Библиографическое описание:

Кузнецова А. Ю., Денисенко Е. П., Ткаченко Г. С. Народная игровая культура как фактор формирования социально-нравственных отношений во взаимодействии: педагоги-родители-дети [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 46-48.



Статья посвящена проблеме приобщения детей к народной игровой культуре как средству формирования социально-нравственных отношений во взаимодействии: педагоги-родители-дети. Особая роль в формировании социально-нравственных отношений у детей заключается во взаимодействии педагогов с родителями и детьми.

Ключевые слова: народная игровая культура, нравственность, социализация, взаимодействие, сотрудничество, педагог, родитель, ребенок

Актуальность проблемы сотрудничества воспитателей ДОУ и родителей в процессе социально-нравственного воспитания заключается в том, что необходимо создать механизм тесного сотрудничества между дошкольным учреждением и родителями при организации социально-нравственного воспитания предусматривающего включение дошкольников в позитивные нравственные отношения; формирование нравственных знаний и представлений; обогащение опыта социально одобряемого поведения; развитие нравственного развития личности.

На протяжении веков многие просветители, философы, писатели и педагоги интересовались нравственным воспитанием это и Я. А. Коменский, и: К. Д. Ушинский, и Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Н. И. Болдырев, И. Ф. Харламов, И. С. Марьенко, а также ряд российских ученных: Б. Т. Лихачев, Л. А. Попов, Л. Г. Григорович, И. П. Подласый и др., освящают в своих работах сущность нравственного воспитания.

Нравственное воспитание — одна из важнейших задач нашего общества. Воспитывать нравственные качества личности ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. В детстве закладываются нравственные качества личности ребенка, усваиваются моральные нормы и правила.

П. Ф. Лесгафт одним из первых предложил использовать народные подвижные игры в воспитании детей. Он обращает внимание на то, что в народных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей; считал народные подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств — честности, выдержки, дисциплины, товарищества. По определению П. Ф. Лесгафта, подвижные игры являются упражнением, готовящим ребенка к жизни.

А. П. Усова, К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт отмечали, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.

Е. Н. Водовозова, А. С. Симонович и Ф. Лесгафт много внесли в дальнейшую разработку проблемы использования народных игр в работе с детьми. Они подчеркивали их главное достоинство — самостоятельный характер, что является положительной основой для проявления творчества, фантазии.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, быстротой выносливостью.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Собственный опыт работы показал, что формирование социально-нравственных качеств у дошкольников вызывает затруднения. Проанализировав опыт работы по приобщению детей к русской народной культуре таких педагогов как А. П. Усова, К. Д. Ушинский был сделан вывод, что игра является неотъемлемой частью интернационального воспитания детей. Народные игры несут в себе неоценимое национальное богатство, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у дошкольников устойчивое отношение к культуре родной страны.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. И новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи.

Проанализировав уровень воспитанности детей, мы пришли к выводу, что у них недостаточно формируются духовно-нравственные чувства, любовь к Родине, что является проблемой.

Мы создали обстановку и условия благоприятные для вовлечения детей в игровую деятельность. При этом старались, чтобы инициатива в развёртывании игры принадлежала ребёнку. Воспитатель анализировал ситуацию, направлял процесс её начинания и развития, способствовал получению результата.

Результатами проведенной работы являются:

− Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

− Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

− Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

− Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

− Знание истории русского народного костюма, головных уборов.

− Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

− Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Таким образом, предложенная система работы по воспитанию духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр является эффективной.

Возможность внедрения данного опыта значительно повышает эффективность работы дошкольного учреждения по направлению духовно-нравственного развития с учетом ФГОС и представляет интересную область поиска и раскрытия своего мастерства и владения навыками народной культуры для любого творчески мыслящего педагога.

Литература:

  1. Аникин В. П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор / В. П. Аникин. — М., 1957. — 165 с.
  2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина. — М.: Школьная Пресса, 2003. — 144 с.
  3. Виноградов Г. С. Детский фольклор и быт / Г. С. Виноградов. — Иркутск, 1925. — С. 54.
  4. Гришина Т. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2005. — № 1. — С. 67–73.
  5. Давыдова О. И. Работа с родителями в детском саду / О. И. Давыдова. — Барнаул: БГПУ, 2003. — 160 с.
  6. Детские подвижные игры народов СССР / Под ред. Т. И. Осокиной. — М.: Просвещение, 1989. — 239 с.
  7. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. — СПб. «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2000. — 244 с.
Основные термины (генерируются автоматически): подвижные игры, народные подвижные игры, личности ребенка, подвижные игры ценнейшим, воспитания личности ребенка, народной игровой культуре, игры ценнейшим средством, нравственные качества личности, формирования социально-нравственных отношений, качества личности ребенка, воспитания детей, нравственных качеств, Народные подвижные игры, социально-нравственного воспитания, русские народные подвижные, Детские подвижные игры, русской народной, интернационального воспитания детей, дошкольным учреждением, известной местности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос