Конспект педагогического совета «Сюжетно-ролевая игра дошкольников как условие успешной социализации ребенка» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

II международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, февраль 2017)

Дата публикации: 30.01.2017

Статья просмотрена: 4232 раза

Библиографическое описание:

Сягина, Н. В. Конспект педагогического совета «Сюжетно-ролевая игра дошкольников как условие успешной социализации ребенка» / Н. В. Сягина. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11793/ (дата обращения: 23.11.2024).



Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах руководства и планирования сюжетно- ролевой игры детей.

Участники:воспитатели дошкольной образовательной организации.

Подготовка к Педагогическому совету:

  1. Проведение консультации с воспитателями «Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте».
  2. Изучение методической литературы:

– Комарова Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. — Москва, Издательство «Скрипторий 2003", 2012

– Игра дошкольника /под ред. С. Л. Новосёловой. — М.:Просвещение, 1989

– Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М: Просвещение, 1988 г

– Короткова Н. А. Сюжетная игра старших дошкольников (5–7 лет) //Ребенок в детском саду. 2006, № 5, 6

  1. Провести тематический контроль «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ и роль воспитателя в руководстве этой деятельностью».
  2. Подготовить раздаточный материал для заданий.

Организация воспитателей:вмузыкальном зале, предложить разделиться на команды (в зависимости от количества педагогов). Пригласить команды за отдельные столики.

Ход Педагогического совета:

  1. Упражнение-разминка «Пересаживания». Цель: создание положительного эмоционального настроя на работу, групповой сплоченности. Вариант игры: «Пересядьте пожалуйста те, кто сегодня в брюках…», «Пересядьте пожалуйста те, у кого день рождения весной…» и т. д. Так продолжается до тех пор, пока кто-то не оказывается на месте, где уже сидел. Ведущий может предложить придумать оптимальную стратегию для пересаживания.

Упражнение-разминка «Новости информагенств». Цель: проявить остроумие и воображение. Каждый должен придумать какую-нибудь забавную вымышленную «новость». Ведущий «А вы слышали, что завтра объявили выходной?». Следующий участник: «А вы слышали, что новый год будет весной?» и т. д. и т. п. В конце можно спросить, чья новость была самая забавная.

  1. Итоги тематического контроля «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ и роль воспитателя в руководстве этой деятельностью».
  2. Воспитателям предлагается задание: «Определить этап развития сюжетно-ролевой игры». У каждой команды на столике лежат разрезанные полоски бумаги с этапами развития сюжетно-ролевой игры:

Ознакомительный этап.

Отобразительная игра

Сюжетно-отобразительная игра

Начальная форма сюжетно-ролевой игры

Развитая форма сюжетно-ролевой игры.

Воспитателям дается задание: «По описанию характеристики этапа развития сюжетно-ролевой игры определить его название и возраст детей». Ведущий дает описания этапов, воспитатели определяют его название и возраст детей.

Манипуляции. Ребенок стучит предметами, бросает их, рассматривает, облизывает и т. д., то есть обследует всеми органами чувств. Как называется этап? Каков возраст детей? (0–1 год)

Ребенок знакомится с назначением предметов: машина возит грузы; расческой причесывает; кормит маму, папу, мишку. Игры нет. Это начало формирования предметной деятельности.

То есть ребенок передаёт отдельные действия с игрушками. Здесь дети роль не принимают. Воображаемая ситуация не создаётся ребенком, взрослый делает это за него: «Ты как мама варишь суп», «Ты как водитель крутишь руль» и т. д. Как называется этап? Каков возраст детей? (1–2 года).

Действия объединяются в цепочку (сюжет): накормил куклу, покатал на коляске, уложил спать в кроватку. Простые бытовые действия. Сначала действия развернутые (долго моет посуду), затем действия обобщает (как бы помыл). В этом возрасте надо учить действовать с предметами-заместителями.

Дети решают игровые задачи предметными способами:

1) Игрушки

2) Предметами-заменителями

3) Воображаемыми предметами

4) Словами («Всё, поел»..)

Ребенок играет с игрушкой, а не с партнером. Роль он не принимает, хотя некоторые уже могут.

Дети уже симпатизируют друг другу. Надо создавать условия для объединения детей (катать друг другу мячик). 2–3 года.

Ребенок берет на себя роль «Я- мама», «Я- шофёр». Ребенок выполняет ролевые действия труда персонажа — мама- кормит детей, шофер — рулит, чинит машину, заливает бензин. Ребенок уже использует не только предметные, но и ролевые действия (мимику, жесты, пантомимику). Ребенок уже использует отдельные ролевые высказывания. Дети уже объединяются по 2–3 человека. Группировки быстро распадаются. Частые конфликты — из-за игрушек, предметов. На этом этапе важно учить детей играть вместе, договариваться, сотрудничать. Как называется этап? Каков возраст детей? (3–4 года)

Дети отражают взаимоотношения между людьми. Возникновение режиссерской игры. В режиссерской игре ребенок наделяет ролью не себя, а игрушку или предмет-заместитель. Как называется этап? Каков возраст детей? (4–7 лет).

Проходит обсуждение выполнения задания.

  1. Задание командам: «Для каждой возрастной группы детей составить набор игрушек и описать требования к ним».

Подсказка для проверяющего:

0–1 год. Ознакомительный этап

– Погремушки

– Резиновые игрушки

– Формочки (вкладыши)

– Пирамидки

– Кольца

– Книжки (звуковые, сенсорные)

– Звуковые игрушки

– Баночки и т. д.

1–2 года. Отобразительная игра

– Игрушки-предметы, изображающие быт

– Знакомые животные

– Игрушки-двигатели

– Модули

– Народные игрушки

2–3 года. Сюжетно-отобразительная игра

– Мир посуды классических цветов (красный, желтый, зеленый, синий)

– Мебель: стулья, стол, кроватка, соразмерная куклам. Все легкое, чтобы ребенок мог перенести

– Мир животных, которые ребенка окружают (кошка, собачка)

– Транспорт (машины, машины-двигатели, тележки, конь-качалка, руль, коробка, оклеенная цвет тканью)

– Кукла голыш с лепным паричком, нарисованными глазками, ручки-ножки двигаются, с одеждой домашней, зимней. Чтобы было видно пол — мальчик или девочка (без анатомических особенностей, только вид одежды)

– Предметы-заместители (кусок ткани, брусок, кубик, мех)

– Модули

– Ширмы

– Нарисованные предметы (круг-тарелка, на ней нарисованы овощи — помидор, огурец)

– Ведерки

– Телефоны (разные — дисковые, кнопочные, сотовые)

– Крупные панно-изображения съемные (уголок ванной комнаты) или уголок кухни. Их надо менять

– Игрушка-самоделка (в рост ребенка или в ½ роста — лисичка, Машенька.

Все игрушки должны быть крупных размеров, не сборно-разборные, без деталей — обобщенные.

3–4 года. Начальная форма сюжетно-ролевой игры

Добавляются

– Грузовые машины, разные виды машин (пожарная, скорая помощь), ракеты, корабли — транспорт разного вида

– Посуда

– Модули более сложных геометрических форм

– Предметы-заместители, нарисованные предметы (коробки, банки, палки, рисунок с размытым контуром)

– Детские поделки должны быть в среде

– Элементы костюмов — юбки, сарафаны, бусы, галстуки, шляпы, сумки, маски (уголок ряжения). ролевые атрибуты — руль, бинокль, фонендоскоп, швабра, утюги, пылесосы, холодильник, каски, фуражки и др.

– Ширмы

– Игрушки меньших размеров

– ЛЕГО крупное

– Макеты кораблей, автобусов, автомобилей

– Никаких уголков по сюжетам («Магазин», «Парикмахерская») и т. д. Сложить все в коробки (коробка мелких предметов, коробка крупных предметов)

4–7 лет. Развитая форма сюжетно-ролевой игры.

Ко всему, что выше, добавляются мелкие игрушки для режиссерской игры (макеты, игровые поля, пластиковые конструкции)

Проходит обсуждение выполнения задания.

  1. Задание командам: выбрать тему из перспективно-календарного планирования и спланировать перспективную работу по развитию сюжетно-ролевой игры по схеме:

Ознакомление сокружающим

Обогащение игрового опыта

Среда

Активизирующее общение

Примерные темы:

«Животные» (2 группа раннего возраста)

«На чем ездят люди» (первая младшая группа)

«Я и моя семья» (вторая младшая группа)

«Здравствуй, зимушка-зима!» (средняя группа)

«Лес в жизни человека и животных» (старшая группа)

«Измерение времени-календарь» (подготовительная группа)

Проходит обсуждение выполнения задания.

Решения Педагогического совета:

  1. Выполнить рекомендации по тематической проверке. Срок, ответственные.
  2. Использовать памятку «Этапы развития сюжетно-ролевой игры в работе с детьми». Срок, ответственные.
  3. Проанализировать соответствие игрушек в группе возрасту и индивидуальным особенностям детей. Срок, ответственные.
  4. Планировать сюжетно-ролевую игру перспективно и календарно. Срок, ответственные.

Литература:

  1. Белая К. Ю. Педсовет в дошкольном образовательном учреждении: Подготовка и проведение». — М.: ТЦ Сфера, 2004.
  2. Голицына Н. С. Система методической работы с кадрами. — М.: «Издателство Скрипторий 2003», 2004.
  3. Л. М. Волобуева Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.- М.: ТЦ Сфера, 2003.
  4. Стулова Е. А. Педагогический совет в ДОО в условиях реализации ФГОС. — ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): сюжетно-ролевая игра, ребенок, возраст детей, игрушка, обсуждение выполнения задания, Педагогический совет, режиссерская игра, Этап развития, детский сад, младшая группа.

Похожие статьи

Сценарий круглого стола для педагогов по теме «Психологическая готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования»

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Содержание работы по формированию краеведческих представлений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на материале учебного предмета «Человек и мир»

Проектная деятельность в условиях ДОО как эффективное средство развития познавательной мотивации дошкольников

Предметно-игровая среда как условие развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста в современном детском саду

Содержание и средства формирования динамических представлений у детей старшего дошкольного возраста по программе «Развитие», в условиях Крайнего Севера

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста в аспекте обогащения содержания сюжетно-ролевых игр

Методическая разработка «Сказкотерапия в жизни дошкольника»

Педагогический проект на тему «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников с нарушением слуха»

Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Похожие статьи

Сценарий круглого стола для педагогов по теме «Психологическая готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования»

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Содержание работы по формированию краеведческих представлений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на материале учебного предмета «Человек и мир»

Проектная деятельность в условиях ДОО как эффективное средство развития познавательной мотивации дошкольников

Предметно-игровая среда как условие развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста в современном детском саду

Содержание и средства формирования динамических представлений у детей старшего дошкольного возраста по программе «Развитие», в условиях Крайнего Севера

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста в аспекте обогащения содержания сюжетно-ролевых игр

Методическая разработка «Сказкотерапия в жизни дошкольника»

Педагогический проект на тему «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников с нарушением слуха»

Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР