Автор: Мадалиева Зинаида Анатольевна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2017)

Дата публикации: 29.12.2016

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Мадалиева З. А. Помоги ему раскрыться [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2017. — С. 74-76.



В своей работе я исхожу из принципа: нет бездарных детей, есть нераскрытые способности ребенка. Самое важное для любого учителя создать комфортные условия, помогающие каждому ученику раскрыть данные ему от природы способности.

Реализуя личностно-ориентированный подход в обучении, ставлю своей целью найти, поддержать, развить человека в ребенке и заложить в него механизмы самореализации, саморегуляции, самовоспитания. Что сегодня является просто необходимым в современной жизни. Руководствуюсь идеей: человек будет тем успешнее в современном обществе, чем успешнее он освоит навыки самообразования и саморазвития.

Обучаясь в школе, ученик должен проходить школу достижений и успехов. При таком подходе учитель должен быть требователен, прежде всего, к себе. Только педагог, стремящийся к профессиональной зрелости, творческой деятельности, способен сформировать у учащихся направленность на достижение высоких результатов.

Высокая профессиональная компетентность, соответствующий уровень теоретической подготовки, активная научно-методическая деятельность, владение возрастной психологией, стремление к самообразованию и самосовершенствованию, требовательность и умение найти подход к нестандартным детям, общекультурная эрудированность, доброжелательность, высокий педагогический такт, наличие организаторских способностей — вот те, качества, которые необходимо формировать в себе педагогу, стремящемуся воспитать учеников, достигающих высоких результатов.

Методы работы для выявления детей с выраженными интеллектуальными, творческими способностями могут быть следующими: исследовательский, частично-поисковый, проблемный, проектный, практичный.

Формы работы в работе с одаренными или высокомотивированными детьми различны: классно-урочная (работа в парах, малых группах), разноуровневые задания, дифференцированный подход, творческие задания, консультирование по возникшей проблеме, участие в творческих группах, дискуссиях, играх.

Используя перечисленные формы и методы работы, мы с учениками добились следующих результатов. Участие в различных проектах, публикации во всероссийских сборниках, постоянное участие в школьных, городских конференциях «Шаг в будущее» с получением призовых мест, успешное участие в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах, таких как «Познание и творчество», «Первые шаги в науку», «Кенгуру», международных олимпиадах проекта «Инфоурок».

Многие педагоги задаются вопросом: как выявить одаренного ребенка. В процессе работы убедилась, одаренность состоит из разных компонентов. Это может быть наследственность. Широко известны факты раннего проявления способностей-музыкальных, художественных, математических, поэтических. Моцарт, родившийся в музыкальной семье, поразил знатоков своим музыкальным талантом, когда ему исполнилось три года. [1, с.57] На развитие способностей оказывает значительное влияние социальная среда. Благоприятная атмосфера для развития детских способностей может привести к поразительным результатам — независимо от врожденной предрасположенности. Известный композитор Вивальди в начале 18 века преподавал музыку в детском приюте. Дети, волею судьбы оказавшиеся в приюте, не могли похвастаться происхождением от знатных и одаренных предков. Тем не менее, по оценкам современников, уровень концертов, проводившихся в приюте, был непревзойденным. Примерно треть воспитанников впоследствии получили признание как певцы и музыканты [2, с.59]. Немаловажное значение, а может быть самое главное, имеет деятельность ребенка (игровая, учебная, трудовая). Вам, наверное, приходилось встречать учеников, которые схватывают, как говорится, все налету, но отсутствие воли, и не всегда большое желание трудиться, не позволили им подняться выше среднего уровня. Как говорил великий американский изобретатель Томас Эдисон, что гений- это 99 % потения и 1 % вдохновения. [3, с.58]. И конечно, один из элементов одаренность- это саморазвитие личности. Только в работе, творчестве может раскрыться и развиться интеллектуальный, творческий потенциал ребенка.

В обществе существует две точки зрения на одаренность детей. Первая: это то, что все дети одаренные. Вторая- одаренные дети встречаются крайне редко. Чтобы выяснить для себя, какая точка зрения верна, обратимся к фактам.

Потенциальная одаренность к разным видам деятельности присуще многим детям. Актуальную одаренность демонстрирует незначительная часть. Потенциальная одаренность- это лишь потенциал для высоких достижений, который не может реализовать ребенок в силу функциональной недостаточности. Актуальная одаренность- психологическая характеристика ребенка с такими уже достигнутыми показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. [4]

Признаками явной (проявленной одаренности) являются следующие черты деятельности. Высокий уровень выполнения работы, единство категорий «хочу» и «могу», а также охватывают два аспекта поведения: инструментальный и мотивационный.

К инструментальному аспекту можно отнести следующие моменты; наличие стратегии деятельности (быстрое, успешное освоение умений, изобретение новых способов деятельности в условиях поиска и решения поставленной задачи); сформированность индивидуального стиля поведения в работе (когда ребенок говорит, а можно я вместо таблицы сделаю схему) склонность все делать по-своему, уникальность самого продукта; особый тип обучаемости (иногда скорость, легкость в обучении, иногда-замедленный темп, но, с последующим резким изменением структуры знаний, представлений, умений). Если вам встречаются такие дети, надо обратить на них особое внимание и помочь им развить свои способности. Подняться над средним уровнем развития, обучения.

Мотивационный аспект характеризуется следующими чертами. Повышенная чувствительность к определенным формам активности, сопровождающаяся чувством удовольствия (вы видите, что ребенку нравится выполнять эту работу, он испытывает особое наслаждение, что может выражаться в своеобразном творческом подходе к выполнению работы). Данный аспект выражается также в ярко выраженном интересе к той или иной сфере деятельности, погруженности в дело, упорстве и трудолюбии. (При выполнении работы ученик забывает о времени, хочет закончить работу, сколько бы времени она у него не отнимала). Для данного аспекта характерна любознательность (задают много вопросов). Готовность выходить за пределы требований деятельности. Характеры также неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов, высокая критичность к результатам труда, стремление к совершенству.

Как видите, выявить одаренных детей поможет только системный, всесторонний подход. А именно: комплексны характер оценивания деятельности ребенка, развёрнутое наблюдение за учеником в разных ситуациях, анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности. Которые в максимальной степени соответствуют его склонностям (вовлечение в разные формы предметной деятельности). И наконец, оценка признаков одаренности не только по отношению к актуальному уровню развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (выстраивания для ребёнка индивидуальной траектории обучения).

Опыт наблюдения за семьями особо одаренных детей, позволяет выделить следующие особенности. Имеющие принципиальное значение для развития одаренности. В семьях прослеживается ценность образования. Также, повышенное внимание по сравнению с обычными семьями. К ребенку. Зачастую, именно оно в определённый период, является важнейшим фактором развития незаурядных способностей детей.

Наблюдения также показывают: для выявления одаренности важнен анализ взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Многие одаренные дети пользуются популярностью среди сверстников. Но иногда их жизнь может сложиться драматично (клички «Ботаник», «Очкарик», унизительные розыгрыши могут сломать тщательно выстраиваемую линию развития способностей ребенка)

Стоит остановиться на особенностях личности, характеризующих большинство одаренных детей.

  1. Особая система ценностей, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности;
  2. Наличие перфекционизма (стремление добиться совершенства в выполнении деятельности). Ребенок часами проделывает работы, добиваясь одному ему известного совершенства;
  3. Самооценка у этих детей весьма высокая, у особо эмоциональных-противоречивая, нестабильная;
  4. Принятие на себя ответственности за результаты своей деятельности;
  5. Наблюдается повышенная чувствительность и эмоциональная нестабильность. Склонность к бурным аффектам. Если она носит скрытый характер, обнаруживается излишняя застенчивость;
  6. Основная личностная характеристика этих детей: независимость (автономность, невозможность действовать, думать и поступать так, как большинство);
  7. Ведут себя менее предсказуемо, чем это хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конфликтам

В связи с этим хотелось бы предложить следующие рекомендации для работы с детьми с признаками одаренности:

‒ проявляйте наблюдательность и особую тактичность в работе со всеми учениками;

‒ больше хвалите детей. но похвала должна быть действительно заслуженная;

‒ не критикуйте учеников, если они неверно выполнили работу (критика должна носить позитивный характер);

‒ одобрение, позитивные замечания всегда должны идти впереди критики;

‒ помните, неосторожно сказанное слово может навсегда убить в ребёнке желание творчески трудиться;

‒ оценивайте каждый творческий шаг ребенка;

‒ помните об огромном значении для ребёнка оценки его работы;

‒ используйте разные формы урочной и внеурочной деятельности (классно-урочную работу, творческие задания, консультирование по возникшей проблеме, дискуссии, исследовательскую работу, участие в различных конкурсах и олимпиадах для выявления детей с признаками одаренности;

‒ для раскрепощения мыслительной деятельности используйте различные методы работы: словесно-иллюстративный, проблемный, практичный, проектный, частично-поисковый, исследовательский;

‒ привлекайте к раскрытию способностей своих учеников их родителей;

‒ работайте в сотрудничестве с родителями учеников, имеющих высокий интеллектуальный и творческий потенциал;

‒ реализуя дифференцированный, личностно-ориентированный, компетентностный подход, воспитывайте, поддерживайте, развивайте в учениках механизмы самореализации, саморегуляции, самовоспитания.

Литература:

  1. Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание, 7 класс, М, Русское слово, 2009., с. 57-59;
  2. ife-prog.ru›1_18297_metodika-raboti-s-odarennimi…/методика работы с одаренными детьми
Основные термины (генерируются автоматически): одаренных детей, одаренные дети, выявления детей, признаками одаренности, Потенциальная одаренность, механизмы самореализации, оценивания деятельности ребенка, творческий потенциал, методы работы, творческий потенциал ребенка, творческие задания, нераскрытые способности ребенка, развития способностей ребенка, следующие черты деятельности, высоких результатов, психологическая характеристика ребенка, формы предметной деятельности, разные формы, незаурядных способностей детей, видам деятельности присуще.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос