Библиографическое описание:

Латыпова Л. С. Особенности сформированности пространственных представлений и понимания сложных логико-грамматических структур языка у дошкольников с дизартрией и общим недоразвитием речи [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 118-119.



Пространственно-временная организация деятельности ребёнка, развитие пространственной ориентировки и пространственно-временных представлений являются базовыми составляющими психической деятельности. Пространственное восприятие и ориентация в пространстве — являются комплексными формами отражения внешнего мира. Понимание сложных логико-грамматических структур языка требует специальной внутренней работы по ведению дополнительных промежуточных трансформаций. Данные операции требует особой формы синтеза отдельных элементов, при которой их последовательное обозрение превращается в одновременную обозримость. Весь цикл операций протекает в пределах внутренней пространственной схемы, где и размещаются соответствующие компоненты. Такие операции осуществимы лишь при сохранном анализе-синтезе. Огромная роль в переработке сложной речевой информации отводится пространственным представлениям.

Решающее значение для перехода к абстрагированию пространственных отношений имеет освоение специальных слов, грамматических форм, обозначающих пространственные признаки предмета и его взаимоотношения с другими предметами. Нейропсихологические, психолого-педагогические исследования детей с дизартрией указывают на замедленное развитие пространственных функций.

Недоразвитие пространственных представлений, по мнению А. Р. Лурия, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго и др., является одной из основных причин, вызывающих трудности в обучении, в овладении навыками счета, чтения, письма.

Формирование пространственных представлений даже у детей при нормальном речевом развитии имеет свои трудности и требует создания специальных условий.

Огромное значение для обобщенного отражения пространства, для перехода к абстрагированию пространственных отношений имеет понимание и практическое овладение лексикой и грамматическими формами, обозначающими эти отношения. Лишь в ходе учебной деятельности на этапе начального обучения завершается начавшийся процесс освоения слов, отражающий пространственные отношения, что способствует установлению связей между практической и речемыслительной деятельностью и усилению влияния последней.

У большинства дошкольников с дизартрией и общим недоразвитием речи отмечается недоразвитие пространственных представлений, которое проявляется в снижении умения ориентироваться в схеме собственного тела, окружающем пространстве, в горизонтальной плоскости стола, листа (книги, тетради), в неумении устанавливать отношения предметов в пространстве. Данная функция нарушается сильнее, если установка пространственных отношений лишается вспомогательных опор. Дошкольники плохо ориентируются в право-левосторонней ассиметрии пространства: ошибаются в определении право-левостороннего расположения изображений предметов на листе бумаги. Они не дифференцируют левую и правую часть листа, не совсем точно понимают значение выражений «слева-справа», показывают не те фигуры, что свидетельствует о дефиците структурно-топологических представлений, неустойчивом и нечетком характере представлений о право-левостороннем направлении. Ошибки при определении расположения предметов по двухкомпонентной характеристике (вверху-справа, внизу-слева) заключаются в неверном понимании одной из характеристик, а именно лево-правосторонней.

Выявляется недостаточное понимание предлогов «над-под». Показ по словесной инструкции геометрических фигур, расположенных в определенных отношениях друг с другом требует от дошкольников дифференциации пространственных значений предлогов. Они ошибаются в выборе фигур, так как не могут определить правильное значения предлогов.

Фигуры показывают неуверенно. Ошибки в определении пространственных отношений находят выражение в зрительно-конструктивной, изобразительной деятельности. Метрические ошибки бывают негрубыми.

У дошкольников данной категории зрительно- конструктивные умения сформированы на низком уровне. Дети допускают ряд метрических структурно-топологических, проекционных неточностей, связанных недостаточной сформированностью механизмов стратегии копирования, метрики и произвольного внимания.

Отличительным признаком этих недостатков является несформированность умения использовать в речи пространственные вербально-понятийные средства языка:

  • дошкольники очень редко используют в речи предлоги «над», «под», заменяя их близкими по смыслу наречиями «вверху», «внизу», что указывает на отсутствие в активном словаре этих предлогов;

‒ не дифференцируют слова, обозначающие парно-противоположные отношения, за исключением «вверху», «внизу»;

‒ используют указательные местоимения — тут, здесь, вот;

‒ используют наречия — рядом, близко, сбоку;

‒ вместо обозначения отношений между объектами называют сами объекты.

Умения устанавливать отношения между объектами (на плоскости листа) и словесно обозначать их, сформированы у дошкольников с дизартрией на ориентировочном уровне.

У дошкольников с полноценной речевой деятельностью такой зависимости не наблюдается. Все это свидетельствует о необходимости работы над формированием понимания логико-грамматических структур языка.

Основные термины (генерируются автоматически): пространственных представлений, пространственных отношений, логико-грамматических структур языка, абстрагированию пространственных отношений, сформированности пространственных представлений, общим недоразвитием речи, сложных логико-грамматических структур, дошкольников дифференциации пространственных, Недоразвитие пространственных представлений, Формирование пространственных представлений, недоразвитие пространственных представлений, определении пространственных отношений, установка пространственных отношений, замедленное развитие пространственных, дефиците структурно-топологических представлений, нечетком характере представлений, большинства дошкольников, пространственно-временных представлений, речи пространственные вербально-понятийные, комплексными формами отражения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос