Библиографическое описание:

Фомина Т. В., Федотова Н. Н., Князева А. В., Пелюшенко И. В. Интерактивный макет для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 8-11.



На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы многие тысячи детей. Это происходит в результате низкой грамотности, несформированности элементарной культуры поведения на улицах города основной массы участников дорожного движения.

Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы в дошкольных учреждениях.

В практике дошкольных учреждений в настоящее время используются различные программы по основам безопасности жизнедеятельности детей, направленные на получение знаний детьми и знакомства с культурой поведения на дороге и транспорте.

Однако необходимо не только знакомить детей с правилами дорожного движения, но и формировать у них навыки правильного поведения на дороге, и умение использовать правила дорожного движения в различных ситуациях.

Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы; уйти от формальных мероприятий в системе работы, проводимой с детьми, выйти за рамки традиционных форм и методов работы — как организационных, так и методических.

Анализируя сложившуюся обстановку в обществе и педагогике, мы пришли к выводу, что нужно внедрять новые формы и методы работы с детьми для формирования у них навыков безопасного поведения на дорогах и улице.

Навык это автоматизированное действие, сформированное путем многократного повторения, воспроизводимое без сознательной регуляции и контроля. Навык проявляется в восприятии, интеллектуальной деятельности и в двигательной сфере.

Таким образом, целью нашей работой в этом направлении мы выделяем: создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, понимания и выполнения ПДД.

Основными задачами для достижения той цели мы выделили:

– Создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге.

– Формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения ПДД,

– Применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах и дорогах.

Результатом нашей работы была разработка плоскостного сборно-разборного макета. Макет — это пространство, где дети не только играют, но и моделируют, конструируют городское пространство (улицы, квартала, дороги, дворы), отрабатывают и закрепляют знания правил дорожного движения, дорожных знаков и разметки, правил поведения участников дорожного движения (пешеходов, водителей, сотрудников ГИБДД), а также совместно с воспитателем разбирают и многократно проигрывают различные ситуации по безопасности дорожного движения.

Он представляет собой оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду (города, его улиц, кварталов и т. д.). Макет выполнен из традиционных материалов и материалов нового поколения (пластик, самоклеющаяся бумага).

Здесь представлены в уменьшенном виде реальные сооружения и территории: (сад, школа, дома, магазины и др.). Макет, как маркер условного пространства является опорой в построении детьми достаточно сложных игровых ситуаций (маршрут от дома до детского сада; дорожные ловушки).

В состав макета входят:

– Полотно зеленого цвета — 70х150см.- 1 шт.

– Дороги — 6х50см — 7шт.(прерывистая); 6х45см.- 5шт. (сплошная); 6х24см. -4шт. (две сплошных);

– Фрагменты кольцевой развязки — 2 шт. (кольцо); 4 шт. (1/2 кольца); 8 шт. (1/4 кольца).

– Тротуары — 3х45см -11шт.

– Стоянки — 2шт.

– Остановки — 4шт.

– Островки безопасности — 2шт. (овальные); 4 шт. (треугольные).

– Модели зданий (дома, д/с, школа, магазин), насаждений (деревья).

– Набор знаков (запрещающие, предупреждающие, предписывающие, знаки сервиса).

– Сюжетообразующие комплекты (ДПС, участники дорожного движения, транспорт).

– Предметы-заместители (объемные, плоскостные).

С использованием данного макета можно организовать следующие виды деятельности:

– Игровая — это с/р, режиссёрская игра — например такие игры как «Дорога из дома в детский сад», «Инспектор ГИБДД» и т. д.

– Познавательная, где на занятиях мы знакомим детей с правилами дорожного движения, знаками, участниками дорожного движения и т. д.

– Конструктивная, где мы конструируем улицы, дворы, кварталы по схеме, образцу, а также дети могут самостоятельно моделировать пространство по замыслу.

Мы используем макет, как средство обучения и используем его в разных формах организации деятельности, например:

– В учебной деятельности на занятиях мы используем его для того, чтобы дать новые знания, познакомить с новым материалом;

– В совместной деятельности (во втором блоке) мы можем отрабатывать полученные знания (индивидуально или с подгруппой детей), например, расставить знаки на пешеходном переходе, составить части проезжей дороги;

– В самостоятельной деятельности, где с помощью макета создаем условия для игровой деятельности, где дети отрабатывают свои умения.

– Обучение может проводиться подгруппами, в малых группах: учебная, совместная, а также индивидуально,

Во время организации учебного процесса при использовании макетов для формирования навыков безопасного поведения на улицах и дорогах мы используем такие методы и приемы, как:

– Моделирование и плоскостное конструирование

– Обучающие и развивающие игры, дидактические упражнения

– Логические задачи, проблемные ситуации

– Упражнения с включением практических и игровых приёмов

– Использование перфокарт и алгоритмов, автодидактические задания.

– Конструктивные и творческие задания

– Режиссерские игры

Мы предлагаем следующую последовательность и содержание работы с макетом:

1 этап: Формирование умений ориентироваться в пространстве

2 этап: Обучение правилам дорожного движения.

3 этап Формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

1 этап: Формирование умений ориентироваться впространстве

На первом этапе мы рассматриваем и изучаем схемы и карты квартала, улиц города: здания школ, д/садов, магазинов, домов, дороги, газоны. Эту работу планируем и организуем на занятиях по разделу «Ребёнок и окружающий мир».

Затем конструируем фрагмент квартала по схеме: выкладываем плоскостной макет из деталей — это мы делаем на занятиях по конструированию.

Далее мы с детьми изготавливаем атрибуты (дома, деревья, машины, знаки и т. д.) — этим можно заниматься с детьми на занятиях по художественному труду; рисованию, конструированию.

И самый интересный момент для детей — это «строительство» выбранного объекта — расставляем объемные фигуры (здания школ, д/садов, магазинов, домов) — эта работа может быть организованна на занятиях по ориентировке в пространстве (ФЭМП) или конструированию, а также в совместной деятельности во 2 блоке.

На этом этапе мы предлагаем детям различные обучающие и развивающие упражнения, упражнения с включением практических приёмов, конструктивные задания.

2 этап: Обучение правилам дорожного движения

На этом этапе мы изучаем с детьми дорожные знаки, где ставятся знаки на дороге, изучаем дороги с разными видами разметок. Целесообразно это делать на занятиях по ознакомлению с окружающим.

Затем расставляем с детьми все атрибуты на макете выбранного объекта (знаки, светофор, здания, дороги) по предложенной схеме. Эту деятельность мы организуем на занятиях по конструированию, ориентировке в пространстве (ФЭМП), а также в совместной деятельности (2 блок).

На этом же этапе организуется работа по закреплению полученных знаний, для этого мы используем упражнения с включением практических и игровых приёмов, обучающие и развивающие игры, дидактические упражнения, режиссёрские игры. Эта деятельность проводится не только на занятиях, но и во втором блоке.

3 этап Формирование навыков безопасного поведения на улицах идорогах.

На этом этапе в разных организационных формах мы предлагаем детям логические задачи, проблемные ситуации, задания по перфокартам и алгоритмам, автодидактические задания, развивающие игры, дидактические упражнения, упражнения с включением практических и игровых приёмов на формирование умений и отработку навыков поведения на дороге, например, умения реагировать на сигнал светофора или дорожные знаки.

Далее мы предлагаем детям по схеме построить весь квартал или фрагмент улицы, при этом уделяем внимание на расстановку дорожных объектов, знаков, остановок и т. д.

Заключительной ступенью на этом этапе является самостоятельное моделирование и конструирование пространства улиц по замыслу детей с использованием всех дорожных атрибутов. Основными приёмами работы на этом этапе являются моделирование, конструктивные и творческие задания

Сформированные навыки мы можем наблюдать в совместной самостоятельной деятельности детей. Например, как они строят улицу, расставляют знаки, контролируют друг друга и т. д.

Таким образом, в результате данной работы мы планируем получить следующие сформированные умения у детей:

– Умения ориентироваться в схемах, картах, пространстве улиц и дорог, дорожных ситуациях.

– Умения понимать и выполнять правила дорожного движения, пользоваться дорожной разметкой и распознавать дорожные знаки разных категорий.

– Устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.

Данный макет можно использовать для работы с детьми с 4 до 7 лет.

Разработанный нами макет является средством достижения поставленных задач по программе «Три сигнала светофора», поэтому может использоваться с любым традиционным пособием по этой теме и применяться в работе любого дошкольного учреждения общеобразовательного типа.

Литература:

  1. СаулинаТ.Ф Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3–7 лет. — М. Мозаика- Синтез, 2008. -112с.
  2. Беляева О. М. В добрый путь! Учебно- методическое пособие по формированию у дошкольников знаний о правилах безопасности дорожного движения. / О. М. Беляева. -Ульяновск: Издатель Качилин Александр Васильевич, 2012. -192с.
  3. Шипунова В. А. Детская безопасность (образовательная область «Безопасность»): учебно-методическое пособие для педагогов. Практическое руководство для родителей. -М.: ИД «Цветной мир», 2013. -96.илл.
  4. Автор-составитель О. В. Чермашенцева Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации — Волгоград:Учитель, 2012.-207с.
Основные термины (генерируются автоматически): дорожного движения, безопасного поведения, навыков безопасного поведения, участников дорожного движения, правилами дорожного движения, правила дорожного движения, устойчивых навыков безопасного, дошкольников устойчивых навыков, дорожные знаки, совместной деятельности, включением практических, поведения участников дорожного, безопасного поведения дошкольников, правилам безопасного поведения, навыки безопасного поведения, участники дорожного движения, безопасности дорожного движения, участниками дорожного движения, дидактические упражнения, правилам дорожного движения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос