Автор: Корсунская Анастасия Геннадьевна

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)

Дата публикации: 07.03.2017

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Корсунская А. Г. Эффективность информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранных военнослужащих [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 156-159.



Современный образовательный процесс стал всё больше и больше включать в себя новые понятия и термины: киберпространство, электронный учебник, цифровая педагогика, ИКТ-компетентность и пр. И если несколько лет назад использование цифровых технологий и мультимедиа в обучении встречалось нечасто, то сейчас эта инновация становится не только нормой, но и необходимым условием.

Законодательные акты федерального уровня, регламентирующие образовательный процесс, предписывают в процессе обучения использовать технологии цифровой педагогики.

С 1 января 2017 года вступил в силу профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». В этом документе говорится, что преподаватель вуза должен уметь «использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы» [1].

Теперь уровень квалификации преподавателя высшей школы предполагает владение ИКТ-компетенцией, то есть способностью применять в процессе обучения информационно-коммуникационные технологии.

В связи с этим, в методику преподавания иностранных языков прочно вошли ИКТ-технологии, формирующие новый тип учебного взаимодействия «компьютер — преподаватель — учащийся».

Важным функциональным звеном данной цепочки является преподаватель. От его профессионального мастерства зависят результаты освоения языка в границах мультимедийного обучения, поскольку как заметил Г. А. Акопян, «внедрение ИКТ — не самоцель, а средство обеспечения качества самого образования» [2].

В современном личностно-ориентированном обучении личность преподавателя, его профессиональные качества и навыки можно поставить на один уровень с личностью учащегося.

Привлечение в образовательный процесс технологических новинок и средств сети Интернет в обучение русскому языку как иностранному влечёт переосмысление позиции и профессиональной компетенции преподавателя. В глобальном смысле личностно-ориентированный подход и коммуникативный метод обучения, в совокупности с привлечением ИКТ-новинок, перестраивают процесс обучения и освоения учебного материала.

Процесс получения знаний становится антропоцентрическим, направленным на личность учащегося. В такой парадигме, с одной стороны, меняется функциональная нагрузка преподавателя, а с другой, образуются широкие возможности для творческого роста и развития собственных методических знаний и умений. Благодаря этому происходит интенсификация учебной деятельности всех субъектов образовательного пространства.

Следует отметить и то, что информационно-коммуникационные технологии способствуют индивидуализации языкового образования, так как они расширяют возможности подбора учебного материала и способов его представления. Это позволяет успешно реализовать личностно-ориентированную образовательную парадигму и со стороны преподавателя. Им создаются условия для организации комфортного педагогического взаимодействия, где сам преподаватель может реализовать свой потенциал и создать учебную среду с учётом собственных личностных и профессиональных особенностей.

Специфика преподавания русского языка как иностранного военнослужащим позволяет в мультимедиа образовании моделировать реальную речевую среду страны изучаемого языка посредством аудио, визуальных и аудио-визуальных образов. Воспроизведения типичных культурно-обусловленных речевых ситуаций, симуляции речевого поведения носителей языка помогают наилучшему усвоению учебной программы.

Использование ИКТ-технологий при обучении русскому языку иностранных военнослужащих позволяет решить ряд важнейших задач на разных этапах обучения:

– осуществить дифференцированное обучение (в группах с разным уровнем подготовки);

– применить элементы национально ориентированного обучения (в полиэтнических группах);

– вовлечь обучающихся в полноценную коммуникацию с трансляцией жестов, мимики, ситуаций общения и пр.

– интенсифицировать формирование представлений о национальной картине мира носителей языка;

– ускорить образование нового языкового центра.

В коммуникативно-ориентированного обучении ИКТ-технологии и сеть Интернет открывают возможности каждому преподавателю построить свою образовательную среду, а она увеличивает эффективность контроля и управления процессом обучения. Происходит закономерная ориентация учебного занятия на личностные особенности всей аудитории и каждого учащегося в отдельности.

Сами же ИКТ-средства можно классифицировать по их методическому назначению: «Наставнические (предназначены для изучения нового материала); тренировочные (тренажеры, предназначенные для отработки умений и навыков при повторении и закреплении изученного материала); контролирующие (предназначены для контроля уровня усвоения учебного материала); информационно-справочные (предназначены для получения учащимися необходимой информации); моделирующие (предназначены для создания модели объекта, процесса, явления с целью их изучения и исследования) имитационные (представляют определенный аспект реальности для изучения его основных структурных или функциональных характеристик с помощью некоторого ограниченного числа параметров); демонстрационные (предназначены для наглядного представления учебного материала, визуализации изучаемых закономерностей, взаимосвязей между объектами); игровые (предназначены для «проигрывания» учебной ситуации с целью принятия оптимального решения или выработки оптимальной стратегии действий, для развития мышления); досуговые (предназначены для внеучебной работы с целью развития внимания, реакции и т. п.)» [3].

По своему воздействию на учащихся мультимедийные средства делятся на линейные и нелинейные. Линейными являются файлы, на последовательность воспроизведения которых ученик повлиять не может. Например, фильм или презентация, идущая под управлением преподавателя. К нелинейным относятся материалы, контролируемые учащимся. Например, компьютерная игра.

Мультимедийные объекты могут быть представлены как линейные и нелинейные. Классификация зависит от способа их применения, работает ли учащийся с ними самостоятельно или опосредованно через преподавателя.


Элемент электронного курса

Виды мультимедиа

Тип мультимедиа

Необходимое аппаратное обеспечение

Необходимое программное обеспечение

Возможности тренировки видов речевой деятельности

Возможности тренировки аспектов языка

Методические функции

Картинка

Изображение

Линейное

Компьютер, экран, интерактивная доска, графический планшет, экран.

Программы обработки: AdobePhotoshop, Paint, Pinta, VisualBox и другие.

Говорение, чтение

Лексика, грамматика.

Наставническая

Моделирующая

Имитационная

Демонстрационная

Игровая

Досуговая

Видеозапись

Видео

Линейное

Компьютер, интерактивная доска, экран, колонки /

наушники, компьютерная мышь.

Видео-редакторы: WindowsMovieMaker, PinnacleVideoSpin, «ВидеоМОНТАЖ». Видео-проигрыватели: MediaPlayer Classic Home, Adobe FlashPlayer, VLC MediaPlayer, AIMP, iTunes.

Аудирование, говорение, (чтение)

Все

Наставническая

Моделирующая

Имитационная

Демонстрационная

Игровая

Досуговая

Аудиозапись

Аудио

Линейное

Компьютер, наушники/колонки, компьютерная мышь.

Аудио-редакторы: Cubase, MP3Gain, PreSoundStudio 1, Audacity, MP3 CutterJoiner. Аудиопроигрыватели: Winamp, jetAudio, VLC Media Player.

Аудирование, говорение

Все

Наставническая

Моделирующая

Имитационная

Демонстрационная

Игровая

Досуговая

Анимированные изображения

Анимация

Линейное

Компьютер, компьютерная мышь, экран, тачскрин, интерактивная доска.

Easy GIF Animator, Anime Studio, Blender, Adobe Flash CS5 Professional, Fast Stone Image Viewer, XnView Extended.

Говорение, чтение

Грамматика, лексика.

Наставническая

Моделирующая

Имитационная

Демонстрационная

Игровая

Досуговая

Электронный текст (гипертекст)

Текст, интер-активность

Линейное / нелинейное

Компьютер, экран, компьютерная мышь, микрофон, интерактивная доска.

Microsoft Word, Excel, Access.

Говорение, чтение, (аудирование)

Презентация

Аудио, видео, изображение, анимация, текст, интер-активность

Линейное/ нелинейное

Компьютер, компьютерная мышь, экран, колонки/наушники, тачскрин, интерактивная доска.

Microsoft PowerPoint.

Аудирование, говорение, чтение, письмо

Лексика, грамматика, фонетика

Наставническая

Моделирующае

Имитационная

Демонстрационная

Игровая

Досуговая

Компьютерный тест

Аудио, видео, изображение, анимация, текст, интер-активность

Линейное/ нелинейное

Компьютер, компьютерная мышь, экран, колонки/наушники, микрофон, тачскрин, интерактивная доска.

Конструкторы тестов: easyQuizzy, iSpringQuizyMaker, Keepsoft, OnlineTestPad.

Аудирование, говорение, чтение, письмо

Лексика, грамматика, фонетика

Наставническая

Тренировочная

Контролирующая

Игровая

Досуговая

Компьютерная игра

Аудио, видео, изображение, анимация, текст, интерактивность

Нелинейное

Компьютер, компьютерная мышь, экран, микрофон, колонки/наушники, тачскрин, интерактивная доска.

LearningApps, MnCreator, Construct 2.

Аудирование, говорение, чтение, письмо

Все

Моделирующая

Тренировочная

Имитационная

Досуговая

Игровая

Электронный словарь/ справочник

Аудио, видео, анимация, текст, изображение, интерактивность

Нелинейное

Компьютер, компьютерная мышь, экран, тачскрин, интерактивная доска.

Программы группы Dict, AbbeyLingvo, платформа Wiki.

Аудирование, говорение, чтение, письмо

Все

Наставническая

Демонстрационная

Информационно-справочная

Система видео-звонков, мессенджеры, социальные сети

Аудио, видео, текст, изображение, интерактивность

Нелинейное

Компьютер, компьютерная мышь, экран, колонки/

наушники, тачскрин, интерактивная доска, веб-камера, микрофон.

Skype, Facebook Online Videocall, Messenger, WhatsApp.

Аудирование, говорение, чтение, письмо

Все

Тренировочная

Имитационная

Досуговая


Представленный состав средств позволяет систематизировать применение ИКТ-технологий в образовательном процессе, что необходимо для интенсификации процесса усвоения языка и культурных норм страны, а также для эффективной адаптации иностранных военнослужащих к новым условиям с помощью формирования элементов искусственной (виртуальной) образовательной языковой среды.

Литература:

  1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» / [электронный ресурс] — Режим доступа.–http://base.garant.ru/71202838/#ixzz4XumfkwgY [дата обращения 06.02.2016]
  2. Источников В. В., Акопян Г. А., и др. Инновационные педагогические компьютерные и сетевые технологии в области обучения русскому языку и литературе / В. В. Источников, Г. А. Акопян и др. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:https://www.mgpu.ru/materials/32/32332.pdf (дата обращения 26.12.2015)
  3. Мультимедийные средства обучения на уроках иностранного языка [электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://yurii.ru/ref11/rl-1988976.php (дата обращения: 30.05.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): учебного материала, «Педагог профессионального обучения, информационно-коммуникационные технологии, дополнительного профессионального образования», русскому языку, иностранных военнослужащих, образовательный процесс, процессе обучения, средства обучения, обучения информационно-коммуникационные технологии, электронный ресурс, дата обращения, обучении личность преподавателя, носителей языка, обучении иностранных военнослужащих, обучения русскому языку, освоения учебного материала, уровень квалификации преподавателя, функциональная нагрузка преподавателя, границах мультимедийного обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос