Конспект педагогического совета «Сюжетно-ролевая игра дошкольников как условие успешной социализации ребенка»
Автор: Сягина Наталья Валерьевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 30.01.2017
Статья просмотрена: 4232 раза
Библиографическое описание:
Сягина, Н. В. Конспект педагогического совета «Сюжетно-ролевая игра дошкольников как условие успешной социализации ребенка» / Н. В. Сягина. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11793/ (дата обращения: 23.11.2024).
Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах руководства и планирования сюжетно- ролевой игры детей.
Участники:воспитатели дошкольной образовательной организации.
Подготовка к Педагогическому совету:
- Проведение консультации с воспитателями «Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте».
- Изучение методической литературы:
– Комарова Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. — Москва, Издательство «Скрипторий 2003", 2012
– Игра дошкольника /под ред. С. Л. Новосёловой. — М.:Просвещение, 1989
– Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М: Просвещение, 1988 г
– Короткова Н. А. Сюжетная игра старших дошкольников (5–7 лет) //Ребенок в детском саду. 2006, № 5, 6
- Провести тематический контроль «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ и роль воспитателя в руководстве этой деятельностью».
- Подготовить раздаточный материал для заданий.
Организация воспитателей:вмузыкальном зале, предложить разделиться на команды (в зависимости от количества педагогов). Пригласить команды за отдельные столики.
Ход Педагогического совета:
- Упражнение-разминка «Пересаживания». Цель: создание положительного эмоционального настроя на работу, групповой сплоченности. Вариант игры: «Пересядьте пожалуйста те, кто сегодня в брюках…», «Пересядьте пожалуйста те, у кого день рождения весной…» и т. д. Так продолжается до тех пор, пока кто-то не оказывается на месте, где уже сидел. Ведущий может предложить придумать оптимальную стратегию для пересаживания.
Упражнение-разминка «Новости информагенств». Цель: проявить остроумие и воображение. Каждый должен придумать какую-нибудь забавную вымышленную «новость». Ведущий «А вы слышали, что завтра объявили выходной?». Следующий участник: «А вы слышали, что новый год будет весной?» и т. д. и т. п. В конце можно спросить, чья новость была самая забавная.
- Итоги тематического контроля «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ и роль воспитателя в руководстве этой деятельностью».
- Воспитателям предлагается задание: «Определить этап развития сюжетно-ролевой игры». У каждой команды на столике лежат разрезанные полоски бумаги с этапами развития сюжетно-ролевой игры:
Ознакомительный этап. |
Отобразительная игра |
Сюжетно-отобразительная игра |
Начальная форма сюжетно-ролевой игры |
Развитая форма сюжетно-ролевой игры. |
Воспитателям дается задание: «По описанию характеристики этапа развития сюжетно-ролевой игры определить его название и возраст детей». Ведущий дает описания этапов, воспитатели определяют его название и возраст детей.
Манипуляции. Ребенок стучит предметами, бросает их, рассматривает, облизывает и т. д., то есть обследует всеми органами чувств. Как называется этап? Каков возраст детей? (0–1 год) |
Ребенок знакомится с назначением предметов: машина возит грузы; расческой причесывает; кормит маму, папу, мишку. Игры нет. Это начало формирования предметной деятельности. То есть ребенок передаёт отдельные действия с игрушками. Здесь дети роль не принимают. Воображаемая ситуация не создаётся ребенком, взрослый делает это за него: «Ты как мама варишь суп», «Ты как водитель крутишь руль» и т. д. Как называется этап? Каков возраст детей? (1–2 года). |
Действия объединяются в цепочку (сюжет): накормил куклу, покатал на коляске, уложил спать в кроватку. Простые бытовые действия. Сначала действия развернутые (долго моет посуду), затем действия обобщает (как бы помыл). В этом возрасте надо учить действовать с предметами-заместителями. Дети решают игровые задачи предметными способами: 1) Игрушки 2) Предметами-заменителями 3) Воображаемыми предметами 4) Словами («Всё, поел»..) Ребенок играет с игрушкой, а не с партнером. Роль он не принимает, хотя некоторые уже могут. Дети уже симпатизируют друг другу. Надо создавать условия для объединения детей (катать друг другу мячик). 2–3 года. |
Ребенок берет на себя роль «Я- мама», «Я- шофёр». Ребенок выполняет ролевые действия труда персонажа — мама- кормит детей, шофер — рулит, чинит машину, заливает бензин. Ребенок уже использует не только предметные, но и ролевые действия (мимику, жесты, пантомимику). Ребенок уже использует отдельные ролевые высказывания. Дети уже объединяются по 2–3 человека. Группировки быстро распадаются. Частые конфликты — из-за игрушек, предметов. На этом этапе важно учить детей играть вместе, договариваться, сотрудничать. Как называется этап? Каков возраст детей? (3–4 года) |
Дети отражают взаимоотношения между людьми. Возникновение режиссерской игры. В режиссерской игре ребенок наделяет ролью не себя, а игрушку или предмет-заместитель. Как называется этап? Каков возраст детей? (4–7 лет). |
Проходит обсуждение выполнения задания.
- Задание командам: «Для каждой возрастной группы детей составить набор игрушек и описать требования к ним».
Подсказка для проверяющего:
0–1 год. Ознакомительный этап |
– Погремушки – Резиновые игрушки – Формочки (вкладыши) – Пирамидки – Кольца – Книжки (звуковые, сенсорные) – Звуковые игрушки – Баночки и т. д. |
1–2 года. Отобразительная игра |
– Игрушки-предметы, изображающие быт – Знакомые животные – Игрушки-двигатели – Модули – Народные игрушки |
2–3 года. Сюжетно-отобразительная игра |
– Мир посуды классических цветов (красный, желтый, зеленый, синий) – Мебель: стулья, стол, кроватка, соразмерная куклам. Все легкое, чтобы ребенок мог перенести – Мир животных, которые ребенка окружают (кошка, собачка) – Транспорт (машины, машины-двигатели, тележки, конь-качалка, руль, коробка, оклеенная цвет тканью) – Кукла голыш с лепным паричком, нарисованными глазками, ручки-ножки двигаются, с одеждой домашней, зимней. Чтобы было видно пол — мальчик или девочка (без анатомических особенностей, только вид одежды) – Предметы-заместители (кусок ткани, брусок, кубик, мех) – Модули – Ширмы – Нарисованные предметы (круг-тарелка, на ней нарисованы овощи — помидор, огурец) – Ведерки – Телефоны (разные — дисковые, кнопочные, сотовые) – Крупные панно-изображения съемные (уголок ванной комнаты) или уголок кухни. Их надо менять – Игрушка-самоделка (в рост ребенка или в ½ роста — лисичка, Машенька. Все игрушки должны быть крупных размеров, не сборно-разборные, без деталей — обобщенные. |
3–4 года. Начальная форма сюжетно-ролевой игры |
Добавляются – Грузовые машины, разные виды машин (пожарная, скорая помощь), ракеты, корабли — транспорт разного вида – Посуда – Модули более сложных геометрических форм – Предметы-заместители, нарисованные предметы (коробки, банки, палки, рисунок с размытым контуром) – Детские поделки должны быть в среде – Элементы костюмов — юбки, сарафаны, бусы, галстуки, шляпы, сумки, маски (уголок ряжения). ролевые атрибуты — руль, бинокль, фонендоскоп, швабра, утюги, пылесосы, холодильник, каски, фуражки и др. – Ширмы – Игрушки меньших размеров – ЛЕГО крупное – Макеты кораблей, автобусов, автомобилей – Никаких уголков по сюжетам («Магазин», «Парикмахерская») и т. д. Сложить все в коробки (коробка мелких предметов, коробка крупных предметов) |
4–7 лет. Развитая форма сюжетно-ролевой игры. |
Ко всему, что выше, добавляются мелкие игрушки для режиссерской игры (макеты, игровые поля, пластиковые конструкции) |
Проходит обсуждение выполнения задания.
- Задание командам: выбрать тему из перспективно-календарного планирования и спланировать перспективную работу по развитию сюжетно-ролевой игры по схеме:
Ознакомление сокружающим |
Обогащение игрового опыта |
Среда |
Активизирующее общение |
|
|
|
|
Примерные темы:
«Животные» (2 группа раннего возраста)
«На чем ездят люди» (первая младшая группа)
«Я и моя семья» (вторая младшая группа)
«Здравствуй, зимушка-зима!» (средняя группа)
«Лес в жизни человека и животных» (старшая группа)
«Измерение времени-календарь» (подготовительная группа)
Проходит обсуждение выполнения задания.
Решения Педагогического совета:
- Выполнить рекомендации по тематической проверке. Срок, ответственные.
- Использовать памятку «Этапы развития сюжетно-ролевой игры в работе с детьми». Срок, ответственные.
- Проанализировать соответствие игрушек в группе возрасту и индивидуальным особенностям детей. Срок, ответственные.
- Планировать сюжетно-ролевую игру перспективно и календарно. Срок, ответственные.
Литература:
- Белая К. Ю. Педсовет в дошкольном образовательном учреждении: Подготовка и проведение». — М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Голицына Н. С. Система методической работы с кадрами. — М.: «Издателство Скрипторий 2003», 2004.
- Л. М. Волобуева Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.- М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Стулова Е. А. Педагогический совет в ДОО в условиях реализации ФГОС. — ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.