Автор: Маркеева Александра Николаевна

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)

Дата публикации: 17.02.2017

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Маркеева А. Н. Занятия в творческом объединении «Русская мозаика» как средство приобщения детей к музыкальному фольклору [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 108-109.



Важнейшей задачей образования в нашей стране является всестороннее развитие молодого поколения. Сейчас, когда широко развита электроника и техника, когда интернет глубоко укоренился в человеческом сознании, молодое поколение, школьники всё больше отдаляются от искусства и замыкаются на компьютерных развлечениях. Всё меньше можно найти ребят, увлечённых музыкой, желающих посещать творческие коллективы, коллективы художественной самодеятельности. Особую актуальность сейчас приобретает проблема тенденции к снижению художественно-творческого уровня в музыкально — эстетическом воспитании. В современном мире при общем затухании народных музыкально-исполнительских традиций России возрастает роль возрождения фольклорных ансамблей, где дети через мир искусства постигают богатство человеческого духа, учатся мыслить, искать, творить. Очень важно, чтобы каждому была привита любовь к музыке, чтобы каждый, независимо от того, станет он профессионалом или нет, научился передавать свои переживания, мысли языком музыки и понимать её.

Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое — это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки, и поэтому наша задача сегодня:

– помочь ребенку вспомнить свои национальные и родовые истоки;

– уважительно относиться к своим древним корням;

– чтить и уважать память предков;

– систематически и целенаправленно приобщать детей к истокам народной культуры.

Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощутит в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии «пронизывают его насквозь». Ребенок осознает себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле принесет детям радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности побудили меня организовать ансамбль ложкарей «Русская мозаика».

Игра в ансамбле активно вовлекает ребят в творчество, оказывает воздействие на их внутренний мир, психологические установки, эмоционально-нравственную культуру. Ансамбль выступает как фактор, формирующий такие стороны поведения ребят, как добрые взаимоотношения с окружающими, культуру речевого общения, внешний облик, умение и желание разумно и интересно проводить свой досуг, следить за собой. Дети, посещающие коллектив, полюбили музыку, их жизнь стала более насыщенной, интересной, богатой впечатлениями. Занятия музыкой, коллективная деятельность на занятиях и концертах — всё это делает ребят лучше, красивее, они учатся держать себя в обществе, внимательно относиться к живущим рядом людям. Цель, которая ставится перед ансамблем, не столько научить играть на инструменте, вырастить будущую знаменитость, сколько создать такую среду, где бы ребенок развивался как личность, развивались его способности и дарования. Засевая ум наших детей семенами мудрости и добродетелей, мы воспитываем, прежде всего, добрых и порядочных людей. Музыка делает жизнь ребят наполненной, осмысленной. Она вводит в мир прекрасного, учит жить по законам красоты, по-новому воспринимать действительность.

Простота инструментов, используемых в ансамбле ложкарей, допускает устную передачу «секретов игры на них», но нужно помнить, что для творческого развития детей нужны и теоретические знания. В фольклорно-инструментальном ансамбле теоретические знания включают определённые сведения о народной музыке: её истоках, особенностях, художественной ценности. Детям целесообразно также раскрыть понятия о такте, ритме, темпе, длительностях нот, так как все это будет способствовать более осознанному отношению детей к освоению различных видов деятельности, используемых в фольклорном коллективе.

В ансамбле ложкарей имеются все возможности для формирования творческой индивидуальности детей. Весь творческий процесс в фольклорном ансамбле, начиная с создания музыкальной пьесы, репетиционной работы над ней вплоть до ее концертного исполнения представляет для детей увлекательное, захватывающее действо, тем более что пьесы, исполняемые ансамблем ложкарей, насыщены ритмикой, быстрыми темпами, замысловатыми игровыми пируэтами. Это во многом напоминает увлекательную детскую игру. Поэтому данный вид самодеятельного творчества в силу его игрового начала психологически близок детям.

Игра активирует внимание, память, воображение. Дети через игровые формы легко усваивают даже сложный материал. Это еще раз подчеркивает то, что игровые формы обучения, которые вполне применимы в ансамбле, могут сыграть очень важную роль в развитии разносторонних способностей детей.

Музыкальные занятия, исполненные осознанным отношением детей ко всем видам музыкальной деятельности, позволяют детям глубже вникать в драматургию музыкальных пьес, более точно руководить своими действиями во время музыкального исполнения и развивать многие способности: чувство темпа, ритма, пластику, координацию движения, музыкально-слуховые представления, творческое воображение.

Безусловно, в процессе занятий в ансамбле ложкарей могут развиваться и другие способности, однако названные способности имеют наиболее важное значение для участников ансамбля, и в силу специфики этого коллектива могут получить и наибольшее развитие.

Литература:

  1. Афанасьев С. Работа с детским самодеятельным оркестром русских народных инструментов. — М., 1990.
  2. Пересада А. оркестры русских народных инструментов. — М., 1985.
  3. Иванова В. Г. Дифирамб оркестру.// Оркестр. — М.: МГУКИ. — 2008. — № 4(13).
Основные термины (генерируются автоматически): ансамбле ложкарей, народных инструментов, русских народных инструментов, русской народной, народной культуры, ансамбле теоретические знания, «Русская мозаика», русской народной культуры, русской народной музыкальной, истокам народной культуры, средство приобщения детей, фольклорном ансамбле, Доступность народных инструментов, мир народной музыки, детей семенами мудрости, стороны поведения ребят, затухании народных музыкально-исполнительских, осознанным отношением детей, оркестры русских народных, оркестром русских народных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос