Здоровьесберегающие основы раздельно-параллельного обучения английскому языку для детей дошкольного и младшего школьного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бондаренко, Т. Н. Здоровьесберегающие основы раздельно-параллельного обучения английскому языку для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т. Н. Бондаренко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2017. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11664/ (дата обращения: 25.04.2024).



Они очень разные — девочки и мальчики. Играют в разные игры, имеют различные интересы и потребности. Неодинаково реагируют на одни и те же события, по-разному выражают своё отношение, к сверстникам, к взрослым, к предметам быта, к дружбе, к учёбе. Всё у них по-разному. Как будто два разных мира. Но… в школе они сидят за одной партой, решают одни и те же задачи, поют одни и те же песни, даже одинаково одеваются...

А как же быть с изучением иностранного языка? Модель педагогического процесса выстроена с использованием дифференцированного подхода к воспитанию и обучению мальчиков и девочек в разных видах деятельности. При организации и проведении непосредственной образовательной деятельности по иностранному языку а также при изучении иностранного языка в начальной школе учитываются психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам даются типовые и шаблонные задания, мальчикам-ориентированные на поисковую деятельность, с девочками подробно проговаривают инструкции по выполнению заданий, а мальчикам сообщают лишь принцип их выполнения, при анализе занятий оцениваются их знания, а не поведение. Цели занятий формулируются с учетом половой принадлежности детей. Несомненно, то, что накопленная народом педагогическая мудрость, которая содержится в сказках, играх, пословицах, традициях и обрядах способствует овладению ребенком ценностями и способами полоролевого поведения. С этой целью дети знакомятся с русскими и английскими народными играми, изучают пословицы и поговорки о женских и мужских качествах, семье, труде, проводились беседы на темы: " my family», " toys for girls and for boys», «Как трудились и отдыхали в старину», и др.

Реализация специфических интересов мальчиков и девочек связана с организацией предметно-развивающей среды. В старших возрастных группах для игровой деятельности мальчиков и девочек отведено разное пространство, игрушки для детей подобраны с учетом полового признака, с этой же целью можно создавать игровые уголки английского языка.

Основными направлениями непосредственного взаимодействия по иностранному языку с учетом полового развития мальчиков и девочек являются:

  1. Объяснение грамматического материала мальчикам желательно использовать схемы и пиктограммы, а для девочек вполне достаточно словесного объяснения.
  2. Мальчикам следует давать задание по поиску дополнительной информации.
  3. Эффективным методом формирования мужественности и женственности является использование ролевых игр в ходе непосредственной образовательной деятельности.

– «Ужин в семье мистера Коллина»

– «Пусть говорят дети»

– «Читаем русские и английские сказки»

  1. Информация для девочек должна основываться на взаимоотношениях между людьми, а для мальчиков приемлемы будут приключения.
  2. Мультфильмы на иностранных языках предпочитают смотреть как мальчики, так и девочки.
  3. При выполнении упражнений по чтению пиктограмм нужно учитывать, чтобы в предлагаемых вариантах были предложены ответы, как для мальчиков, так и для девочек.
  4. Диалог лучше рассказывать мальчику с девочкой, т. к. у девочек стремление к общению выражается больше, чем у мальчиков. Девочка сможет растормошить своего собеседника. В этом случае педагогу необходимо дать тему для разговора, которая будет интересна обоим.
  5. Эффективным является проведение нетрадиционных уроков на иностранном языке:

– «Заочная экспедиция»;

– «Волшебный лабиринт»;

– «Звездный час»;

  1. Педагогу следует учитывать то, что при выполнении заданий девочка ориентируется на быстроту, а мальчик на точность.
  2. Эффективным является проведение исследовательских работ совместно (мальчики и девочки).

Создание условий полоролевого развития детей на занятиях по иностранному языку будет способствовать полноценному развитию личности. Поэтому будет успешным, если в образовательный процесс будет включена работа экспериментальной группы, построенная по принципу комплексного подхода: психодиагностика, занятия иностранного языка с учетом гендерных особенностей детей, дополнительная работа по иностранному языку.

Также организация специальной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна быть организованна по принципу комплексного подхода: непосредственная деятельность по иностранному языку с учетом гендерных особенностей детей; дополнительная работа по иностранному языку с целью формирования мужественности и женственности.

Работа в группах раздельно-параллельного обучения иностранному языку состоит из нескольких направлений:

– занятия иностранного языка с учетом половых особенностей детей;

– дополнительная работа по иностранному языку с целью формирования мужественности и женственности;

– игры, направленные на развитие половых особенностей мальчиков и девочек,

– социально-психологические игры, направленные на формирование мужественности и женственности;

– серия игр по формированию адекватного полоролевого поведения с противоположным полом;

– психопросвещение для педагогов на тему ««Полоролевое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста»;

– психопросвещение для родителей.

Обучение строится по следующим принципам:

– создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений, атмосферы, которая может вдохновлять детей вселять уверенность в себя, поощрение интересов и развитие межличностных отношений;

– создание климата взаимного доверия, психологической безопасности;

– принцип сотрудничества;

– принцип гуманизма.

Упражнение «Какие наши девочки и какие наши мальчики»

– Существует такое выражение «Ну какой военный не мечтает стать генералом». Ну, а каждый мальчик, наверное, хочет быть похожим на рыцаря. Конечно же, настоящий рыцарь никогда не станет обижать девочку, будет стремиться к тому, чтобы завоевать дружбу среди девочек.

– Вот мы сейчас и узнаем, какие наши девочки и какие наши мальчики.

– Выберите качества характера мальчиков и девочек. (На доске круги Эйлера. Дети выходят и выбирают определения.)

Мальчики: Девочки:

– сильные

– весёлые

– загадочные

– отважные

– справедливые

– красивые

– храбрые

Для налаживания контакта с детьми следует организовать специальную работу, включающую следующие приёмы:

– «Ласковое имя». Дети стоят в кругу. Ведущий предлагает вспомнить, как его ласково называют дома. Затем предлагает бросать друг другу мяч и тот, к кому мяч попадает, называет своё ласковое имя. После того, как все назовут свои имена, мяч бросается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того, кому бросаешь мяч

«Мостик дружбы».

Педагог просит детей по желанию образовать пары и “построить” мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих не будет, взрослый может сам встать в пару с ребёнком и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснуться головами или ладошками) и другие.

Приёмы и методы обучения мальчиков и девочек иностранному языку с учётом гендерных особенностей социализации и формирования личности могут выглядеть следующим образом.

В группах мальчиков рекомендуется:

– высокий темп подачи языкового материала;

– широкий спектр разнообразной нестандартно поданной информации;

– разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач и логических заданий;

– минимальное количество повторений пройденного материала;

– работа на уроке в режиме поисковой активности, акцент на самостоятельность принимаемых решений;

– вводить в практику работы учителя формы занятий, снимающие статическое напряжение;

– использование групповых форм работы является исключительным с обязательным включением элементов соревновательности и сменой лидера;

– подход к формулированию правил через практические действия, выявление закономерности, осмысление теории после практической работы с языковым материалом;

– дозированная эмоциональность подачи материала, выход на эмоции и чувства через логику;

– необходимость положительной конструктивной оценки выполнения работы

В группе девочек рекомендуется:

– неспешный размеренный темп урока и подачи нового языкового материала;

– достаточное количество повторений языковых единиц для лучшего усвоения;

– дозирование объёма и разнообразия новой информации;

– большое количество типовых заданий, облегчающих манипулирование полученными знаниями;

– подход к формулированию правил через речевые навыки: изучение правил и обучение применению их на практике;

– эмоциональная окрашенность нового материала: движение от эмоций к логическому осмыслению;

– использование групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь;

– использование наглядного материала на уроке, обучение с опорой на зрительную память;

– эмоционально окрашенная оценка любой выполненной работы с обозначением перспективы.

Раздельно-параллельное обучение иностранному языку даёт следующие преимущества каждому полу:

– создаются условия для максимального сохранения здоровья каждым полом путём подбора соответствующего темпа изучения иностранного языка, правильным отбором методов и форм обучения;

– ученик или ученица становятся объектом внимания преподавателя и не чувствует себя на вторых ролях в классе, что формирует их позитивную «Я — концепцию»;

– обеспечивается психологический комфорт;

– обеспечиваются лучшие возможности для развития умений и навыков, способностей и целей, в том числе интеллектуального лидерства и преодоления дискомфорта.

Литература:

  1. Вартанов А. В. От обучения иностранным языкам к преподаванию иностранного языка и культур// Иностранные языки в школе. — 2003.
  2. Пассов Е.И Урок иностранного языка в средней школе. — М.: Просвещение, 1989.
  3. Рогова Г. В., Верещагин И. Н. Методика обучения иностранному языку на начальном этапе в средней школе. — М.: 1988.
  4. Сафонова В.В Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. — М., 1991.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, девочка, мальчик, дополнительная работа, ребенок, языковой материал, комплексный подход, ласковое имя, младший школьный возраст, непосредственная образовательная деятельность.

Похожие статьи

Особенности обучения иностранному языку в младшем...

Методика работы с языковым портфелем в процессе обучения... Таблица самооценки позволяет младшим школьникам определить свой уровень владения иностранным языком в европейской терминологии. В таблице «Коммуникативные умения» ребенок отмечает тот...

Использование игровых методов для обучения иностранному...

иностранный язык, игра, урок, учебная деятельность, игровой метод обучения, игровая деятельность, учащийся, личная значимость, младший школьный возраст, младший школьник.

Проблемы преподавания иностранного языка в начальной школе

иностранный язык, начальная школа, ребенок, письменная речь, английский язык, наглядный материал, проблема, возраст учащихся, школьник, игровая деятельность.

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

На этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает кризис семи лет, социальная ситуация его развития меняется. Ребёнок приобретает новую социальную роль — роль школьника, которая непосредственно связана с учебной деятельностью.

Особенности развития учебно-терминологической лексики...

Особенности развития учебно-терминологической лексики в младшем школьном возрасте в норме.

Ребенок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщается к общению с помощью языка.

Психолого-педагогические основы процесса формирования...

К внутренней речи относятся различные виды использования языка (точнее, языковых значений) вне процесса реальной коммуникации.

Психологи отмечают непосредственность и непроизвольность речи детей младшего школьного возраста.

Роль самостоятельной работы в развитии мотивации к изучению...

Повышение мотивации на уроках английского языка... иностранный язык, учебная деятельность, младший школьный возраст, учебный процесс, ученик, игра, учащийся, ребенок, учитель, учебная мотивация.

Применение интенсивных методов обучения иностранному языку...

Исследование проблемы обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста ведется многими методистами и затрагивает различные ее аспекты. Однако нельзя считать, что все проблемы, с которыми сталкивается учитель...

Особенности занятий по иностранным языкам с дошкольниками

Инновационные подходы в обучении дошкольников... В статье раскрывается взаимосвязь художественного творчества и обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Похожие статьи

Особенности обучения иностранному языку в младшем...

Методика работы с языковым портфелем в процессе обучения... Таблица самооценки позволяет младшим школьникам определить свой уровень владения иностранным языком в европейской терминологии. В таблице «Коммуникативные умения» ребенок отмечает тот...

Использование игровых методов для обучения иностранному...

иностранный язык, игра, урок, учебная деятельность, игровой метод обучения, игровая деятельность, учащийся, личная значимость, младший школьный возраст, младший школьник.

Проблемы преподавания иностранного языка в начальной школе

иностранный язык, начальная школа, ребенок, письменная речь, английский язык, наглядный материал, проблема, возраст учащихся, школьник, игровая деятельность.

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

На этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает кризис семи лет, социальная ситуация его развития меняется. Ребёнок приобретает новую социальную роль — роль школьника, которая непосредственно связана с учебной деятельностью.

Особенности развития учебно-терминологической лексики...

Особенности развития учебно-терминологической лексики в младшем школьном возрасте в норме.

Ребенок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщается к общению с помощью языка.

Психолого-педагогические основы процесса формирования...

К внутренней речи относятся различные виды использования языка (точнее, языковых значений) вне процесса реальной коммуникации.

Психологи отмечают непосредственность и непроизвольность речи детей младшего школьного возраста.

Роль самостоятельной работы в развитии мотивации к изучению...

Повышение мотивации на уроках английского языка... иностранный язык, учебная деятельность, младший школьный возраст, учебный процесс, ученик, игра, учащийся, ребенок, учитель, учебная мотивация.

Применение интенсивных методов обучения иностранному языку...

Исследование проблемы обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста ведется многими методистами и затрагивает различные ее аспекты. Однако нельзя считать, что все проблемы, с которыми сталкивается учитель...

Особенности занятий по иностранным языкам с дошкольниками

Инновационные подходы в обучении дошкольников... В статье раскрывается взаимосвязь художественного творчества и обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.