Особенности сформированности пространственных представлений и понимания сложных логико-грамматических структур языка у дошкольников с дизартрией и общим недоразвитием речи | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Латыпова Л. С. Особенности сформированности пространственных представлений и понимания сложных логико-грамматических структур языка у дошкольников с дизартрией и общим недоразвитием речи [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 118-119. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11914/ (дата обращения: 16.12.2018).



Пространственно-временная организация деятельности ребёнка, развитие пространственной ориентировки и пространственно-временных представлений являются базовыми составляющими психической деятельности. Пространственное восприятие и ориентация в пространстве — являются комплексными формами отражения внешнего мира. Понимание сложных логико-грамматических структур языка требует специальной внутренней работы по ведению дополнительных промежуточных трансформаций. Данные операции требует особой формы синтеза отдельных элементов, при которой их последовательное обозрение превращается в одновременную обозримость. Весь цикл операций протекает в пределах внутренней пространственной схемы, где и размещаются соответствующие компоненты. Такие операции осуществимы лишь при сохранном анализе-синтезе. Огромная роль в переработке сложной речевой информации отводится пространственным представлениям.

Решающее значение для перехода к абстрагированию пространственных отношений имеет освоение специальных слов, грамматических форм, обозначающих пространственные признаки предмета и его взаимоотношения с другими предметами. Нейропсихологические, психолого-педагогические исследования детей с дизартрией указывают на замедленное развитие пространственных функций.

Недоразвитие пространственных представлений, по мнению А. Р. Лурия, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго и др., является одной из основных причин, вызывающих трудности в обучении, в овладении навыками счета, чтения, письма.

Формирование пространственных представлений даже у детей при нормальном речевом развитии имеет свои трудности и требует создания специальных условий.

Огромное значение для обобщенного отражения пространства, для перехода к абстрагированию пространственных отношений имеет понимание и практическое овладение лексикой и грамматическими формами, обозначающими эти отношения. Лишь в ходе учебной деятельности на этапе начального обучения завершается начавшийся процесс освоения слов, отражающий пространственные отношения, что способствует установлению связей между практической и речемыслительной деятельностью и усилению влияния последней.

У большинства дошкольников с дизартрией и общим недоразвитием речи отмечается недоразвитие пространственных представлений, которое проявляется в снижении умения ориентироваться в схеме собственного тела, окружающем пространстве, в горизонтальной плоскости стола, листа (книги, тетради), в неумении устанавливать отношения предметов в пространстве. Данная функция нарушается сильнее, если установка пространственных отношений лишается вспомогательных опор. Дошкольники плохо ориентируются в право-левосторонней ассиметрии пространства: ошибаются в определении право-левостороннего расположения изображений предметов на листе бумаги. Они не дифференцируют левую и правую часть листа, не совсем точно понимают значение выражений «слева-справа», показывают не те фигуры, что свидетельствует о дефиците структурно-топологических представлений, неустойчивом и нечетком характере представлений о право-левостороннем направлении. Ошибки при определении расположения предметов по двухкомпонентной характеристике (вверху-справа, внизу-слева) заключаются в неверном понимании одной из характеристик, а именно лево-правосторонней.

Выявляется недостаточное понимание предлогов «над-под». Показ по словесной инструкции геометрических фигур, расположенных в определенных отношениях друг с другом требует от дошкольников дифференциации пространственных значений предлогов. Они ошибаются в выборе фигур, так как не могут определить правильное значения предлогов.

Фигуры показывают неуверенно. Ошибки в определении пространственных отношений находят выражение в зрительно-конструктивной, изобразительной деятельности. Метрические ошибки бывают негрубыми.

У дошкольников данной категории зрительно- конструктивные умения сформированы на низком уровне. Дети допускают ряд метрических структурно-топологических, проекционных неточностей, связанных недостаточной сформированностью механизмов стратегии копирования, метрики и произвольного внимания.

Отличительным признаком этих недостатков является несформированность умения использовать в речи пространственные вербально-понятийные средства языка:

  • дошкольники очень редко используют в речи предлоги «над», «под», заменяя их близкими по смыслу наречиями «вверху», «внизу», что указывает на отсутствие в активном словаре этих предлогов;

‒ не дифференцируют слова, обозначающие парно-противоположные отношения, за исключением «вверху», «внизу»;

‒ используют указательные местоимения — тут, здесь, вот;

‒ используют наречия — рядом, близко, сбоку;

‒ вместо обозначения отношений между объектами называют сами объекты.

Умения устанавливать отношения между объектами (на плоскости листа) и словесно обозначать их, сформированы у дошкольников с дизартрией на ориентировочном уровне.

У дошкольников с полноценной речевой деятельностью такой зависимости не наблюдается. Все это свидетельствует о необходимости работы над формированием понимания логико-грамматических структур языка.

Основные термины (генерируются автоматически): отношение, логико-грамматическая структура языка, дошкольник, представление.

Похожие статьи

Формирование логико-грамматических конструкций у детей...

Результаты диагностики уровня сформированности логико-грамматических конструкций языка у дошкольников с ОНР в сравнительном плане с нормой обнаружили у детей с ОНР невысокий уровень сформированности их языкового и когнитивного развития...

О соотношении логических и грамматических категорий...

Таким образом, основные синтаксические единицы во всех языках: предложение и словосочетание имеют структуру, в той или иной мере, более или менее приближённо отражающую логические отношения различных грамматических категорий.

Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы...

Отдельного внимания заслуживают игры, направленные на формирование грамматических представлений — навыков словоизменения и

Эффективность такой игры во многом зависит от эмоционального отношения педагога к ходу игры, от его заинтересованности в ее результате.

К вопросу формирования пространственных представлений...

Структура пространственных представлений. Уровень (пространственные представления).

4-й уровень — Лингвистические представления (пространство языка).

Сравни и растолкуй: ребенок, глядя на рисунки, должен объяснить такие логико-грамматические конструкции, как...

Роль грамматических навыков...

Грамматике принадлежит организующая роль. При помощи грамматических структур становится возможным передать тончайшие нюансы мысли.

Каждая грамматическая единица может быть изолирована от языка и, впоследствии, проанализирована в учебных целях.

К вопросу об особенностях грамматического строя речи детей...

Чем выше уровень овладения ребенком родным языком в дошкольном возрасте, тем прочнее фундамент для

В общем представлении грамматический строй представляет собой систему взаимодействия, взаимоотношения слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

Формирование лексико-грамматических категорий у детей...

‒ уточнение значения слов; ‒ формирование семантической структуры слова

Формирование грамматических представлений включает

Туманова Т. В. «Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи» М, 2002 г.

Использование технологии семантических полей при развитии...

Этот принцип организовывает язык, порождает понятия. «Семантическое поле» состоит из ядра, которое окружает периферия — концерны.

— М.: Политиздат,1990. 18. Семантическая структура слова. М Наука, 1971. 19. Слепович Е. А. Формирование речи у дошкольников с...

Преодоление грамматического недоразвития речи...

У некоторых детей при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.

Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование логико-грамматических конструкций у детей...

Результаты диагностики уровня сформированности логико-грамматических конструкций языка у дошкольников с ОНР в сравнительном плане с нормой обнаружили у детей с ОНР невысокий уровень сформированности их языкового и когнитивного развития...

О соотношении логических и грамматических категорий...

Таким образом, основные синтаксические единицы во всех языках: предложение и словосочетание имеют структуру, в той или иной мере, более или менее приближённо отражающую логические отношения различных грамматических категорий.

Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы...

Отдельного внимания заслуживают игры, направленные на формирование грамматических представлений — навыков словоизменения и

Эффективность такой игры во многом зависит от эмоционального отношения педагога к ходу игры, от его заинтересованности в ее результате.

К вопросу формирования пространственных представлений...

Структура пространственных представлений. Уровень (пространственные представления).

4-й уровень — Лингвистические представления (пространство языка).

Сравни и растолкуй: ребенок, глядя на рисунки, должен объяснить такие логико-грамматические конструкции, как...

Роль грамматических навыков...

Грамматике принадлежит организующая роль. При помощи грамматических структур становится возможным передать тончайшие нюансы мысли.

Каждая грамматическая единица может быть изолирована от языка и, впоследствии, проанализирована в учебных целях.

К вопросу об особенностях грамматического строя речи детей...

Чем выше уровень овладения ребенком родным языком в дошкольном возрасте, тем прочнее фундамент для

В общем представлении грамматический строй представляет собой систему взаимодействия, взаимоотношения слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

Формирование лексико-грамматических категорий у детей...

‒ уточнение значения слов; ‒ формирование семантической структуры слова

Формирование грамматических представлений включает

Туманова Т. В. «Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи» М, 2002 г.

Использование технологии семантических полей при развитии...

Этот принцип организовывает язык, порождает понятия. «Семантическое поле» состоит из ядра, которое окружает периферия — концерны.

— М.: Политиздат,1990. 18. Семантическая структура слова. М Наука, 1971. 19. Слепович Е. А. Формирование речи у дошкольников с...

Преодоление грамматического недоразвития речи...

У некоторых детей при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.

Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений.

Задать вопрос