Автор: Голованова Юлия Валерьевна

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2017)

Дата публикации: 03.01.2017

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Голованова Ю. В. Инновационная направленность применения методов кейсовой технологии [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2017. — С. 103-106.



Целью статьи является возможность рассмотреть применение кейсовых технологий на различных этапах обучения и специализации, показать тенденции новизны данной методики, а также взаимосвязь фундаментальной базы высшего образования и инновационных технологий современного стандарта образования. Указать возможные пути использования данной технологии в структуре высшего образования.

Основополагающей целью всех реформ и модернизаций системы высшего образования является оптимальное обновление качества образования, а также создание качественно нового подхода к системе высшего образования в целом. Осуществление возможности внедрения педагогических инноваций является основной задачей, которая позволит обновить систему образования таким образом, чтобы не затрагивать основы фундаментальных знаний, которые являются базовой основой любой специализации или направления обучения.

Проблема педагогических инноваций остается достаточно актуальной в настоящее время. Данный процесс достаточно тонкий и деликатный, и потому к проблеме инновационных процессов необходимо подходить, вооружившись терпением и понимаем. Здесь необходимо привести несколько терминов, которые раскрывают и объясняют рассматриваемую проблему.

Инновационный менеджмент-это контроль и руководство рассматриваемой сферой деятельности, а также научной базой и интеллектуальным потенциалом для получения необходимого усовершенствования продукта, услуги или процесса.

Инновация-фактическое достижение уровня продвижения преобразований и новшеств, выраженных в виде улучшенных и обновленных продуктов и процессов с возможностью обновления существующих условий в рассматриваемой сфере их внедрения и использования.

Инновационный процесс-это творческий процесс, в котором созданное новшество реализуется с учетом и возможностью применения экономического наполнения рассматриваемого новшества.

Для того, чтобы более точно освещать рассматриваемую проблему, необходимо понять некоторые моменты, связанные с продвижением инноваций и инновационных процессов в современном обществе. В последнее время термин «инновационный менеджмент» стал занимать прочные позиции при упоминании проблем инновационного подхода в сфере образовательных процессов. Данный процесс касается продвижения современных методов образования, а также его технического наполнения. Процесс внедрения инноваций посредством инновационных процессов и является сущностью инновационного менеджмента.

Процесс педагогических инноваций — это целенаправленная модернизация системы образования путем применения и внедрения инновационных элементов, цель которых направлена на закрепление и улучшение образования в целом. Результат обучения будущего специалиста нового профиля возможен при сочетании фундаментальности классических знаний и инновационных элементов обновленной системы образования. Педагогическая технология всегда опирается на несколько основных критериев, таких как концепция, система, эффективная управляемость и воспроизводство.

В настоящее время возможность молодых специалистов конкурировать на рынке труда обуславливается способностью ориентироваться в новейших технологиях, обладать обновленной системой знаний, владеть гибкими профессиональными навыками, подстраиваться под постоянно меняющиеся условия труда. Основная задача учреждений высшего образования в том, чтобы нацелить и подготовить молодых людей к условиям современного информационного общества.

Чем ближе инновационный подход к образовательной деятельности, тем более гибким и мобильным может стать современный специалист. При этом основополагающим элементом в данной проблеме должен стать сам педагог, который должен обладать как необходимым багажом фундаментальных знаний и умений, так и владеть современными навыками и методами обучения. Овладевая умениями вносить инновационные изменения в свою педагогическую деятельность, осознавая наиболее уязвимые ее стороны и обладая знаниями о наиболее целесообразных методах работы, преподаватель все более совершенствуется в профессиональном плане, улучшает качество взаимодействия со студентами в собственно образовательных и межличностных отношениях. А это, в свою очередь, обеспечивает инновационное развитие образовательного учреждения в целом, способствует повышению качества подготовки специалистов.

Используя инновационные элементы и методики образования, необходимо помнить, что только сочетанием фундаментального классического образования с инновационным подходом, можно добиться максимального положительного эффекта от данного сочетания. Новые методики должны сопутствовать и гибко добавлять необходимую новизну и гибкость получения системы обновленных знаний и практических умений.

Проанализировав инновационные технологии подхода в системе высшего образования, можно сделать следующие выводы:

  1. Инновационные технологии можно рассматривать как инструмент моделирования профессионализма и самообучаемости молодого специалиста.
  2. Профессионализм специалиста, его гибкость в освоении будущей профессии, моделирование профессиональных качеств, зависит от качества и количества внедрения инноваций в сферу образования в целом.
  3. Применение инновационного подхода к образованию и технологий, говорит о высоком качестве современного образования, а также о режиме постоянного развития вуза.

Существует множество инновационных педагогических технологий, которые непосредственно связаны с улучшением качества образования и обновления существующей фундаментальной системы знаний до необходимого уровня требований к специализации и профессионализму, существующему в настоящее время.

Современный уровень производства диктует новый подход к образовательной деятельности в процессе обучения будущих специалистов практическим навыкам. Молодой специалист должен уметь использовать полученные знания на реальном производстве. Это ведет к тому, что обучение практическим навыкам и контроль за усвоением данного типа знаний, должен проходить в условиях, максимально приближенных к реальным условиям будущей специализации.

Современное образование невозможно также без применения информационных технологий, которые в настоящее время получают достаточно широкое распространение в педагогической деятельности высших учебных заведений. Сочетание новых методик и современных технологий дает неоспоримые преимущества для обновления существующих форм образования и внедрения современных и прогрессивных методик в систему Высшей школы [1].

К прогрессивным и современным методикам обучения можно отнести практические тренинги, предметно-ориентированные практикумы, моделирование реальных ситуаций, комплекс мультимедийных технологий, метод кейсов. Этот список можно продолжать и далее, но перечисленные направления являются основными. В данном случае имеются ввиду педагогические технологии, к которым в качестве технического оформления прилагается весь современный развитой мультимедийный комплекс технического оснащения.

Данные технологии открывают ряд новых возможностей для развития системы образования:

− обновление информационной среды обучения для полноты восприятия обучаемыми предоставляемого материала;

− полная реализация творческого и профессионального потенциала обучаемого за счет предоставления гибкого режима обучения;

− обновление базовой (фундаментальной) системы знаний за счет применения инновационных и мультимедийных технологий.

Современное развитие общества диктует свои приоритеты в формировании уровня подготовки будущих специалистов. Необходимо понимать, что современное образование вкупе с прогрессивными технологиями должны развивать практическое мышление, которое будет являться началом практической реализации накопленного уровня знаний будущей специализации.

Практическое мышление должно развиваться, начиная с отдельно вводимых элементов обучения в высших учебных заведениях. Под практическим мышлением обычно подразумевают применение теоретических основ к практическим ситуационным задачам.

Обладая данным мышлением, появляется навык ориентировки в подходах к решению ситуационных проблемных задач, а также практическая возможность защиты собственного решения по исследуемым и рассматриваемым вопросам. Применяя гибкость практических знаний, специалист, оценивая информацию, имеет возможность просчитывать результаты от того или иного решения. Благодаря развитию практического мышления процесс освоения и получения знаний приобретает индивидуальную основу и продуктивность.

Система фундаментального классического образования дает будущему специалисту основу знаний профиля его будущей специализации. Интерактивное обучение позволяет усвоить гибкий практический опыт, что облегчает системе знаний обладать необходимой новизной и опережать устаревание информации.

Наиболее продвинутой педагогической технологией, которая охватывает все вышеперечисленные тенденции, является метод кейсовых технологий. Сущность технологии заключается в том, чтобы выработать не тривиальный вариант решения поставленной задачи, суметь фактами доказать правильность выбора. В данном процессе, от начала постановки до его окончания, происходит обучение специалиста навыкам практического подхода к решению конкретных ситуационных задач, которые могут возникнуть на практике в реальных условиях.

Упоминание об элементах данной методики появляется еще в 1870 году, а более широкое распространение данный метод получил в 1920 году в Гарвардской школе бизнеса. В это время была заложена базовая сущность данной технологии. В современном обществе данная методика приобретает новые горизонты и возможности благодаря современному уровню техники и мультимедийных технологий [2].

Данная методика применима на практике при наличии как минимум двух принципиальных условий. Одно из условий — это наличие конкретных практических ситуаций или проблем, а также спланированных ситуационных задач, приближенных к реальным условиям. Другое условие — это наличие педагогов, умеющих составлять и применять данную технологию. Область применения данной технологии обширна, учитывая уклон технологии на практику и ситуационные задачи. Преимущества данной технологии также очевидны, но существуют также и ограничения в использовании данной педагогической технологии [3].

Кейсовая технология является специфической модификацией проектной технологии. Если в обычной проектной деятельности процесс решения идет путем объединения обучаемых для получения стандартного запланированного решения, то кейс-технология посредством структуры кейса формирует нестандартное и неоднозначное решения поставленной проблемы, одновременно выступая и техническим заданием, и источником информации для поиска оптимального решения.

Преимуществом технологии кейсов перед другими подобными методами обучения является то, что необходимо соблюдение единой дискуссии и единой формы работы над выбранной темой-проектом. Данный проект формируется в ходе работы над ним и является уникальным по своей сути, так как планируется нестандартное многовариантное решение проблемной задачи с подбором уникального материала для подтверждения выбранного направления. Данная технология подразумевает коллективное обсуждение и поиск наиболее выгодного решения поставленной задачи или группы подзадач.

Данная методика предоставляет возможность показывать свои практические навыки работы, умение отстаивать выбор своего решения на основе предоставленной информации, работать с практической документацией, отслеживать взаимоссвязь между ситуационными элементами и восстанавливать пропущенную информацию, развивать практическое мышление. При этом кейсовая методика дает возможность приобретения навыков ведения деловых партнерских переговоров, навыков ведения пресс-конференций, навыков работы в команде и осознания рабочего коллектива, вырабатывает логические навыки работы над поиском многовариантного решения [4].

Основным моментом, который можно отнести к ограничениям в применении данного метода в нашей системе высшего образования, является то, что ее не желательно применять без адаптационных корректировок. Данная методика также не подходит к абсолютно всем специализациям и направлениям обучения в системе Высшего образования.

Кейсовая технология оправдана в направлении обучения, где в основе будущей профессии составляет большинство практика, практический подход к проблемным ситуациям и задачам или огромное количество практических ситуационных задач, рассмотрение и моделирование которых приводит к накоплению практического опыта. Также данная методика применима в системе дистанционного образования и в процессе переподготовки кадров также с учетом тех же моментов адаптации к российским нормам и требованиям в системе образования [5].

Минусом также можно считать применение технологии при наличии множества типовых ситуационных моментов, где необходим разбор вариантов одного и того же процесса, рассмотрение его под различным углом или при изменении взгляда на ситуацию. Здесь технология как бы занимается рутинным разбором и запоминанием чисто стандартного набора практических задач.

Кейсовая технология, способная объединить и фундаментальные знания, и новейшие технологии, также способна к мотивации развития творческого и профессионального потенциала обучаемых.

Учитывая ориентир кейсовой технологии на развитие практических навыков работы, то в качестве рекомендации к использованию данного метода можно привести ее использование на заключительной стадии любого направления обучения. Так же положительной стороной данной методики является усиление образовательной составляющей специализации как яркого демонстрационно-практического наполнения обучения и профориентации будущих специалистов.

Из вышесказанного можно выделить еще одно преимущество данной педагогической технологии. Это возможность обучаемого формулировать свои собственные целевые задачи при работе с материалом над основной проблематикой задания. Следствием этого является возможность отследить будущих специалистов с четко сформированной целевой направленностью на конкретную специализацию.

В завершении отметим, что методика кейсов неоднозначна в своем применении и имеет как положительные, так и отрицательные стороны своего применения. Необходимость более подробного рассмотрения — это проблемы с различных сторон и возможностей применения является неоспоримым фактом. Вопрос адаптации данной методики образования не оставляет сомнений, так как данную методику необходимо подстраивать не только под специфику, но и под менталитет высшего образования в нашей стране, что является необходимым действием уважения к нашей системе образования.

Литература:

  1. Ибрагимов И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения. М.: Academia, 2007. 336 с.
  2. Виневская А. В. Метод кейсов в педагогике. Ростов: Феникс, 2015 г. 141 с.
  3. Голованова Ю. В. Инновационные элементы и возможности дистанционно-модульного образования как способ создания гибкого мобильного специалиста // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 2 (35). С. 284–290.
  4. Голованова Ю. В. Кейсовые технологии: проблемы и пути их применения в системе высшего образования // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 3 (36). С. 274–285.
  5. Голованова Ю. В. Проблемы и пути решения дистанционной формы обучения [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 163–167.
Основные термины (генерируются автоматически): высшего образования, системе высшего образования, системы образования, фундаментального классического образования, методики образования, системе образования, качества образования, будущей специализации, Голованова Ю, педагогических инноваций, будущих специалистов, системы высшего образования, структуре высшего образования, ситуационных задач, базы высшего образования, инновационных процессов, педагогической технологии, учреждений высшего образования, менталитет высшего образования, мультимедийных технологий.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос