Библиографическое описание:

Дотолева И. О. Особенности взаимодействия основных субъектов образования на сформированность экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2017. — С. 92-96. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11693/ (дата обращения: 12.12.2017).



Проведенное исследование было направлено на изучение взаимодействия основных субъектов образования по формированию экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта. Исследование включало серию экспериментальных заданий (беседа, тестирование, решение практических ситуаций) для школьников, в целом выявляющих их экологическую культуру, а в частности — особенности основных её компонентов (когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностный компоненты экологической культуры). В результате данного исследования были получены количественные и качественные данные, позволяющие достаточно низко оценить уровень сформированности экологической культуры испытуемых, степень приобретенных ими знаний, умений и навыков. Оценка компетентности и готовности педагогического коллектива и родителей (законных представителей) по осуществлению эколого-образовательной деятельности с детьми среднего школьного возраста с нарушением интеллекта, осуществлялась нами на основе анкетирования, наблюдения и анализа их педагогической и воспитательной работы. По данным эмпирического исследования, наибольшее количество испытуемых взрослых имеют низкий показатели, как и испытуемые дети, что свидетельствует об необходимости дополнительного совершенствования модели работы образовательных организации в этом направлении.

Ключевые слова: экологическая культура, компетентность, субъекты образования, дети среднего школьного возраста, дети с нарушением интеллекта

Введение. Необходимость воспитания экологической культуры подрастающего поколения основывается на потребности государства, общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Особую актуальность данная проблема приобретает при обучении умственно отсталых детей, развитие которых осложняется не только наличием специфических особенностей, обусловленных интеллектуальным дефектом, но и, довольно часто, неблагоприятной средой воспитания и развития.

Нормативно-правовые документы (Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановление правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года», Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» и др.), вышедшие в последнее время, отмечают необходимость усиления функций культурного воспитания в работе образовательных организаций. Кроме того, специальное образование, предполагает, что «введение в культуру» ребенка с особыми образовательными потребностями, будет происходить при помощи, специальных методов, приемов, средств обучения и расширения образовательного пространства [3].

Экологическая культура является неким синтезом её структурных компонентов, непрерывно подпитывающих и взаимодополняющих друг друга. Именно такой трактовки, придерживался О. М. Дорошко, изучив и проанализировав феномен «экологическая культура» и множество научных трудов о нём. Продолжая виденье автора, отметим, что сформированная экологическая культура должна включать три основным аспекта, а именно: 1) когнитивный — предполагающий наличие теоретических экологических знаний и знаний природоохранной деятельности; 2) эмоционально-ценностный — предполагающий наличие положительного чувственного отношения к окружающему миру, явлениям и объектам природы, а также к самому себе; 3) деятельностный — предполагающий наличие способности применить на практике умения и навыки в области природоохранной деятельности [6].

Изучение детей с нарушением интеллекта научным сообществом, выявило большое количество фактов, доказывающих то, что данная категория людей иначе воспринимают социальный мир и действуют в нем. Вместе с тем учеными, а в частности, Г. М. Дульневым сделаны выводы о принципиальной возможности интеллектуального, нравственного и социального развития детей этой категории в специально созданных для этого условиях [2]. В связи с этим определение наиболее эффективных путей, организационных форм и методов реализации формирования экологической культуры данной категории приобретает особую актуальность.

Цель исследования. Проведенное исследование было направленно на изучение взаимодействия основных субъектов образования по формированию экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта. В соответствие с целью исследования, нами были выдвинуты следующие задачи: 1) выявить компетентность и готовность педагогического коллектива и родителей по осуществлению эколого-образовательной деятельности с детьми среднего школьного возраста с нарушением интеллекта; 2) выявить уровень сформированности экологических культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта, исследовав степень сформированности её основных компонентов (когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностный).

Материал иметоды исследования. Исходным материалом для отбора и конструирования методик выступили работы таких ученых как С. Н. Глазачев, С. Д. Дерябо, С. С. Кашлев, В. А. Ясвин [1; 4; 5; 7]. Основными методами явились: анкетирование, наблюдение и анализ педагогической и воспитательной деятельности; беседа, тестирование, решение практических ситуаций, наблюдение за школьниками в процессе свободной деятельности. Исследование было организовано в два этапа, в мае 2016 года на базе общеобразовательной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья, участие в котором приняло: 1) 24 учащихся с заключением ПМПК «Олигофрения в степени дебильности», из двух параллельных пятых классов; 2) 12 педагогов и 24 родителей (законных представителей) испытуемых учащихся.

На первом этапе исследования проводились серии экспериментальных заданий с детьми среднего школьного возраста с нарушением интеллекта, с целью выявления уровня сформированности их экологических культуры. Во избежание переутомления испытуемых, обследование проводилось в течение нескольких встреч во второй половине дня. Первая серия заданий включала в себя беседу с испытуемыми, с целью исследования у них когнитивного компонента экологической культуры. В рамках данной серии с испытуемыми была проведена в индивидуальной форме беседа по 6 вопросам. Время ответа на каждый вопрос не ограничивалось. В качестве критериев к выполнению заданий были выбраны: правильность, точность, полнота ответов. Вторая серия заданий включала в себя тестирование испытуемых, с целью исследования у них эмоционально-ценностного компонента экологической культуры. В качестве второй серии заданий был предложен упрощенный вариант «Личностного теста» (по С. Н. Глазачеву). Тестирование испытуемых временными рамками не ограничивалось, в качестве критериев к выполнению заданий был предложен ключ к ответам. Третья серия заданий включала в себя создание различных педагогических ситуаций в процессе выполнения практических вид работ испытуемыми, с целью исследования у них деятельностного компонента экологической культуры. В рамках данной серии испытуемым было предложено выполнить три вида практических работ, в процессе выполнения которых экспериментатором было смоделировано соответствующее количество педагогических ситуаций. В качестве критериев к выполнению заданий были выбраны: быстрое и адекватное ориентирование в возникшей практической ситуации; наличие самостоятельного жизненного опыта для принятия экологически целесообразных решений проблемных ситуаций.

Второй этап исследования осуществлялся на эмпирическом уровне, на основе анкетирования педагогического коллектива и родителей (законных представителей) испытуемых учащихся, наблюдения и анализа их педагогической и воспитательной деятельности, с целью исследования их компетентности и готовности к осуществлению эколого-образовательной деятельности с детьми среднего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Результаты исследования иих обсуждение.

По окончании первого этапа исследования, целью которого было выявление уровня сформированности экологических культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта, мы проанализировали результаты предложенных всех 3-х серий заданий, направленных на исследование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов экологической культуры испытуемых. Опираясь на результаты данного этапа исследования, мы выделили три группы испытуемых, характеризующихся различными уровнями сформированности экологической культуры. Кпервой группе мы отнесли испытуемых, имеющих высокий уровень сформированности экологической культуры. Данную группу составили всего лишь 10,6 % испытуемых экспериментальной группы и 9,8 % испытуемых контрольной группы. Для данной группы детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта характерны любознательность и интерес к природе, они обладают достаточным уровнем обобщения и систематизации экологических знаний, испытывают потребность в общение с природой, достаточно уверенно ориентируются в правилах поведения в природе, понимают нравственный смысл поступков и проявляют активность в практической деятельности природоохранного характера. Испытуемые без особых затруднений отвечали на вопросы экспериментатора, давали адекватную нравственно-ценностную оценку при разборе экологических ситуаций и легко аргументировали модель культурного поведения, демонстрировали самостоятельность выполнения экспериментальных заданий. Ко второй группе мы отнесли испытуемых со средним уровнем развития сформированности экологической культуры. Данную группу составили уже 32,4 % испытуемых экспериментальной группы и 32,4 % испытуемых контрольной группы. Эти испытуемые проявляют к природе положительное чувственное отношение, но избирательной направленности, у них наблюдается неточность в воспроизведение экологических знаний и недостаточная активность в трудовой деятельности природоохранного характера. Вследствие частичного незнания или непонимания задания, испытуемые допускали распространенные ошибки в ответах на вопросы экспериментатора, допускали ошибки при решении экологических ситуаций, не достаточно четко аргументируя правильную модель поведения. При возникновении затруднений они адекватно реагировали на помощь экспериментатора и успешно выполняли задания, опираясь на наводящие вопросы. Ктретий группе мы отнесли испытуемых с низким уровнем сформированности экологической культуры. Данную группу составили 57 % испытуемых экспериментальной группы и 57,8 % испытуемых контрольной группы. У данных испытуемых отмечается слабость рассуждений, фрагментарность, разрозненность представлений о разнообразие экологических проблем. Не сформированность экологических знаний и отсутствие потребности в общение с природой и трудовой деятельности природоохранного характера. Даже с помощью экспериментатора испытуемые не отвечали и (или) допускали огромное количество ошибок в ответах на задаваемые им вопросы, большинство экологический ситуаций не содержали в себе конструктивных решений и выполнялись ими «наугад».

Демонстрация результатов обследования уровня сформированности экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта мы, представлена в таблице 1.

Таблица 1

Распределение испытуемых по уровню сформированности экологической культуры по результатам констатирующего эксперимента

Уровень развития экологической культуры, в%

высокий

средний

низкий

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

10,6

9,8

32,4

32,4

57

57,8

Количественное распределение испытуемых экспериментальной и контрольной группы в зависимости от степени сформированности компонентов экологической культуры, наглядно представлено на рисунке 1.

Рис. 1. Распределение испытуемых экспериментальной и контрольной группы по степени сформированности компонентов экологической культуры в соответствии с сериями диагностических заданий, в %

Из таблицы 1, рисунка 1 наглядно видно, что состав экспериментальной и контрольной групп практически однороден. Наиболее многочисленной является третья группа, включающая в себя детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта с низким уровнем сформированности экологической культуры. При этом количество испытуемых в данной группе примерно в пять раз превышает данный показатель в группе с высоким уровнем, и в 1,5 раза — в группе со средним уровнем сформированности экологической культуры. Для данной категории испытуемых характерны: наиболее высокие результаты при выполнении второй серии заданий, направленных на исследование эмоционально-ценностного компонента экологической культуры; и наиболее низкие показатели, при выполнении первой и третий серий заданий, исследовавших когнитивный и деятельностный компоненты экологической культуры испытуемых.

По окончании второго этапа исследования, направленно на исследование компетентности и готовности педагогического коллектива и родителей (законных представителей) к осуществлению эколого-образовательной деятельности с детьми среднего школьного возраста с нарушением интеллекта, нами были получены следующие данные эмпирического исследования. Во-первых, только половина (50 %) испытуемых педагогов активно занимаются эколого-педагогической деятельностью, осознавая ее своим профессиональным долгом, остальная же часть испытуемых педагогов занимаются экологическим образованием либо по требованию администрации (25 %), либо не занимается вообще (25 %). При этом трудности или препятствия к осуществлению данной деятельности у большей части испытуемых педагогов связаны с организацией и технологией (50 %), а у остальных, либо с спецификой усвоения даже элементарного программного материала испытуемыми учащимися (25 %), либо с трудностями связи своего учебного предмета с данной деятельностью (25 %). Во-вторых, большая часть испытуемых родителей (50 %) считает, что заниматься экологическим воспитание их детей должна сугубо только школа, остальная же часть испытуемых родителей (25 %) понимают свою роль в экологическом воспитание своих детей, однако признают свою некомпетентность в данном вопросе.

В-третьих, многие педагоги, занимающиеся экологическим воспитанием и образованием, уделяют большое внимание формированию у обучающихся испытуемых экологических знаний и умений только лишь в рамках урочного времени, при этом, практически не задействуют их эмоционально-ценностную и духовную сферы, не уделяют должного внимания практико-ориентированным видам работ учащихся испытуемых и взаимодействию с их семьями.

Заключение. Таким образом, методика нашего исследования позволила нам не только выявить у детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта уровень сформированности экологических культуры, оценив все её основные компоненты (когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностный), но и исследовать организационно-педагогические условия взаимодействия основных субъектов образования по данному направлению, оценить их эффективность. Исследование показало, что низкие показатели сформированности экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта, могут быть связаны не только с особенностями психофизического развития детей, но и с недостаточной компетентностью и готовностью педагогического коллектива и родителей (или их законных представителей) к осуществлению эколого-образовательной деятельности. Следовательно, вопросу изучения взаимодействия основных субъектов образования по формированию экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта должно уделяться больше внимания, как и модели работы образовательного учреждения в данном направлении, а результаты исследования свидетельствуют о необходимости учета полученных нами данных в дальнейшей специально организованной опытно-экспериментальной работе.

Литература:

1. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. — Ростов н/Д., 1996. — 480 с.

2. Дульнев, Г. М. Об особенностях воспитательной работы во вспомогательной школе // Труды второй научной сессии по дефектологии. — М.: Просвещение, 1959. – С. 81–84.

3. Карпунина, О. И. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в свете нового Федерального закона об образовании в Российской Федерации // Гуманитарные науки и образование: научно-методический журнал. — 2013. — № 1(13). — С. 57–61.

4. Кашлев, С. С. Диагностика экологической культуры: пособие для учителей и воспитателей общеобразоват. учреждений / С. С. Кашлев. — Минск: Беларусь, 2003. – С. 12.

5. Кашлев, С. С. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся: пособия для учителя / С. С.Кашлев, С. Н. Глазачев. — М.: Горизонт, 2000. — С. 94.

6. Формирование экологической культуры как цель образования для устойчивого развития: монография / О. М. Дорошенко и др.; поднауч. ред. О. М. Дорошко. — Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2010. — 303 с.

7. Ясвин, В. А. Психология отношения к природе / В. А. Ясвин. — М.: Смысл, 2000. — 456 с.

Основные термины (генерируются автоматически): экологической культуры, среднего школьного возраста, нарушением интеллекта, детей среднего школьного, сформированности экологической культуры, культуры детей среднего, экологической культуры детей, детьми среднего школьного, компонента экологической культуры, осуществлению эколого-образовательной деятельности, формированию экологической культуры, взаимодействия основных субъектов, основных субъектов образования, сформированности экологических культуры, уровнем сформированности экологической, педагогического коллектива, законных представителей, компоненты экологической культуры, компонентов экологической культуры, экологических знаний.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос