Сценарий урока литературного чтения в 1 классе на тему «Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ» | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, февраль 2017)

Дата публикации: 07.02.2017

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Швец И. Н. Сценарий урока литературного чтения в 1 классе на тему «Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ» [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 68-71. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11838/ (дата обращения: 16.08.2018).



Цель: создать условия для ознакомления учащихся с мягким глухим согласным звуком [щ’],буквами Щ, щ, развития речи, памяти, логического мышления

Задачи:

‒ развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

‒ учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;

‒ формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;

‒ создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;

‒ обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения.

Планируемые результаты: выделяют звук [щ’] из слов, характеризуют его ([щ’] согласный, всегда мягкий, глухой), обозначают звук [щ’] буквами Щ, щ; устанавливают на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ща пишется всегда а, а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук [щ’] всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особыми буквами; осознанно и выразительно читают небольшие тексты и стихотворения

Личностные результаты: ставят перед собой вопрос: какое значение и какой смысл имеет для них учение?

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: учатся формулировать учебную задачу.

Познавательные: общеучебные — ориентируются на разнообразие способов решения учебных задач; логические — характеризуют звук [щ’], выполняют слого-звуковой анализ слов.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Образовательные ресурсы: предметные картинки, карточки со слогами ча, ща, чу, щу, счётные палочки.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

Здравствуйте, дети! Я рада встрече с вами! Надеюсь, сегодня вы порадуете меня. Проверим готовность к уроку.

II. Речевая разминка. Фонетическая зарядка.

Как паровоз выпускает пар? (– Щ-щ-щ..!)

Дыхательная гимнастика. Упражнение «Пузырь».

Исходное положение «стоя». Руки опущены вниз. По сигналу дети делают вдох носом в несколько приемов, одновременно поднимая руки так же в несколько приемов, до положения «Руки в стороны». После слов «пузырь лопнул» дети выдыхают воздух в один прием со звуком (щ).

III. Постановка проблемы.

Какой звук вы сейчас произнесли? ([щ’])

— Давайте сформулируем проблему сегодняшнего урока (знакомство со звуком [щ’] и буквой, его обозначающей, чтение слов с новой буквой)

IV. Открытие новых знаний.

1. Слого-звуковой анализ слова (учебник, с. 63)

— Выполните слого-звуковой анализ слов щука, лещ.

— Выделите первый звук, охарактеризуйте его. (Звук [щ’]: согласный, глухой, мягкий)

2. Игра «Кто внимательный?»

— Найдите одинаковый звук в словах: клещи, щетка, ящик, ящерица, щука.([щ’])

С какого звука начинаются слова: щи, щавель, щегол, щека, щенок? (Со звука [щ’])

Физкультурная минутка

Я буду произносить предложения. Если в предложении есть слово со звуком [щ’], вы выполняете движение, о котором говориться в предложении.

— Если в предложении нет слов со звуком [щ’], вы качаете головой.

  1. Щука плавает (3–4 раза)
  2. Соловей поёт (головой 3 раза)
  3. Радостно прыгал щенок (прыжки 3 р.)
  4. Пчела жужжит (головой 3р.)
  5. Мойте руки чище! (моем руки 3 р.)
  6. Ежик спит
  7. Стрижи кружились над рощей. (кружимся 3р.)

3. Знакомство с буквой Щ

На что похожа буква (ща) Щ?

На расческу щ похожа. Три зубца всего?- Ну что же!

— А на какие две буквы похожа буква Щ? (Ш, Ц)

— Да, эта буква такая же широкая, как буква Ш и такая же хвостатая как буква Ц.

Буква щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

В. Степанов

Выложите букву Щ из счетных палочек.

4. Чтение слогов и слов(учебник, с. 63)

— Прочитайте слоги и слова.

— Какой звук обозначен буквой щ? Охарактеризуйте его.([щ’] — согласный, всегда мягкий, глухой)

5. Работа со стихотворением Г. Виеру (учебник, с. 63)

— Прочитайте стихотворение, рассмотрите картинку.

— Назовите слова с буквой щ.(щука,щётку,щётка,щекочет)

6. Правописание ча, ща, чу, щу (учебник, с. 63)

— Прочитайте правило правописания ча, ща, чу, щу.

В слоге ща пишется всегда а, а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук [щ’] всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особыми буквами.

— Найдите слова с сочетанием данных букв.

7.Давайте отметим эти сочетания в словах, поработаем в парах (у детей на партах — карточки со словами. Задача — найти слоги ЩА и ЩУ, подчеркнуть их, поменяться карточками с соседом по парте, проверить работу товарища).

ПЛОЩАДКА ЩУКА

ПИЩА ЩУПАЕТ

ПРОЩАНИЕ ТАЩУ

ПИЩАЛИ ИЩУ

Физкультурная минутка

Мы работали, устали.

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны,

Вперёд, назад.

Повернулись влево, вправо,

Поднимите дружно плечи,

Чтоб работать было легче

А сейчас вперед прогнитесь

И носка рукой коснитесь.

Сели мы за парты смело,

Надо нам продолжить дело.

V. Первичное закрепление знаний.

1. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией к сказке «По щучьему велению» (учебник, с. 62)

— К какой сказке эта иллюстрация?

— Кто на ней изображен?

— Кто выполнял желания Емели?

— Какие были желания?

— Расскажите сказку. (дети рассказывают сказку)

2. Работа со скороговорками (учебник, с. 62)

— Прочитайте скороговорки сначала медленно, потом быстро. (читают скороговорки)

— Какой звук мешает произносить скороговорку?

3. Загадки про овощи (учебник, с. 64)

— Прочитайте загадки, отгадайте их. Выполните задания в учебнике.

4. Чтение стихотворения С. Михалкова (учебник, с. 65)

— Что делают щенки?

— Как они это делают?

— Что есть у щетки?

— Чем недовольны щенки?

— В каком настроении они ушли?

5. Дидактические упражнения (учебник, с. 65)

— Придумайте слова с ча, ща. Что интересного вы заметили?

— Рассмотрите рисунки. Назовите вещи и объясните, для чего они нужны (ящик, щетка, клещи, плащ)

— Прочитайте стихотворение И. Токмаковой. В каких словах есть слог щу?

— Игра «Один-много»

Ящик- … Щёки — …

Щётка- … Овощи — …

Щенок- … Ящерицы — …

Клещи — … Щуки — …

Плащ- … Щиты — …

Игра «Договори и повтори»

Ащ-ащ-ащ- у Тани новый …(плащ)

Ещ-ещ-ещ- в реке плывет…(лещ)

Ощ-ощ-ощ- у нас вкусный …(борщ)

Щик-щик-щик- все вещи сложим в …(ящик)

Щи- щи-щи — кусаются…(клещи).

— Игра «Кто это — назови профессию» (Показ картинок)

Кто дрессирует животных?...

Работает на экскаваторе…

Чистит обувь…

Точит ножи…

Играет на барабане…

Регулирует уличное движение…

Делает кладку из камня…

Чинит часы…

Занимается фехтованием….

— Какой согласный звук общий для всех этих слов?

VI. Рефлексия. Итог урока.

Наш урок литературного чтения подходит к концу. На сколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему я узнаю по вашим ответам. Продолжите мои высказывания:

— Сегодня мы учились произносить звук…

— Этот звук…

— Я могу назвать слова, содержащие этот звук…

— Звук [щ] на письме обозначается буквой …

— Слог ща мы пишем с гласной …

— Сегодня у меня хорошо получилось…

— К следующему уроку я постараюсь …

— Спасибо за урок

Литература:

  1. Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1./ [В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина]. — 7-е изд. —М.: Просвещение, 2015.
  2. Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2./ [В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина]. — 7-е изд. —М.: Просвещение, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): буква Щ, Звук, слово, буква, Слог ща, Какой звук, учебник, слого-звуковой анализ слов, физкультурная минутка, художественное произведение.

Похожие статьи

буква Щ, Звук, слово, буква, Слог ща, Какой звук, учебник...

слово, буква, учебник, слог, фонетическая ритмика, звук, задание учителя, буква К, домашнее задание, настенный алфавит.

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква «Ч»

Звуко-слоговой анализ и синтез слов. 1) Игра «Буква потерялась». (На плакате напечатаны слова, в которых пропущена одна буква (ч_й, дач_).

Слова рассыпались на части. И эти части называются... (слоги). — Ребята, помогите собрать слова из слогов. да-за-ча. та-ча-зай.

Логопедическое занятие с группой учащихся, имеющих нарушения...

Если вы услышите слог со звуком Щ, то поднимете зелёный фонарик.

…ум. 12). Упражнение «Определение количества слогов в слове и выделение ударного слога». —Выберете слово, к которому подходит слоговая схема.

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей...

 учить детей различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».  учить определять количество слогов в слове, отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры, выделять ударный слог.

звук, слово, ребенок, звуковой анализ, ударный слог, слог...

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка. Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей...  учить детей различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»...

Конспект занятия «Дифференциация звуков к — кь. Буквы...»

- Обучать звуковому анализу, чтению слогов, слов.

Замени звук к на звук кь. Скажи слог наоборот, и пропущу тебя вперёд.

Способы обучения чтению | Статья в журнале «Молодой ученый»

слово, буква, ребенок, слог, автор, чтение, звуковой метод, начальная школа, глобальное чтение, побуквенное чтение.

Звуковой анализ и синтез.

На занятиях звуки, слоги, слова, буквы становятся предметом изучения.

Звуковой анализ и синтез. Игра «Составь слово». Цель игры: упражнять детей в определении первого и последнего звука в слове, в составлении слов из выделенных звуков.

Система работы по дифференциации звуков при...

Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Формирование умения определять наличие звука в слове.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

буква Щ, Звук, слово, буква, Слог ща, Какой звук, учебник...

слово, буква, учебник, слог, фонетическая ритмика, звук, задание учителя, буква К, домашнее задание, настенный алфавит.

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква «Ч»

Звуко-слоговой анализ и синтез слов. 1) Игра «Буква потерялась». (На плакате напечатаны слова, в которых пропущена одна буква (ч_й, дач_).

Слова рассыпались на части. И эти части называются... (слоги). — Ребята, помогите собрать слова из слогов. да-за-ча. та-ча-зай.

Логопедическое занятие с группой учащихся, имеющих нарушения...

Если вы услышите слог со звуком Щ, то поднимете зелёный фонарик.

…ум. 12). Упражнение «Определение количества слогов в слове и выделение ударного слога». —Выберете слово, к которому подходит слоговая схема.

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей...

 учить детей различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».  учить определять количество слогов в слове, отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры, выделять ударный слог.

звук, слово, ребенок, звуковой анализ, ударный слог, слог...

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка. Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей...  учить детей различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»...

Конспект занятия «Дифференциация звуков к — кь. Буквы...»

- Обучать звуковому анализу, чтению слогов, слов.

Замени звук к на звук кь. Скажи слог наоборот, и пропущу тебя вперёд.

Способы обучения чтению | Статья в журнале «Молодой ученый»

слово, буква, ребенок, слог, автор, чтение, звуковой метод, начальная школа, глобальное чтение, побуквенное чтение.

Звуковой анализ и синтез.

На занятиях звуки, слоги, слова, буквы становятся предметом изучения.

Звуковой анализ и синтез. Игра «Составь слово». Цель игры: упражнять детей в определении первого и последнего звука в слове, в составлении слов из выделенных звуков.

Система работы по дифференциации звуков при...

Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Формирование умения определять наличие звука в слове.

Задать вопрос