Автор: Болховская Евгения Владимировна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, февраль 2017)

Дата публикации: 01.02.2017

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Болховская Е. В. Сценарий урока русского языка в 3 классе на тему «Изменение глаголов по числам» [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 53-55.



Цель: осознание особенности изменения числа глагола в сочетании с существительным.

Задачи:

‒ учить различать число глаголов;

‒ развивать коммуникативные способности, орфографическую зоркость, фонематический слух, умение анализировать, обобщать, наблюдать;

‒ воспитывать умение работать в паре и группе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять число глаголов.

Формируемые УУД:

познавательные — умение выделять существенные признаки части речи; умение пользоваться учебной литературой;

коммуникативные — владение разными видами речевой деятельности;

регулятивные — определение цели учебной деятельности; владение способами самоконтроля и самооценки;

личностные — способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учебе.

Сценарий урока.

  1. Организационный момент.

— Ребята, кто пришёл сегодня на урок с хорошим настроением? Прошу встать тех, кто пришёл с хорошим настроением и подойти ко мне. Возьмёмся за руки и станем в круг.

— Повернитесь друг к другу, улыбнитесь друг другу. Мысленно пожелайте себе и своему соседу успешной, плодотворной работы. (обращается внимание на тех детей, которые не вышли в круг, выяснить причину и так же пожелать успешной работы)

— Откройте тетради, запишите число. Сегодня на уроке мы продолжим работать с именами существительными и глаголами.

2. Актуализация опорных знаний. Словарно- орфографическая подготовка.

— Индивидуальное задание у доски выполняет 1 ученик, 2 учащихся с места (при проверке используется самооценка, предлагается оценить свою работу, приводя аргументы).

— Прочитаем слова, какое задание можно предложить? (Списать вставить пропущенные буквы) — учащиеся по цепочке выполняют задание.

Д…ревня, за…ц,

з…мл…ника, яг…да,

д…журить.

— Какое ещё задание можно предложить к данным словам?

— На какие группы можно разделить данные слова (имена существительные и глаголы; определить количество звуков и букв, определить количество слогов в слове)

— С каким новым словарным словом познакомимся, узнаете, отгадав загадку.

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён.

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

ФЕВРАЛЬ. (записывается 1 раз, обозначаются орфограммы, выполняется транскрипция слова.)

— Что можете сказать об этом слове? (имя существительное, неодушевлённое, ед.числа),

— Что интересного заметили в этом слове? (букв больше чем звуков)

— Сколько слогов? Какой второй звук слышится?

— Составим словосочетания со словом февраль — к схеме (февраль какой?)

— Устно составим распространённое повествовательное предложение со словом февраль.

3. Чистописание.

— Узнайте, какую букву мы будем писать в чистописании. В слове февраль — это глухой мягкий согласный звук. Предложите, какое можно придумать задание для чистописания?

Фф Ффф Фффф

— Объясните закономерность чистописания.

4. Постановка проблемы.

— Сегодня мы продолжим работать с именами существительными и глаголами.

— Внимание на слайда. Прочитайте слова, продолжите ряд.

Стул — стулья, арбуз — арбузы, книга — книги, этаж — ….., ученик — …., пенал — …..

— Что можно сказать об этих именах существительных? (Они изменяются по числам)

— А можно ли такое сказать о глаголах? (Ещё не знаем!)

— Какова же проблема урока? Что мы должны узнать? (Узнать, изменяются ли глаголы по числам?)

5. Открытие нового знания.

— Будем наблюдать за существительными и глаголами.

— Прочтём предложения.

Девочка (что делает?) рисует.

Девочки (что делают?) ………

— Что скажете о существительном в первом предложении? А теперь о глаголе? (Если существительное, с которым связан глагол, в единственном числе, значит и глагол употреблён в единственном числе; если существительное во множественном числе, с которым связан глагол, значит и глагол употреблён во множественном числе.)

— Понаблюдаем ещё раз, попробуем всё объяснить.

Шар (что делает?) летит.

………………………….. — Составьте второе предложение.

— Сделаем вывод. Изменяются ли глаголы по числам? (Глаголы изменяются по числам)

— Как это связано с именами существительными?

— А теперь обратим внимание на вопросы, которые мы ставили к глаголам.

— Какой вопрос ставили к глаголу в единственном числе? А во множественном?

Убедимся вправильности наших предположений. Прочитаем правило вучебнике русского языка на с. 10.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6. Первичное закрепление нового знания. Работа по теме урока.

а) Коллективное выполнение упражнения 17, с. 10. (с комментированием у доски)

б) Работа в парах. Упр. 18, с. 11

— Прочитайте текст, выпишите имена существительные со связанными по смыслу глаголами, определите число глаголов.

— Проверка задания. (Выступления пар).

в) Игра «Один — много»

— Я буду называть имена существительные и глаголы, если глагол употреблён в единственном числе, вы хором отвечаете один, а если во множественном числе — много.

Улетают птицы. Поёт соловей. Идёт дождь. Погода хмурится. Ученики дежурят. Дети рисуют. Учитель объясняет.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для глаз)

7. Самостоятельная работа вгруппах.

(Каждая группа получает текст, выполняет задание своей группы)

«В…сеннее солнце греет землю. Тают сн…га. Звенит в…селая капель. Быстро б…гут говорливые ручьи. Весело скачут на дворе в…робьи».

1 группа: Найти глаголы и определить их число.

2 группа: Найти глаголы, изменить их число.

3 группа: В первом и последнем предложениях найти главные члены.

4 группа: Объяснить написание пропущенных букв.

5 группа: Прочитать текст и дополнить его своим предложением, подходящим по смыслу.

— Проверка работы в группах.

8. Рефлексия. Итог урока.

— Что нового мы сегодня узнали на уроке?

— У кого не было трудностей в процессе выполнения заданий?

— У кого были трудности? В чём?

(Обратить внимание на тех детей, у которых было плохое настроение в начале урока, выяснить изменилось ли оно?)

— Не стоит расстраиваться, мы учимся и постепенно преодолеваем трудности. Главное стараться и верить в лучшее, тогда всё обязательно получится.

— Предлагаю на индивидуальных карточках оценить себя и аккуратность своей работы на уроке в тетради. Поставьте флажок на покорённой вами вершине в изученной теме урока.

А теперь предлагаю закончить предложения:

— Я приобрёл….

— Я научился….

— У меня получилось….

— Я попробую….

— Меня удивило….

9. Домашнее задание.

с. 9, упр. 16; с. 10, выучить правило.

— Урок окончен, всем спасибо за внимание.

Литература:

  1. Полякова, А. В. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / А. В. Полякова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2015. — 143 с.: ил.
  2. Полякова, А. В. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / А. В. Полякова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2015. — 127 с.: ил.
Основные термины (генерируются автоматически): Сценарий урока, единственном числе, русского языка, именами существительными, имена существительные, глагол употреблён, согласный звук, Сценарий урока литературного, Сценарий урока математики, множественном числе, урока литературного чтения, «Мягкий глухой согласный, глухой согласный звук, тему «Мягкий глухой, тему «Сочетательное свойство, «Сочетательное свойство сложения, Урок русского языка, Сложение многозначных чисел», использованием электронных образовательных, электронных образовательных ресурсов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос