Автор: Михайлов Игорь Львович

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)

Дата публикации: 10.02.2017

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Михайлов И. Л. Компетентностный подход при подготовке солдат запаса в гражданском вузе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 145-147.



В статье анализируются сущность и содержание компетентностного подхода при подготовке солдат запаса в образовательных организациях высшего образования как современной педагогической парадигмы, раскрываются базовые компетенции солдат запаса: социальные, общевоенные и военно-специальные, результатом формирования которых должен стать солдат запаса, обладающий высокой военно-профессиональной компетентностью, выступающей как базовое, интегральное качество личности солдата запаса.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенции, базовые компетенции, компетентность, солдат запаса

This article analyzes the nature and content of the competence-based method in the in reserve soldiers training in educational institutions of higher education as a modern pedagogical paradigms, revealed the basic competences of reserve soldiers: social, basic-military and military-specific, resulting in the formation of which should the reserve soldiers be, which has high professional military competence, serving as a base, the integral quality of the individual soldier.

Key words: competence method, competences, basic competences, competence, reserve soldiers

Актуальное состояние геополитической обстановки, поступление в войска современных образцов вооружения, военной и специальной техники, превышение количества военнослужащих по контракту по сравнению с призывниками, повысили требования к качеству подготовки запаса Вооруженных Сил России.

Одной из возможностей повышения качества подготовки граждан, пребывающих в запасе является подготовка солдат запаса на факультете военного обучения в гражданском вузе. При это понимается, что солдат — состав военнослужащих, имеющих воинские звания «рядовой», «ефрейтор» (для сухопутных войск) и «матрос», «старший матрос» (для сил военно-морского флота).

С 1 сентября 2014 года в Сибирском федеральном университете (г. Красноярск) приступили к военной подготовке студентов по нескольким военно-учетным специальностям солдат запаса.

Военная подготовка по программе солдат запаса проводится на основании договора об обучении, заключаемого между Минобороны России и студентом гражданского вуза в добровольном порядке. Основная цель такой подготовки — обеспечить накопление в запасе военно-обученных граждан. Вместе с тем молодым людям, получающим высшее образование в образовательных организациях высшего образования, предоставляется возможность самостоятельно выбрать способ исполнения конституционного долга по защите Родины: по призыву по окончании вуза либо получить военно-профессиональную подготовку непосредственно в вузе.

Изучение гражданами военно-профессиональных дисциплин осуществляется на базе знаний, получаемых ими в ходе освоения гражданской специальности по образовательной программе, необходимой для получения высшего образования — бакалавриата или специалитета.

При подготовке солдат запаса в гражданском вузе предлагается использовать в качестве базового подхода — компетентностный. Это представляется целесообразным в виду наличия следующих факторов:

 возрастанием требований к военным специалистам в связи с быстрыми темпами внедрения в войска новой военной техники и вооружения;

 необходимостью большей практической направленности в обучении в связи с ограниченным количеством учебного времени, выделяемого на изучение военных дисциплин;

 отсутствием алгоритма конкретного решения задач и проблемных ситуаций в реализации на практике сформированных в процессе подготовки знаний, умений и навыков.

Необходимо учитывать имеющиеся проблемы в подготовке солдат запаса в гражданских вузах, которые оказывают влияние на их качество. Во-первых, это недостаточный опыт применения компетентностного подхода, имеющегося в вузах в сфере военной подготовки данной категории обучаемых. Во-вторых, в вузах недостает методических пособий, указаний по организации военного обучения будущих солдат запаса. В то же время, как отмечает В. М. Азаров, в современных условиях качество подготовки военнослужащих, высокая мобильность воинских частей и подразделений с грамотным использованием высокоточного оружия позволит обеспечить выполнение боевых задач при сокращении численности армии [1].

Методологической основой нашего исследования явились работы И. Б. Будик, Д. А. Иванова, М. А. Одинцовой, А. М. Новикова, С. В. Санниковой.

Сущность компетентностного подхода раскрывает И. Б. Будик. По его представлению при компетентностном подходе упор делается на подготовку специалистов, способных использовать полученные знания, умения и навыки для решения конкретных задач. В данном случае умения рассматриваются как способность и готовность эффективно применять знания на практике в конкретной ситуации, в профессиональной деятельности, определяемой требованиями соответствующей должности [2].

Д. А. Иванов в качестве результата рассматривает не сумму усвоенной информации, а способность специалиста действовать в различных проблемных ситуациях [3]. Более того, компетентностный подход, по определению М. А. Одинцовой, предусматривает переориентацию образовательной парадигмы на формирование устойчивой жизненной позиции, личностное и профессиональное развитие в условиях изменяющихся требований к специалисту [4].

А. М. Новиков рассматривает компетентностный подход как прогрессивное явление, как переход «…к новой образовательной парадигме — от «знаниевой» к «деятельностной» [5].

С. В. Санникова включает в образовательный процесс компетенцию, содержащую в себе не только знания, умения и навыки, но также предполагает наличие способностей действовать в заданных обстоятельствах [6].

В современных условиях актуальным является формирование такой личности солдата запаса, у которого были бы глубоко развиты способности к компетентностному, адекватному поведению в условиях современного боя, высокой психологической устойчивости. В данном случае критериями результативности подготовки солдат запаса как военных специалистов выступает уровень развития компетенций [7].

Под военно-профессиональной компетентностью понимается, с одной стороны, интегральная характеристика, определяющая способность солдата запаса как военного специалиста решать военно-профессиональные задачи, «…возникающие в реальной ситуации учебной и боевой деятельности, используя знания, профессиональный и жизненный опыт» [8].

С другой стороны, по мнению А. Н. Протасова, военно-профессиональная компетентность как результат профессиональной подготовки есть профессиональное становление, профессиональное обучение и профессиональное воспитание [9].

Исходя из такого понимания концепта «компетенция», мы подходим к разработке в нашем исследовании базовых компетенций солдат запаса.

Разработанные в нашем исследовании базовые компетенции состоят из трех основных компонентов: социальные, общевоенные, военно-специальные.

Компонент «Социальные компетенции» содержит такие направления субъективности личности солдата запаса, как развитие мыслительных способностей; расширение возможностей саморегуляции и самосовершенствования; направленность на достижение успеха в бою; мобильность и находчивость в боевой обстановке.

Компонент «Общевоенные компетенции» направлен на глубокое знание и умелое владение штатным оружием, профессиональное использование средств связи, средств защиты от оружия массового поражения, умение вести разведку, знание и овладение навыками тактики ведения современного боя.

Компонент «Военно-специальные компетенции» включает такие направления подготовки, как прочное усвоение назначения, общего устройства и правил эксплуатации штатной техники; умение готовить штатную технику к боевому применению; твердое знание характерных неисправностей техники и методов их устранения; умелое владение навыками обслуживания и ремонта техники.

Когнитивной базой формирования военно-профессиональной компетентности явилась система социальных, общевоенных и военно-специальных знаний, отбор которых определялся нами на основе требований Минобороны России к уровню подготовки солдат запаса.

Здесь будем иметь в виду, что только определенная часть военно-специальных знаний, умений и навыков охватывается данным содержанием компетенций, которые могут быть сформированы у солдат запаса в вузе в пределах нормативно установленного объема учебного времени.

Главным направлением подготовки солдат запаса в гражданском вузе должно стать повышение содержания изучаемых общевоенных и военно-специальных дисциплин. В данных дисциплинах должны найти отражение новейшие достижения в способах ведения боевых действий и усложнении военной техники. При этом ориентация должна быть не на предметно-дисциплинарную и содержательную сторону, а на конечный результат образования — сформированные компетенции.

Таким образом, проблема подготовки компетентного солдата запаса в гражданских вузах является одной из важных на современном этапе реформирования армии и, соответственно, связана с реформированием системы образования, с внедрением компетентностного подхода в подготовке солдат запаса. Эта современная педагогическая парадигма основной целью военно-профессиональной подготовки выдвигает формирование компетенций и компетентности, предполагающих подготовку солдат запаса как военных специалистов, обладающих не только прочными знаниями, умениями и навыками, но и способными умело применять их в военном деле.

Литература:

  1. Азаров, В. М. Во имя России / В. М. Азаров. — М.: Изд-во АМЛИКС, 2001. — 360 с.
  2. Будик, И. Б. Компетентностная модель профессиональной подготовки специалистов в условиях колледжа/И. Б. Будик// Современная мысль, 2007. — № 4. –С. 50 -52.
  3. Иванов, Д. А. Компетентностный подход в образовании, Проблемы, понятие, инструментарий: учебно-методическое пособие// Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. С. Соколов. — М.: АПК и ПРО, 2003. — 101 с.
  4. Одинцова, М. А. Компетентностный подход как целеполагающий фактор организации обучения в вузе/ М. А. Одинцова //Вестник педагогической инновации. — 2012. — № 2 (30). — С. 24–29.
  5. Новиков, А. М. Культура как основание содержания образования / А. М. Новиков // Педагогика. — 2011. — № 6. — С. 3–14.
  6. Санникова, С. В. Компетентностная модель специалиста в системе профессиональной подготовки / С. В. Санникова // Вестник ЮУр. ГУ. — 2012. — № 4. — С. 65–69.
  7. Соколова, И. Ю., Кабанов, Г. П. Качество подготовки специалистов в техническом вузе и технология обучения /И. Ю. Соколов, Г. П. Кабанов. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. — 203 с.
  8. Долманюк, Л. В. Формирование военно-профессиональной компетенции в процессе обучения в военно-учебных заведениях/ Л. В. Долманюк// Казань: Казанский педагогический журнал. -2010. — № 5–6. — С. 29–35.
  9. Протасов, А. Н. Управление формированием профессиональной компетентности будущих офицеров: Автореф. дис. …канд.пед.наук 13.00.08 / А. Н. Протасов. — Саратов, 2007. — 24 с.
Основные термины (генерируются автоматически): солдат запаса, подготовке солдат запаса, солдата запаса, подготовки солдат запаса, личности солдата запаса, компетенции солдат запаса, гражданском вузе, подготовка солдат запаса, специальностям солдат запаса, программе солдат запаса, компетенций солдат запаса, будущих солдат запаса, компетентностного подхода, подготовку солдат запаса, подготовки запаса Вооруженных, reserve soldiers, способность солдата запаса, базовые компетенции, компетентного солдата запаса, профессиональной подготовки.

Ключевые слова

компетентность, компетентностный подход, компетенции, базовые компетенции, солдат запаса

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос