Модель условий формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
Автор: Пушкина Татьяна Николаевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)
Дата публикации: 14.02.2017
Статья просмотрена: 611 раз
Библиографическое описание:
Пушкина, Т. Н. Модель условий формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией / Т. Н. Пушкина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 122-126. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11912/ (дата обращения: 16.11.2024).
На этапе старшего дошкольного возраста складываются благоприятные предпосылки для формирования основных коммуникативных умений. Коммуникативные умения — это осознанные действия человека по построению своего поведения, управления им в соответствии с задачами общения. Но существует множество неблагоприятных факторов, приводящих к различным речевым патологиям, что не может не сказаться на коммуникативных умениях детей. В нашей работе мы будем рассматривать детей с такой речевой патологией, как стертая дизартрия. Стертая дизартрия- речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л. В. Лопатина) [1]. Данное речевое нарушение является самым распространённым среди детей дошкольного возраста. Формирование коммуникативных умений тесно связано с речевым развитием ребенка. Если речевое развитие нарушено, то коммуникативные умения у ребенка будут страдать, поэтому именно эти дети нуждаются в особом психолого-педагогическом сопровождении, в ходе которого для них будут созданы благоприятные условия, позволяющие развивать их коммуникативные умения.
Изучив теоретические аспекты данной проблемы, мы выяснили, что коммуникативные умения– это осознанные действия человека по построению своего поведения, управления им в соответствии с задачами общения. По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информационно- коммуникативные (умение вступать в контакт, ориентироваться в партерах) регуляционно-коммуникативные (осуществление само и взаимоконтроля, помогать и поддерживать) и аффективно- коммуникативные группы умений (делиться своими чувствами, эмоциями).
Все три группы коммуникативных умений у детей со стертой дизартрией существенно отличаются от коммуникативных умений детей с нормальным речевым развитием. Это проявляется в том, что дети с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, используют преимущественно указательные жесты, не учитывают невербальные средства общения, игнорируют просьбы о помощи, эмоциональной насыщенности при общении у данных детей не наблюдается.
Для подтверждения теоретических данных мы провели констатирующий эксперимент, целью которого являлось изучение особенностей коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. Мы использовали такие методики, как:
1.Методика «Рукавички» [2]. Цель: изучить сформированность коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. Двум детям одного возраста дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.
2. Тест «Дерево с человечками» (Пип Уилсон). Цель: изучить настоящее и желаемое эмоциональное состояние ребенка дошкольного возраста. Ребенку предлагается рассмотреть дерево с человечками затем красным карандашом обвести того человечка, который напоминает ему себя, похож на него, его настроение. После этого ребенку предлагается взять зеленый карандаш и обвести того человечка, на которого он хотел бы быть похожим и на чьем месте хотели бы находиться». После того как ребенок обводит человечка ему задается уточняющий вопрос: почему ты выбрал именно этого человечка?
3. Коммуникативно-личностный опросник для родителей (Р. С. Немов) [3]. Цель: изучить коммуникативные качества личности ребёнка-дошкольника. Родителям предлагаются вопросы с выбором ответа, который характеризует коммуникативные качества их ребенка
Рассмотрим результаты по каждой методике.
- Методика «Рукавички».
Рис.1. Уровни сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
По рисунку 1 мы можем увидеть, что половина детей с нормальным речевым развитием (5) показали высокий уровень коммуникативных умений, а из детей со стертой дизартрией высокий уровень коммуникативных умений показали лишь 2 ребенка. Все дети с высоким уровнем коммуникативных умений показали хорошую продуктивность своего взаимодействия, отлично проявили умения договариваться и контролировать друг друга при выполнении совместной деятельности. Так же дети в течении всего взаимодействия помогали друг другу и у каждого из них наблюдалось приподнятое настроение.
Средний уровень развития коммуникативных умений был выявлен у 4 детей с нормальным речевым развитием и у 3 детей со стертой дизартрией. Дети со средним уровнем развития коммуникативных умений показали хорошую продуктивность своей совместной деятельности, они договаривались между собой, контролировали действия друг друга, но желания помочь своему соседу выявлено у данных детей не было. Эмоциональное состояние данных детей было в основном нейтральное.
Низкий уровень развития коммуникативных умений показали 2 ребенка с нормальным речевым развитием. У детей со стертой дизартрией данный уровень был выявлен у 4. Для детей низкого уровня развития коммуникативных умений характерно: слабая продуктивность совместной деятельности, дети не договаривались между собой, они молча выполняли задание. Контроля своих действий и действий соседа у данных детей не наблюдалось, так же помощи друг другу у детей не замечалась. Дети преимущественно игнорировали друг друга, работали отдельно.
Таким образом, коммуникативные умения у детей со стертой дизартрией находятся на более низком уровне, по сравнению со сверстниками с нормальным речевым развитием. Большинство детей со стертой дизартрией не умеют договариваться, им трудно контролировать действия своего сверстника, дети не пытаются помочь друг другу, при взаимодействии преобладает нейтральное эмоциональное состояние.
Тест «Дерево с человечками»
Рис. 2. Варианты выбора человечков на дереве детьми старшего дошкольного возраста
Как следует из рисунка 2, большинство детей со стертой дизартрией (90 %) выбирали человечков с позитивным эмоциональным состоянием, такой же выбор сделали, и дети с нормальным речевым развитием, их было 70 %. Дети, сделавшие данный выбор имеют установку на преодоление препятствий, общительны, у них ярко выражено желание добиваться успехов, они комфортно себя чувствуют, присутствует стремление к лидерству.
Негативный выбор сделали 30 % детей с нормальным речевым развитием и 10 % детей со стертой дизартрией. У детей, сделавших данный выбор, наблюдается утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость, мотивация на развлечения, отстраненность, замкнутость, тревожность.
Таким образом, дети со стертой дизартрией (85 %) сделали больше позитивных выборов, чем дети с нормальным речевым развитием (70 %). И сделали меньше негативных выборов (10 %), чем их сверстники с нормальным речевым развитием (30 %). Данные результаты могут быть связаны с тем, что дети со стертой дизартрией не до конца поняли и удержали инструкцию к данной методике, при ответе на вопрос почему именно этого человечка ты выбрал, дети говорили, что он тоже сидит, как я, или он висит на ветке, а детям нужно было соотнести свое настроение с настроением человечка на дереве.
Коммуникативно-личностный опросник для родителей (Р. С. Немов)
Рис. 3. Уровень развития коммуникативных качеств у детей с нормальным речевым развитием с точки зрения их родителей
Рис. 4. Уровень развития коммуникативных качеств у детей со стертой дизартрией с точки зрения их родителей
10 % родителей детей с нормальным речевым развитием считают, что их дети обладают очень высоким уровнем развития коммуникативных качеств. Такое же количество родителей детей со стертой дизартрией считают, что коммуникативные качества их детей находятся так же на очень высоком уровне. Родители считают, что их дети очень добрые, очень внимательные, очень вежливые, ответственные, правдивые и щедрые.
Высокий уровень развития коммуникативных качеств присвоили своим детям 70 % родителей детей с нормальным речевым развитием. 50 % родителей детей со стертой дизартрией так же присвоили своим детям высокий уровень. Данные родители посчитали, что их дети внимательные, добрые, правдивые, вежливые, общительные и ответственные.
Остальные 20 % родителей детей с нормальным речевым развитием и 40 % родителей детей со стертой дизартрией считают, что коммуникативные умения их детей находятся на среднем уровне. Родители считают, что их дети не всегда добрые, не всегда внимательные и не всегда ответственные.
Таким образом, родители детей со стертой дизартрией оценивают коммуникативные качества своих детей чуть ниже, чем родители детей с нормальным речевым развитием. Они считаю, что их дети добрые отзывчивые, ответственные, внимательные, правдивые и щедрые, но не всегда. Данные результаты могут свидетельствовать о том, что родители осознают, что их дети имеют речевой дефект, а в следствии чего и трудности в коммуникации. Они отвечали на вопросы честно и не пытались улучшить результаты.
Итак, в ходе констатирующего эксперимента мы выявили, что показатели и уровни развития коммуникативных умений у детей со стертой дизартрией значительно отличаются от тех, которые демонстрируют их сверстники с нормальным речевым развитием. В итоге мы можем сказать о трех группах умений, которые у детей данной категории не сформированы. Информационно-коммуникативные умения: дети с трудом вступают в процесс общения. Регуляционно-коммуникативные умения: практически не договариваются между собой, не контролируют действия друг друга. Аффективно-коммуникативные умения: эмоциональное отношение к совместной деятельности в основном нейтральное или же игнорирование друг друга. Выраженная несформированность данных групп коммуникативных умений привела к непродуктивности всего взаимодействия.
Исходя из данных особенностей, мы пришли к выводу, что дети со стертой дизартрией нуждаются в создании особых условий для развития их коммуникативных умений, в качестве основного условия мы определили создание двигательно-коммуникативной среды с использованием нетрадиционного двигательного оборудования. Данный метод поможет сформировать основные коммуникативные умения у детей и обеспечит в будущем хорошее взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми в школе. Двигательно-коммуникативная среда предполагает правильный подбор и рациональное размещение оборудования, материалов и пособий. Нетрадиционное двигательное оборудование- это авторское видение структурных компонентов оборудования, их комбинирование, которое поддерживает двигательную потребность, побуждает к активному выполнению движений, усиливает собственную позицию ребенка и актуализирует общение со сверстниками и взрослыми [9]. Информационная, эмоциональная и регуляторная насыщенность двигательного оборудования определяется как содержанием, так и его структурными компонентами (элементами).
В комплект нетрадиционного двигательного оборудования входят:
- Двигательный конструктор.
- Панно-школа.
- Подвесные и сквозные мишени.
- «Поймай шарик».
- Кольцебросы.
- Вертикальные и горизонтальные мишени.
- Вертушки.
- Пособие «Осьминог».
- Напольные кольцебросы.
- Универсальные скакалки.
Этапы создания двигательно-коммуникативной среды:
Первый этап. Создание мотивации детей через двигательные игры и нетрадиционное оборудование. Игры: «Через кочки», «Поменяй предмет», «Змейка», «Ловкачи», «Быстро скажи и быстро положи».
Второй этап. Создание мотивации детей через двигательные игры и нетрадиционное оборудование. Игры: «Через кочки», «Поменяй предмет», «Змейка», «Ловкачи», «Быстро скажи и быстро положи».
Третий этап. Включение нетрадиционного оборудования в коммуникативные игры, игры на взаимодействие, в процесс разыгрывания и решения проблемных ситуаций, сочинение историй.
Литература:
- Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей М.: АСТ: Астрель, 2007.
- Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников М.: Владос, 2001
- Немов Р. С. Психология. Кн. 3. — М.: Просвещение, Владос, 1994.