение. Дети через игровые формы легко усваивают даже сложный материал. Это еще раз подчеркивает то, что игровые формы обучения, которые вполне применимы в ансамбле, могут сыграть очень важную роль в развитии разносторонних способностей детей.

Музыкальные занятия, исполненные осознанным отношением детей ко всем видам музыкальной деятельности, позволяют детям глубже вникать в драматургию музыкальных пьес, более точно руководить своими действиями во время музыкального исполнения и развивать многие способности: чувство темпа, ритма, пластику, координацию движения, музыкально-слуховые представления, творческое воображение.

Безусловно, в процессе занятий в ансамбле ложкарей могут развиваться и другие способности, однако названные способности имеют наиболее важное значение для участников ансамбля, и в силу специфики этого коллектива могут получить и наибольшее развитие.

Литература:

  1. Афанасьев С. Работа с детским самодеятельным оркестром русских народных инструментов. — М., 1990.
  2. Пересада А. оркестры русских народных инструментов. — М., 1985.
  3. Иванова В. Г. Дифирамб оркестру.// Оркестр. — М.: МГУКИ. — 2008. — № 4(13).
Основные термины (генерируются автоматически): ансамбль ложкарей, ребенок, ансамбль, занятие музыкой, молодое поколение, народная музыка, осознанное отношение детей, способность.

Похожие статьи

Приобщение детей дошкольного возраста к игре на деревянных...

Постепенно, чтобы придать ансамблю «Русских ложкарей» колорит внесли в ансамбль другие народные инструменты.

ложок, ребенок, инструмент, игра, музыкальный инструмент, дошкольный возраст, навык игры, музыкальное воспитание детей, занятие, русское народное...

Приобщение детей к истокам русского народного творчества...

Повсеместно возникают ансамбли ложкарей, участники которых демонстрируют навыки игры на инструменте.

Развитие творческих способностей детей посредством...

Развитие музыкальных и творческих способностей детей...

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной...

освоение навыков чтения с листа, транспонирования, игры в ансамбле

Практика показывает, что если учащийся в качестве любимого и нужного ему занятия выбирает музыку, то отношение к ней характеризуется осознанностью, повышенным интересом.

Изучение музыкального фольклора как средство развития...

Русская народная музыка очень меня волновала, интересовала и вдохновила на работу с детьми по ознакомлению с русским народным творчеством.

Наш фольклорный ансамбль «Воскресение» под управлением А. В. Горбатовской встретил детей на «Затейной улице».

Развитие музыкальных способностей детей старшего...

Поэтому в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.

Музыкальное сопровождение в группе кратковременного...

Создание ансамбля «Ложкари» в детском саду.

Развитие музыкально-ритмических способностей детей раннего возраста. Приобщение детей к истокам русского народного творчества...

Развитие творческих способностей младших подростков в рамках...

В связи с этим ёмкость музыкального содержания предусматривает осознанное восприятие материала и осмысленное

Условия конкурса-лаборатории «Русская музыка XXI века для детей и юношества.

Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного...

Моя малая Родина (из опыта работы) | Статья в журнале...

Ансамбль ложкарей под песню «Калинка-малинка».

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. сталинградская битва, занятие, ребенок, Великая Отечественная война, сталинград, патриотическое воспитание, малая Родина, изготовление...

Фея музыки в гостях у ребят | Статья в журнале...

Под музыку дети входят в зал, занимают места. Педагог: Ветер чуть слышно поет

Педагог: Рад порадовать гостей наш ансамбль ложкарей. Ансамбль ложкарей (дети средней группы) исполняет рус. нap. мелодию «Полянка».

Похожие статьи

Приобщение детей дошкольного возраста к игре на деревянных...

Постепенно, чтобы придать ансамблю «Русских ложкарей» колорит внесли в ансамбль другие народные инструменты.

ложок, ребенок, инструмент, игра, музыкальный инструмент, дошкольный возраст, навык игры, музыкальное воспитание детей, занятие, русское народное...

Приобщение детей к истокам русского народного творчества...

Повсеместно возникают ансамбли ложкарей, участники которых демонстрируют навыки игры на инструменте.

Развитие творческих способностей детей посредством...

Развитие музыкальных и творческих способностей детей...

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной...

освоение навыков чтения с листа, транспонирования, игры в ансамбле

Практика показывает, что если учащийся в качестве любимого и нужного ему занятия выбирает музыку, то отношение к ней характеризуется осознанностью, повышенным интересом.

Изучение музыкального фольклора как средство развития...

Русская народная музыка очень меня волновала, интересовала и вдохновила на работу с детьми по ознакомлению с русским народным творчеством.

Наш фольклорный ансамбль «Воскресение» под управлением А. В. Горбатовской встретил детей на «Затейной улице».

Развитие музыкальных способностей детей старшего...

Поэтому в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.

Музыкальное сопровождение в группе кратковременного...

Создание ансамбля «Ложкари» в детском саду.

Развитие музыкально-ритмических способностей детей раннего возраста. Приобщение детей к истокам русского народного творчества...

Развитие творческих способностей младших подростков в рамках...

В связи с этим ёмкость музыкального содержания предусматривает осознанное восприятие материала и осмысленное

Условия конкурса-лаборатории «Русская музыка XXI века для детей и юношества.

Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного...

Моя малая Родина (из опыта работы) | Статья в журнале...

Ансамбль ложкарей под песню «Калинка-малинка».

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. сталинградская битва, занятие, ребенок, Великая Отечественная война, сталинград, патриотическое воспитание, малая Родина, изготовление...

Фея музыки в гостях у ребят | Статья в журнале...

Под музыку дети входят в зал, занимают места. Педагог: Ветер чуть слышно поет

Педагог: Рад порадовать гостей наш ансамбль ложкарей. Ансамбль ложкарей (дети средней группы) исполняет рус. нap. мелодию «Полянка».