Автор: Каленов Андрей Алексеевич

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2017)

Дата публикации: 29.12.2016

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Каленов А. А. Феномен ситуации успеха в гуманитарных науках [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2017. — С. 3-8.



The article is about analyzes of the basic concepts of a success situations in philosophical, psychological, social and pedagogical sciences. There are various interpretations of the category «success»: from point of view of happiness, fortune, social status and material well-being, the characteristics of activity and the form or the result of the individual self. The author attempts to combine different ideas about success in a holistic understanding of the phenomenon of success situation as a practicable model. The author gives a definition of the situation of success as organized and purposeful activities to create conditions for positive experience personally meaningful social experiences and receive support from others. Based on this definition, we can construct graphic model of a situation of success, including an aim blocks, planning, evaluation, combined the need to support the others. One of the main moments of the model is the choice of models of self-direction — of the sphere of reality, where the person as the most personally meaningful will perceive the result of social experience. The essence of the author's position is to understand the success situation as an interdisciplinary phenomenon that must be reduced to the recognition of the importance of the subjective experience of the individual in the success of self-assessment, the individual achievements.

Key words: fortune, success situation, activity, self-realization, the choice of the direction of self-realization, understanding of the model of success situation

В научных исследованиях на сегодняшний день отмечается усиление внимания к различным аспектам благополучия личности. Одним из таких аспектов становится феномен ситуации успеха, в самом общем понимании трактуемый как сумма некоторых условий, приводящих человека к позитивным переживаниям. Единства понимания успеха и ситуации успеха в гуманитарных науках не обнаруживается: различны основания определения содержания как самого успеха, так и содержательных сторон ситуации успеха. В данной статье мы предпринимаем попытку вывести обобщенное понимание данных категорий при анализе философских, психологических и социально-педагогических представлений.

В философских учениях успех, по мнению Ю. В. Андреевой и В. Л. Бенина, имеет по меньшей мере пять содержательных оснований для трактовок: успех как разновидность счастья; успех как форма удачи; успех как характеристика деятельности человека; успех как социальный статус человека и материальный уровень его жизни; успех как форма самореализации личности [1]. Отдельные из перечисленных основания выходят за пределы исключительно философских, находя отражение в психологических, педагогических, социальных вариантах понимания.

Успех как разновидность счастья или форма удачи — преимущественно философские трактовки. Счастье — тонкая экзистенциальная материя, максимально индивидуализированная по своему содержанию. Так, еще Аристотель писал о том, что «одним счастьем кажется добродетель, другим — рассудительность, третьим — известная мудрость, а иным все это вместе или что-нибудь одно в соединении с удовольствием или не без участия удовольствия, есть и такие, что включают в понятие счастья и внешнее благосостояние» [3, с. 66]. В философии античности и средних веков счастье рассматривалось преимущественно как высшая цель человеческого существования и, нередко, ему отводилось центральное место в этических учениях. Позднее, уже в Новое время, произошла переориентация философской мысли с осмысления человеческой жизни в терминах счастья к разделению счастья и этических основ. Так, у И. Канта разводятся понятия морали (добродетели, долга) и счастья на основании двух аргументов:

1) счастье признается всеми людьми в качестве высшего блага, однако понимается оно по-разному каждым отдельным человеком, т. е. счастье — субъективное чувство и поэтому не может рассматриваться в качестве основы нравственности;

2) объединение счастья и морали создает иллюзию, будто добродетельность и нравственность человека неизменно влекут за собой благополучие и успех в жизни [7].

Так или иначе, счастье признается фокусом всех целей человека. При этом достижение счастья субъективно как в оценке переживания, так и в его источнике и целях достижения. Приходя к условному уравниванию ситуации успеха с ситуацией счастья в философских позициях, мы не можем найти ответа на вопрос о том, какие же все-таки условия приводят к человека к позитивным переживаниям.

То же можно видеть и при рассмотрении успеха как удачи. Отечественными философами В. И. Бакштановским, Ю. В. Согомоновым, В. А. Чуриловым со ссылкой на словарь В. Даля дается определение удачи как того, что «само далось». Авторами высказывается мысль о том, что удача представляет собой везение, т. е. — результат, не зависящий от целенаправленных действий человека [1; 4]. Такое понимание удачи свойственно всем философским учениям, рассматривающим данный феномен. Здесь мы отметим, что рассматривать успех и удачу как синонимичные категории философского анализа нет смысла: удача — независимое от целенаправленной воли явление, а успех требует определенных действий и усилий. Следовательно, и ситуация успеха не может определяться как удача, т. к. условия, вызывающие переживание успеха возможно прогнозировать, а удача возникает непредсказуемо и спонтанно.

Трактовки успеха как разновидности счастья и формы удачи мы отнесли к исключительно философским. Проведенный краткий анализ показывает, что для практически реализуемых и прогнозируемых моделей ситуации успеха они малоприменимы. В поле рассмотрения не только философских, но и психологических, социологических и педагогических наук лежит понимание успеха как характеристика деятельности, социального статуса и материального достатка, формы самореализации личности.

Рассматривать успех как достижение определенного социального статуса и материального достатка не представляется необходимым без учета деятельностного подхода. Так, здесь необходимо объединить два основания анализа. Успех как специфическая характеристика деятельности может быть рассмотрен с позиции всего спектра гуманитарных наук. Деятельность — это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование [7]. Цель деятельности может находиться в рамках любой сферы жизни: учебной, профессиональной, сфере личностного развития и пр. В. И. Бакштановский, Ю. В. Сагамонов, В. А. Чурилов отмечают, что успех включает в себя не только цель, но и мотивы ее достижения, а также средства достижения результата деятельности и сам этот результат. По сути, успех можно понимать как оценку степени достижения результата. При этом такая оценка может строиться как субъективно переживаемая — на основе самооценок, так и на основе позитивной социальной оценки [4]. В педагогике и психологии такое деятельностное понимание может строиться исходя из представлений о деятельности учения и о развитии личности в этом учении. Здесь результатом будет достижение определенного уровня обученности и сформированности центральных новообразований конкретного этапа развития личности. Рассматривать категорию ситуации успеха с позиций деятельности представляется весьма перспективным, т. к. здесь возможно смещение акцента с субъективности переживаний на процесс их достижения.

Успех как форма самореализации личности на сегодняшний день рассматривается преимущественно в различных психологических школах и исследованиях. Если рассматривать успех как специфическую форму самореализации личности, то достижение успеха (ситуации успеха) будет зависеть от самой личности, ее характера, уровня развития самосознания, субъектности, ответственности, социальной зрелости. Так, в данном подходе успех детерминирован самой личностью. В таком понимании успеха сосредоточено признание права личности на свободу выбора целей, методов и средств ее достижения, ответственности за них.

Успех как форма самореализации личности рассматривается в трудах отечественных (К. А. Абульханова-Славская, А. А. Налчаджян, К. В. Паталаха) и зарубежных (А. Адлер, Д. Карнеги, А. Маслоу, К. Роджерс) исследователей. Например, А. Маслоу понимал самореализацию как высшую потребность личности, удовлетворение которой возможно только при условии удовлетворения потребностей более низшего уровня (физиологические потребности, потребность в безопасности и пр.). На сегодняшний день, по мнению А. А. Налчаджян, успех в контексте самореализации личности чаще всего рассматривается как критерий эффективности адаптации человека к окружающей среде [6]. Следовательно, ситуация успеха и переживания, связанные с ней, определяют не только возможность и результаты самореализации личности, но и ее общее развитие как социального субъекта. При этом существует также акцент на переживании субъективной удовлетворенности как показателе достижения успеха, проживания ситуации успеха, достижения той или иной цели самореализации [6; 8].

Таким образом, трактовка ситуации успеха базируется на выбранном определении содержания самой категории успеха: от переживания счастья, удачи, до реализации высших потребностей самореализации. При этом стоит отметить, что для педагогической науки наиболее конструктивным и практически применимым представляется понимание успеха как специфической характеристики деятельности, оценки ее результата. Ю. В. Андреева, В. Л. Бенин считают, что успех несет в себе большой воспитательный потенциал. Ситуация успеха дает возможность реализовать этот потенциал в педагогическом взаимодействии через предоставление учащемуся возможности сохранения самоуважения, стремления к самореализации. Для этого, по мнению Ю. В. Андреевой, В. Л. Бенина необходимо соблюдать баланс и чувство меры между целью, приложением сил и достигнутыми результатами; между реальной помощью педагога и самостоятельностью учащегося; между педагогической требовательностью и возможностями ученика [1].

Чаще всего, ситуация успеха в педагогике рассматривается как целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом; как целенаправленно создаваемая учителем ситуация, в которой ученик достигает запланированный учебный результат, оценивает его как успешный и переживает его как личностно и социально значимое достижение (Ю. В. Андреева, Е. Г. Белюк, Н. С. Круглова) [2; 5]. Так, в предложенных трактовках мы видим именно деятельностное понимание ситуации успеха в контексте достижения целей обучения.

Объединяя представления о ситуации успеха как характеристике деятельности и форме самореализации личности, мы предлагаем понимать ее как широкую педагогическую категорию, не связанную с достижением исключительно учебных результатов: ситуация успеха — это организованная и целенаправленная деятельность педагогического коллектива по созданию условий для переживания учащимися позитивного личностно значимого социального опыта и получения ими поддержки от всех субъектов образовательного пространства.Такое понимание, на наш взгляд, отражает развернутость ситуации успеха во времени и интеграцию образовательных, воспитательных и развивающих задач школьного обучения. Переживание учащимися позитивного личностно значимого социального опыта может рассматриваться как субъективно оцениваемый процесс и результат создаваемой ситуации успеха. Сам личностно значимый социальный опыт может пониматься как возможность реализации собственного потенциала личности в самостоятельно выбранном направлении, т. е. при реализации потребности в самоопределении, ответственности и самостоятельности — самореализации.

На основании обобщения описанных выше представлений о ситуации успеха, приведем далее составленную нами графическую модель ситуации успеха (рис. 1).

-lztg01HOFE.jpg

Рис. 1. Модель понимания феномена ситуации успеха в гуманитарных науках

На наш взгляд, если отойти от предлагаемого нами педагогического определения ситуации успеха, то для современных гуманитарных наук может быть принято следующее понимание: ситуация успеха — это организованная и целенаправленная деятельность по созданию условий для переживания позитивного личностно значимого социального опыта и получения поддержки окружающих. Важными в таком определении являются несколько моментов. Во-первых, это акцент на деятельностном, процессуальном характере ситуации успеха. Ситуация успеха — это не нечто застывшее. Успех — это всегда движение, динамика (как в философских, так и в психологических, педагогических и иных представлениях). Во-вторых, ситуация успеха рассматривается как создаваемая и детерминируемая самой личностью деятельность. Ситуация успеха может создаваться личностью как для себя самой, так и для других. В-третьих, основной целью ситуации успеха является переживание позитивного личностно значимого социального опыта, т. е. — переживание удовлетворенности от процесса и результата. При этом поддержка окружающих имеет важное значение, т. к. собственные переживания удовлетворенности должны находить одобрение из вне, быть социально значимыми.

Предлагаемая графическая модель ситуации успеха включает блоки целеполагания, планирования, оценки результатов, объединенные необходимостью поддержки окружения. Одним из основных моментов модели является выбор направления самореализации — той сферы действительности, где полученный социальный опыт будет восприниматься человеком как наиболее личностно значимый. Ситуация успеха как целенаправленно достигаемое переживание удовлетворенности может возникать в различных сферах жизни и деятельности, однако наибольшую ценность для личности приобретает тот социальный опыт, который соотносится с ее внутренними установками, интересами, направленностью. Так, например, для школьника, увлекающегося рисованием, успешная сдача экзамена по математике будет выступать в качестве ситуации успеха, сопровождаясь позитивными переживаниями. Однако одобрение какой-либо творческой работы, рисунка со стороны окружающих может переживаться как ситуация успеха более значимая, запоминающаяся. В целом же, представляется важным переживание личностью ситуаций успеха в разных сферах действительности, т. к. в этом случае складывается наиболее объемный позитивный социальный опыт.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что в гуманитарных науках не существует единства в понимании успеха и ситуации успеха. Обнаруживая различные основания для трактовки данных категорий, можно заметить, что общим для всех них является ключевой момент наличия позитивных переживаний, удовлетворенности как важнейшего аспекта ситуации успеха. Объединяя различные представления, можно заключить, что в ситуация успеха — это организованная и целенаправленная деятельность по созданию условий для переживания позитивного личностно значимого социального опыта и получения поддержки окружающих. Важным этапом в создании ситуации успеха является выбор направления самореализации — той сферы действительности, где полученный социальный опыт будет восприниматься человеком как наиболее личностно значимый.

Так, в гуманитарных науках на сегодняшний день суть феномена ситуации успеха необходимо сводится к признанию его процессуального (деятельностного) характера и значимости субъективных переживаний личности в оценке успешности как самореализации в целом, так и отдельных достижений. Такое понимание наиболее полно отражает содержание феномена и является практически применимым.

Литература:

  1. Андреева Ю. В. Пять трактовок успеха в философии образования: теоретические и прикладные аспекты / Ю. В. Андреева, В. Л. Бенин // Образование и наука. — 2004. — № 2(26). — С. 19–30.
  2. Андреева, Ю. В. Создание ситуации успеха в учебной деятельности подростков: автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю. В. Андреева. — Екатеринбург: РГППУ, 2003. — 26 с.
  3. Аристотель. Сочинения в 4 т. Т. 4: Никомахова этика / Аристотель. — М.: Мысль, 1984. — С. 53–295.
  4. Бакштановский В. И. Этика успеха: Введение в доктрину. Спецкурс. Препринт [Электронный ресурс] / В. И. Бакштановский, Ю. В. Согомонов, В. А. Чурилов. — Тюмень, Москва: Центр прикладной этики, 1996. — 86 с. — URL: https://www.tyuiu.ru/wp-content/uploads/2012/03/vvedenie-v-doktrinu.pdf.
  5. Белюк Е. Г. Создание ситуации успеха для каждого ученика [Электронный ресурс] / Е. Г. Белюк, Н. С. Круглова // Международный журнал экспериментального образования. — 2014. — № 7–2. — С. 67–68. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-situatsii-uspeha-dlya-kazhdogo-uchenika.
  6. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А. А. Налчаджян. — М.: Эксмо, 2010. — 368 с.
  7. Новая философская энциклопедия: в 4 т. [Электронный ресурс] / Гл. ред. В. С. Степин. — М.: Мысль, 2010. — URL: http://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/page/about.
  8. Рикель А. М. Некоторые аспекты социально-психологической проблематики успеха [Электронный ресурс] / А. М. Рикель // Вестник московского университета. Серия 14. Психология — 2012. — № 1 — С. 41–48.URL:http://msupsyj.ru/articles/detail.php?article=2296.
Основные термины (генерируются автоматически): ситуации успеха, ситуация успеха, самореализации личности, Ситуация успеха, феномена ситуации успеха, модель ситуации успеха, значимого социального опыта, Создание ситуации успеха, of success, форма самореализации личности, понимание успеха, понимании успеха, Феномен ситуации успеха, гуманитарных науках, феномен ситуации успеха, сторон ситуации успеха, моделей ситуации успеха, уравниванию ситуации успеха, понимание ситуации успеха, of success situation.

Ключевые слова

деятельность, успех, ситуация успеха, самореализация личности, выбор направления самореализации личности, модель понимания ситуации успеха

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос