Библиографическое описание:

Аждер Т. Б., Рощин А. В., Зеленко Г. В., Журавлев В. А., Аждер В. Д., Гуреева О. А., Ливинская Л. Б., Потапова М. С. Факторы, влияющие на выбор компонентов образовательной среды [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 83-85. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11866/ (дата обращения: 13.12.2017).



Качество обучения студентов — многофакторный показатель, на который существенно влияет план обучения, эффективность работы профессорско-преподавательского состава (ППС), контингент студентов и инфраструктура среды обучения [1].

В таблице 1 показаны основные субъекты, занятые оценкой качества образования, а также учитываемые ими факторы. Под субъектами понимаются администрация ВУЗа и государство в лице его институтов, работодатели и сами выпускники.

Таблица 1

Субъекты, проводящие оценку качества образования иучитываемые ими факторы

Субъекты

Факторы

Государство и его институты

 Соответствие направления обучения государственным перспективным планам развития науки и технологии

 Объем фундаментальных знаний, стимулирующий прорыв в высокотехнологичных отраслях промышленности

 Международная аккредитация учебных программ и дипломов

 Эффективное использование финансирования образования

Администрация и ППС ВУЗа

 Соответствие государственным образовательным стандартам

 Повышение рейтинга ВУЗа

 Рост числа абитуриентов

 Финансовые ограничения

Работодатели

 Опыт эксплуатации оборудования конкретного типа

 Опыт эксплуатации оборудования определенного класса

 Адаптационные способности выпускника к инновационным технологиям

 Объем фундаментальных знаний

 Знание современных технологий и оборудования

 Популярность (бренд) ВУЗа

Выпускники

 Положительная мотивация к обучению

 Объем знаний в прикладной области, гарантирующий карьерный рост

 Международная аккредитация дипломов

 Возможность дальнейшего образования

 Популярность (бренд) ВУЗа

Документы, согласно которым оценивается качество выпускников университетов, содержат подтверждение требований выполнения утвержденной учебной программы, и оценки по защите дипломного и курсовых проектов, а также по изучаемым предметам. Для оценки степени удовлетворенности качеством образования потребителем они является лишь исходными формальными данными. Работодатели и выпускники, являющиеся субъектами процесса образования, строят свои оценки качества образования и отдельных его компонентов соответственно изменяющимся требованиям общества.

Очевидно, что большинство учитываемых ими факторов зависят от качества инфраструктуры среды обучения, т. е. от используемого при обучении оборудования, программных и аппаратных средства, ориентированных на конкретные прикладные области. Поддержка состояния инфраструктуры среды обучения оказывается чрезвычайно сложной задачей вследствие динамичного и все ускоряющегося развития науки, техники и промышленности.

В последнее десятилетие основные средства, выделяемые университетам на оборудование, направлялись на приобретение персональных компьютеров и средств для их объединения в локальные и глобальные сети. Долгое время практически не обновлялась лабораторная база, позволяющая знакомить студентов с реальным, физически существующим оборудованием. Упор делался на изучение виртуальных моделей такого оборудования, которое, надо признать, зачастую достаточно адекватно отображалось с помощью компьютерных программ. Однако такой способ обучения все же не позволяет студентам знакомиться со многими нюансами современной техники, проблемами ее проектирования, производства и эксплуатации. Сейчас, когда университеты достаточно насыщены вычислительной техникой, встает вопрос разработки и приобретения специализированных лабораторных и учебно-методических средств, используемые в учебном процессе.

Как правило, такие средства достаточно дороги и могут приобретаться для государственных ВУЗов только на конкурсной основе в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Решение о приобретении оборудования и выборе поставщика определяет конкурсная комиссия, члены которой назначаются приказом руководителя университета, выступающего в качестве государственного заказчика. Формирование конкурсной заявки, критериев оценки (показателей), характеризующих конкурсную заявку, являются существенно значимыми этапами и должны выполняться экспертно силами наиболее квалифицированных преподавателей, специалистов и руководителей подразделений ВУЗа-заказчика с привлечением будущих работодателей.

Однако в настоящее время недостаточно развиты методики оценки влияния рационального выбора компонентов инфраструктуры среды обучения на качество образовательного процесса. Отсутствует типовая внутривузовская документация для проведения конкурсов, из-за чего каждый конкурс сопровождается оригинальной документацией, на разработку которой требуются соответствующие временные ресурсы.

Таким образом, практический интерес представляет методика организации и проведения конкурсов, позволяющая осуществлять рациональный выбор элементов инфраструктуры по гибкому сценарию на основе типовой внутривузовской конкурсной документации. В таблице 2 показаны основные факторы, влияющие на рациональный выбор компонентов образовательной среды.

ППС и администрация ВУЗа, являясь организатором процесса обучения, инициирует приобретение новых лабораторных средств и формирует конкретные требования к ним. При этом требуется оценивать весьма абстрактные субъективные пожелания и оценки потребителей, уровень и тенденции развития науки, технологии и промышленности, образовательные стандарты.

Таблица 2

Факторы, влияющие на рациональный выбор компонентов образовательной среды

Фактор

Описание

Востребованность УМС

 Степень ценности и универсальности знаний, навыков работы и технологического использования закупаемого УМС применительно к оборудованию аналогичного класса потенциальных работодателей

 Востребованность работодателями опыта работы с закупаемым УМС

 Степень универсальности закупаемого УМС в рамках конкретной прикладной области

 Конкурентоспособность закупаемого УМС применительно к аналогичному оборудованию на мировом рынке

 Отсутствие в ВУЗе в достаточном количестве близкого по принципам функционирования УМС

 Соответствие требованиям ГОС

 Возможность использования элементов закупаемого УМС при проведении НИР в ВУЗе

 Влияние присутствия закупаемого УМС на формирование популярности (брэнда) ВУЗа

Готовность использования УМС в учебном процессе ППС

 Опыт работы с закупаемым оборудованием

 Наличие и сроки подготовки учебно-методических материалов

 Сроки поставки УМС

 Наличие альтернатив закупаемому оборудованию и их эффективность, в том числе в виде виртуальных средств обучения

Технологичность использования оборудования

в учебном процессе

 Возможность одновременной работы с УМС

 определенного числа студентов

 Интенсивность использования в часах по одному или нескольким курсам

 Удельная интенсивность использования на одного студента в течение срока обучения

 Возможность использования УМС при разработке коллективных проектов

 Вандалоустойчивость

Перспективность закупаемых УМС

 Сроки морального устаревания

 Сроки физического устаревания

 Возможность модернизации

Эксплуатационные особенности

 Занимаемая площадь

 Энергопотребление

 Требования к условиям эксплуатации

 Требования к обслуживающему персоналу

 Вопросы безопасности

 Ремонтопригодность

Эффективность вложений

 Сравнительная эффективность финансовых вложений применительно к альтернативным вариантам комплектов УМС

Серийность УМС

 Наличие на рынке серийно выпускаемых УМС

По степени удовлетворения этих требований уже на ранних стадиях можно судить о предполагаемых в перспективе результатах учебного процесса и степени удовлетворения запросов потребителей.

Однако состав преподавателей в университетах весьма неоднороден, имеет различную научно-техническую специализацию и, естественно, разный взгляд на необходимость приобретения УМС какого-либо определенного типа. Такая неоднородность вызвана ускоренным разнонаправленным развитием техники и технологий. Так, например, уже в конце девяностых годов прошлого века стало ясно, что информатика, как отрасль науки, разрослась настолько, что изучать ее в едином университетском курсе стало практически невозможно. Было принято решение о разделении ее на четыре основные дисциплины: информатика, программная инженерия, аппаратная инженерия и информационные системы.

Поэтому при наличии определенного объема финансирования возникают разноречивые требования к возможной номенклатуре приобретаемого оборудования. Для решения этой проблемы предлагается создание экспертной комиссии, в состав которой должны входить наиболее квалифицированные сотрудники университета и представители работодателей. Задача экспертной комиссии заключается в информационной поддержке конкурсной комиссии при выборе таких средств, которые при заданных финансовых и других ограничениях с наибольшим эффектом влияли бы на повышение качества образовательного процесса.

Литература:

  1. Рекомендации по преподаванию программной инженерии и информатики в университетах — пер. с англ. — М.: ИНТУИТ.РУ «Интернет-Университет Информационных Технологий», 2007.– 462с.
Основные термины (генерируются автоматически): инфраструктуры среды обучения, качества образования, компонентов образовательной среды, выбор компонентов образовательной, развития науки, инфраструктура среды обучения, образовательного процесса, администрация ВУЗа, качества инфраструктуры среды, оценки качества образования, организатором процесса обучения, рациональный выбор, Качество обучения студентов, субъектами процесса образования, экспертной комиссии, компонентов инфраструктуры среды, обучения государственным перспективным, оценкой качества образования, качества образования иучитываемые, проведения конкурсов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос