Библиографическое описание:

Науменко Н. А., Хаустова В. Н., Панкова О. М. Роль учебного процесса в нравственном воспитании младших школьников [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 102-103.



Воспитательная работа в школе сегодня сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитание в обществе и коллективе, в процессе игры, общения, труда.

Каждое слово, сказанное в присутствии ребенка, каждый поступок, с которым сталкивается малыш в течение дня, действуют на него. Взрослый для ребенка — образец, хороший он или плохой. Это действие гораздо глубже, чем мы думаем. Дети сначала учатся через подражание — не через уговоры или воспитательные мероприятия. Если мы ставим перед собой четко очерченные цели, заранее представляем, чего хотим от ребенка, и стремимся добиться этого во что бы то ни стало, такая мания «воспитывать» может причинить немало вреда. К счастью, подобная педагогическая тирания редко удается; здоровый ребенок реагирует сопротивлением и упрямством на попытки его «воспитать». Каждый ребенок — это особый мир, и каждое мгновение ежедневного общения с ним может принести нечто новое и неожиданное. То, в чем нуждаются родители и педагоги, — это богатый опыт и мудрый взгляд на воспитание, способность к самостоятельному мышлению и действию, терпеливая, понимающая любовь. Такое понимание и мудрость пробуждаются в нас, когда мы знакомимся с примерами удавшихся и трудных взаимоотношений с детьми. Тогда у родителя и педагога появляются вопросы: как действуют мои слова и поступки на детей, что необходимо ребенку в конкретной ситуации?

Формирование поведения не может осуществляться в отрыве от воспитания ребенка в целом. Если от детей требуют внешне приличных форм поведения, то этим непременно влияют и на их внутренний мир. Перед взрослыми возникает задача упражнять детей не только в умении внешне выглядеть воспитанными, но и в добрых человеческих проявлениях. Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?

  1. Вежливость.

Нельзя считать ребенка вежливым только потому, что он говорит «спасибо» при выходе из-за стола или подает стул вошедшему взрослому. В любых ли условиях так поступают дети? Конечно, нет. Но к обычным проявлениям вежливости детьми (умению здороваться, прощаться, благодарить) не следует подходить формально. Например, благодарить можно по-разному: угрюмо, сухо, а можно тепло, приветливо, с чувством признательности.

  1. Чувство такта

Дети не всегда могут вести себя тактично в силу несформированности нравственных понятий, большой импульсивности. Между взрослым и ребенком нужна не только близость, но и некоторое расстояние. Нельзя, чтобы ребенок допускал панибратство в отношениях с родителями иначе признаки воспитателя и воспитуемого стираются, ребенку трудно определить границы дозволенности.

  1. Скромность.

Как бы ни старался педагог привить своим ученикам черты скромности, без содружества с родителями эта задача невыполнима. Учителя нередко наблюдают, как иные родители захваливают своего ребенка: «и развитой не по годам, и остроумный, и рисует лучше, чем другие, и стихов много знает». Обязанность педагога объяснить родителям, что поведение ребенка — результат воспитания. Если детей своевременно не приучили вести себя скромно, то к моменту перехода в школу они становятся шумными, развязными, не умеющими подчиняться правилам поведения. Такие дети не испытывают неловкости, когда взрослый делает им замечания.

  1. Дисциплинированность

Она проявляется в поступках. С детского возраста необходимо формировать у ребенка такие качества, как способность быть активным, самостоятельность, коллективизм.

Большое внимание уделять воспитанию у ребят культуры речи: умению отвечать на вопросы полным ответом, задавать вопросы, четко формируя мысль и употребляя вежливые формы обращения.

Но в формировании личности значение привычек трудно переоценить. Недаром народная мудрость утверждает: «Посеешь привычку, пожнешь характер». От того, какими привычками обладает человек, он выглядит либо привлекательным, воспитанным, либо отталкивающим, вызывающим осуждение. С самого доступного, конкретного и видимого — с внешних форм поведения начинается воспитание привычек, помогающих маленькому ребенку вести себя правильно. Иногда родители считают, что дети наследуют привычки от близких («Весь в папу»; «Разбросана, неорганизованна — вся в мать»). Ребенок не наследует привычки от близких, а приобретает их благодаря постоянному общению, путем подражания, а главное, воспитания.

Важно подчеркнуть родителям, что формировать у ребенка культуру жестов, движений так же необходимо, как и правильную осанку, походку. При искоренении привычки следует вникнуть, отчего она произошла, и действовать против причины, а не против последствий.

Руководя поведением детей, приходится прибегать и к замечаниям. Важны такт и доброжелательность взрослого, стремление помочь, чтобы замечание не вызывало в ребенке внутреннего сопротивления. В тех случаях, обычные требования иногда не доходят до ребенка, необходимы игровые приемы.

Руководя поведением ребят, важно творчески подходить к выбору методов и приемов. Творчество проявляется в умении понимать ребенка и находить решения в выборе средств воздействия; в способности определять, когда и с каким ребенком быть мягким или строгим, когда и в каких случаях возможны исключения от общепринятых правил, а когда они недопустимы.

Детей застенчивых приходится подбадривать, терпеливо напоминать о соблюдении правил. Такие дети особенно нуждаются в поощрении добрым словом. Капризные, упрямые дети лучше реагируют на игровые приемы, добрую шутку. Дети чутко реагируют на настроение и тон взрослого. Раздраженность, крик и угрозы — главнейшие враги педагогического искусства. Раздраженность — это наша злобность, наша неустроенность и наша болезнь. Только тот, кто победит ее, способен воспитать хорошего человека и не потерять своего ребенка. Практика подтверждает, что нервозная реакция — самое грубое средство воздействия, травмирующее ребенка, не дающее желаемого результата и потому вредное. Когда родители жалуются, что дети уже «совсем истрепали им нервы», можно с уверенностью сказать: в таких семьях крик стал нормой общения. Привычка к окрику сильна и опасна. Попробовав несколько раз воздействовать криком, человек уже не может остановиться. Крик как бы дает разрядку напряжения, доставляет кажущееся облегчение, создает видимость воздействия, прикрывает бессилие. И все дурное, что проявляется в крике — раздражительность, грубость, жесткость, вызывает у детей отрицательную реакцию, обижает, ранит и мешает по-настоящему понять, в чем же они в данном случае провинились. Постоянно думайте о защищенности ребенка.

Вряд ли сегодня нужно доказывать, что школа — это не только учеба, а мир общения, мир тревог и переживаний, радостей и поражений. Представление, будто дети младшего школьного возраста податливое сырье, из которого можно делать все что угодно, неверно. Чем младше школьник, тем непосредственнее и ярче его переживание, тем интенсивнее его тенденция к самоутверждению. И чем сильнее эта тенденция, тем значительнее кажутся ему его поражения и обиды.

Говоря о воспитании сегодня, хочется отметить, что воспитание — всегда выбор, всегда альтернатива. А у истинного педагога выбор должен делаться не пользу метода и не в пользу общества, коллектива или государственности, а в пользу личности ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенка культуру жестов, присутствии ребенка, пользу личности ребенка, воспитания ребенка, ребенка вежливым, форм поведения, защищенности ребенка, поведение ребенка, игровые приемы, мгновение ежедневного общения, дети младшего школьного, нравственном воспитании младших, приличных форм поведения, подобная педагогическая тирания, обычным проявлениям вежливости, добрых человеческих проявлениях, ученикам черты скромности, несформированности нравственных понятий, Недаром народная мудрость, Роль учебного процесса.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос