Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Как зимуют дикие животные» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2017)

Дата публикации: 06.01.2017

Статья просмотрена: 339 раз

Библиографическое описание:

Смирнова, О. В. Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Как зимуют дикие животные» / О. В. Смирнова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2017. — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11647/ (дата обращения: 19.04.2024).



Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе«Как зимуют дикие животные»

Смирнова Оксана Валентиновна, воспитатель

МБДОУ Детский сад № 95 «Радуга» компенсирующего вида г. Северодвинска (Архангельская обл.)

Цель: Продолжать расширять у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.

Задачи: Систематизировать знания детей о диких животных (заяц, ёж, медведь, белка), их особенности жизни в зимний период; прививать любовь к братьям нашим меньшим — продолжать экологическое воспитание. Закрепить правила поведения в лесу.

Закрепить знания о свойствах снега и льда; учить детей анализировать, делать выводы; развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы, вызвать радость от открытий, полученных из опытов.

Развивать память, логическое мышление, речь, коммуникативные способности.

Продолжать знакомить детей с техникой «граттаж», учить детей изображать различные явления нетрадиционными методами рисования; продолжать формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое воображение.

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, чтение художественной литературы.

Материал: игрушка ёжик, искусственный комок снега, письмо, зимняя картинка, мнемотаблица «зима», ёмкости со снегом и льдом, заготовки и палочки для рисования

Виды детской деятельности: познавательно — исследовательская, коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы, изобразительная.

Ход занятия:

С утра в группе на подоконнике лежит ком снега (сделанный руками педагога), с прикреплённым письмом. Дети, обращая внимание, спрашивают про него. Педагог предлагает посмотреть, что это.

Дети рассаживаются вокруг воспитателя. Педагог предлагает прочитать письмо, оказывается — это сказка «Любопытный ежонок». Педагог читает сказку:

Жил-был в одном лесу Ёжик. Был он очень любопытным, хотел все знать. Поэтому он постоянно спрашивал, и спрашивал всех, кто встречался ему на пути. Встретит кого-нибудь — и давай спрашивать:

— А почему Солнце такое маленькое, но такое теплое?

— Почему Ёжики не умеют летать?

Но никто из взрослых так и не смог ответить ему ни на один из его вопросов. Вот пролетело теплое лето, началась осень, а Ёжик так и не смог найти ответы. Грустный, он гулял по осенней листве, и тут на нос ему упала первая снежинка. Нет, это была ещё не зима. Но через какое-то время зима должна была прийти в этот лес и накрыть все вокруг белым пушистым ковром.

—Ой! — удивленно воскликнул Ёжик и принялся разглядывать зимнюю гостью. — Что же это такое? Какое красивое.

— Ёжик, быстро домой, нам пора спать, ведь скоро наступит зима, — позвала мама Ежиха.

— Зима…, задумался Ёжик. — А что такое — Зима? Интересно, а какая она? Никогда-никогда я её не видел. Все зимы проспал. Обидно-то как. — Мама, я ещё погуляю немного и сразу приду спать. Честно.

И пошел Ежик по тропинке, размышляя, какая же такая — Зима и как можно её увидеть. Многие его друзья уже готовились ко сну. А он совсем не хотел спать. Вдруг на лапку ему упала снежинка и закружилась.

— Что же это такое? Ты кто? — спросил Ежик.

— Я хочу помочь тебе узнать, что такое Зима. — ответила ему снежинка.

— А как ты это сделаешь?

— У меня есть специальный шар. Ты туда залезешь и покатишься туда, где все знают, что такое зима — на Север. Докатишься, поздоровайся и не пугайся, ты увидишь хороших ребят. Они-то тебе и расскажут, что такое зима.

Ежик согласился, залез в шар и понял, что действительно куда-то катится.

Так любопытный Ежик и попал к нам в детский сад.

Педагог: Как вы думаете, почему сказка называется «Любопытный ежонок»?

Дети: Потому, что ежонок хотел узнать, что такое зима.

Педагог: Совершенно верно. (Слышится шорох, воспитатель раскрывает снежный ком и показывает игрушечного ёжика). Да здесь Ёжик! Почему ты здесь, ёжик?

Ёжик: Яникогда не видел снега, не знаю, какая погода бывает зимой, не знаю, что такое зима.

Педагог: Как вы думаете, почему ёжик не знает ничего о зиме?

Дети: Потому что ежик зимой спит.

Педагог: Поможем ёжику? А как вы думаете, какие времена года знает ежонок?

Дети: Весна, лето, осень.

Педагог: Как же ежонок узнает, что такое зима? (предположения детей — расскажем ему)

Педагог: После какого времени года к нам приходит зима?

Дети: Зима приходит после осени.

Педагог: Как мы узнаём о приходе зимы? (выставляется мнемотаблица «Зима»)

Дети: Солнце не греет, а только светит, поэтому на улице становится холодно, люди надевают тёплую одежду, озёра и реки покрываются льдом, выпадает снег..

Педагог: Без чего не бывает зимы?

Дети: Без снега.

Ёжик: А что такое снег?

Педагог: Сейчас мы с детьми покажем и расскажем тебе о снеге. (Педагог выставляет емкости со снегом и льдом. Дети рассматривают)

Опыт №1. «Определение цвета».

Педагог: Какого цвета снег? (белый)

— Какого цвета лёд? (бесцветный)

(Если дети называют: белый, голубой, серый педагог показывает им эти цвета и сравнивать их со льдом)

Опыт №2. «Определение прозрачности».

Педагог: Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где — нет.

Дети: Под снегом не видно. Значит, лёд прозрачный, а снег — непрозрачный.

Опыт №3. «Метель»

Педагог: Как называется снег с ветром?

Ёжик: Я знаю, что такое ветер, но не знаю, что такое ветер со снегом.

Педагог: Давайте покажем ежику, как ветер может поднимать снег и кружить его. Посмотрите на дно банок. Что там лежит? А теперь возьмите трубочки. Вставьте в крышку и подуйте. Что вы видите? (включается звуки метели, педагог предлагает заранее приготовленные пластмассовые банки с проделанными в крышке дырочками, на дне которых лежат блестки и горошинки пенопласта. Дети вставляют в дырочки трубочки и начинают дуть.) Так и получается метель.

Игра «Какой бывает снег?» (прилагательные)

Педагог: Какой бывает снег? Подумай, вспоминай. Своё словечко Быстро называй.

Дети: холодный, белый, чистый, грязный….

Игра «Кто больше слов придумает» (глаголы)

Педагог: Расскажите ёжику, что делает снег?

Дети: лежит, идёт, тает, падает…..

Ёжик: Как с вами интересно! Ой, а где же снег и лёд?

Педагог: Как вы, дети, думаете куда снег и лёд исчез? Почему?

Педагог: Давайте теперь расскажем ёжику всё, что мы узнали о снеге. Снегбелый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду. А лёдбесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.

Ребята, а что общего между снегом и льдом? (Ответы). Как из воды получить лёд? (Ответы).

Педагог: Снег очень важен. Он укрывает от мороза растения. Насекомых и зверей в норках. Под снегом тепло и уютно. Вот ежонок, что происходит зимой.

Ёжик: Значит, все мои друзья звери спят зимой?

Педагог: Нет, ежонок.

Выставляет на фланелеграфе картину зимнего леса. Педагог вместе с детьми рассматривает дерево и замечает, что там есть дверца. Дети высказывают предположения, кто там может быть. Открывают дверцу и видят белочку.

Ежонок: (удивленно) Почему белочка стала серой, ведь я помню, что она летом была рыженькой. (Ребята объясняют)

Педагог: Как называется жилище у белки? Почему она там спряталась?

Педагог сначала слушает предположения детей, затем объясняет: наступила зима, стало холодно, морозно. Сейчас в лесу нет ни шишек с орехами, ни грибов, ни ягод.. Но белочка — заботливая хозяйка, она осенью сделала запасы еды в кладовых и теперь может спокойно зимовать.

Затем все рассматривают картинку, на которой изображена ледяная горка. Она тоже необычная — это берлога медведя.

Дети вспоминают, чем питаются медведи (ягодами, медом, травами). Осенью и зимой пищи для них нет, поэтому медведи строят берлоги и спят там до самой весны, пока не появится солнце и все не начнет цвести.

Следующая картинка — пенек, только уши торчат.

Ёжик: А то же там спрятался?

Дети загадывают загадку про зайца. Открывается окошечко, но ежонок не узнает зайца.

Ёжик: Нет, это не заяц — он серый.

Дети рассказывают, почему заяц поменял цвет шерсти.

Ёжик: А как называется жилище зайца? (Дети объясняют, что дом у зайца может быть любой куст)

Педагог обращает внимание на небольшой бугорок. Для кого он приготовлен? Дети загадывают загадку про ежа: Недотрога весь в иголках, Я живу в норе под елкой. Хоть открыты настежь двери, Но ко мне не ходят звери.

Ёжик: Это же я!

И объясняют ему, почему он должен спать. Ежик колючий, вот он свернулся в клубочек и приготовился спать. Питается он мышками, змеями, грибами, лягушками, жуками. Еду добывать стало трудно, и ежик зимой спит.

Ёжик: Спасибо, ребята, то рассказали, что такое зима.

Педагог: Что может рассказать ежонок своим друзьям о зиме? (модель зимы)

Ёжик: Только вот мои друзья ежата никогда не видели снега!

Педагог: Не переживай, ежонок. Наши дети нарисуют красивые снежинки,

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке (снежинка)

(рисование снежинок техникой граттаж) Звучит музыка.

Дети дарят ежонку свои рисунки и прощаются с ним.

Основные термины (генерируются автоматически): педагог, ребенок, снег, зим, ежонок, действие тепла, детский сад, зимний период, предположение детей, художественная литература.

Похожие статьи

педагог, ребенок, снег, зим, ежонок, предположение детей...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по... педагог, ребенок, снег, зим, ежонок, предположение детей, действие тепла, зимний период, детский сад, художественная литература.

Конспект занятия в старшей группе на тему «Зима»

Дети: Зима! Воспитатель: Все верно, это стихотворение о зиме.

Литература: Гурина И. Новогодние загадки.

Основные термины (генерируются автоматически): зим, воспитатель, ребенок, снег, снеговик, снежинка, какое время, примета зимы, Ребята.

Конспект интегрированного занятия на тему «Зимушка-зима»...

Предварительная работа: наблюдения на прогулках, чтение художественной литературы, заучивание стихов

Основные термины (генерируются автоматически): зим, зимний лес, Ребенок, музыкальный руководитель, снег, Ребята, минусовка песни, рука, какая зима, зима.

Конспект открытого комплексного занятия с детьми раннего...

Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности

Дети: да! Педагог-психолог: (Раздает детям заготовки в виде пластилиновых ежат и палочки-иголки на подносах.

Но нам пора возвращаться в детский сад, а ёжик пусть остается дома.

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение, художественное произведение, детский сад, ознакомление

Основные подходы к проблеме чтения художественной... художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный...

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса...

Детская художественная литература — источник, из которого ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности, о жизни

Проблеме формирования у детей интереса к художественной литературе посвящено немало работ педагогов и психологов.

«В зимнем лесу». Конспект организованной образовательной...

Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкальная.

Воспитатель: Какое время года наступило? Дети: Зима.

Художественная литература как фактор формирования...

Великий отечественный педагог К. Д. Ушинский отводил особую цель обучения детей чтению — «приучить дитя к разумной беседе с книгой и приохотить к такой беседе» [9, с.141]. Детская художественная литература не только способствует получению ребенком новых...

«Путешествие в зимний лес». Конспект организованной...

Продолжать знакомить детей с характерными особенностями зимнего периода; формировать экологически правильное

Дети: Нет снега. Воспитатель: А где же снежок на веточках этого дерева?

Дети под музыку возвращаются в детский сад. Итог. «Кто живет в лесу?»

Похожие статьи

педагог, ребенок, снег, зим, ежонок, предположение детей...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по... педагог, ребенок, снег, зим, ежонок, предположение детей, действие тепла, зимний период, детский сад, художественная литература.

Конспект занятия в старшей группе на тему «Зима»

Дети: Зима! Воспитатель: Все верно, это стихотворение о зиме.

Литература: Гурина И. Новогодние загадки.

Основные термины (генерируются автоматически): зим, воспитатель, ребенок, снег, снеговик, снежинка, какое время, примета зимы, Ребята.

Конспект интегрированного занятия на тему «Зимушка-зима»...

Предварительная работа: наблюдения на прогулках, чтение художественной литературы, заучивание стихов

Основные термины (генерируются автоматически): зим, зимний лес, Ребенок, музыкальный руководитель, снег, Ребята, минусовка песни, рука, какая зима, зима.

Конспект открытого комплексного занятия с детьми раннего...

Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности

Дети: да! Педагог-психолог: (Раздает детям заготовки в виде пластилиновых ежат и палочки-иголки на подносах.

Но нам пора возвращаться в детский сад, а ёжик пусть остается дома.

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение, художественное произведение, детский сад, ознакомление

Основные подходы к проблеме чтения художественной... художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный...

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса...

Детская художественная литература — источник, из которого ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности, о жизни

Проблеме формирования у детей интереса к художественной литературе посвящено немало работ педагогов и психологов.

«В зимнем лесу». Конспект организованной образовательной...

Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкальная.

Воспитатель: Какое время года наступило? Дети: Зима.

Художественная литература как фактор формирования...

Великий отечественный педагог К. Д. Ушинский отводил особую цель обучения детей чтению — «приучить дитя к разумной беседе с книгой и приохотить к такой беседе» [9, с.141]. Детская художественная литература не только способствует получению ребенком новых...

«Путешествие в зимний лес». Конспект организованной...

Продолжать знакомить детей с характерными особенностями зимнего периода; формировать экологически правильное

Дети: Нет снега. Воспитатель: А где же снежок на веточках этого дерева?

Дети под музыку возвращаются в детский сад. Итог. «Кто живет в лесу?»