Авторы: Багапова Айсылу Ряшитовна, Абдрашитова Ирина Викторовна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2017)

Дата публикации: 20.12.2016

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Багапова А. Р., Абдрашитова И. В. Модель становления экологической культуры личности в условиях устойчивого развития общества [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2017. — С. 63-66. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11632/ (дата обращения: 11.12.2017).



С первого вздоха между человеком и природой возникает неразрывная связь. В далекие времена представления человечества об окружающем мире не носили научного характера, но являлись нравственными устоями, правилами этики и морали, и с течением времени они стали источниками накопления экологических знаний о мире природы. Но одних знаний недостаточно для решения экологических проблем, необходимо повысить уровень экологического сознания и экологической культуры личности. Начинать это формирование необходимо со школьной скамьи и довольно сложная роль возлагается на современного учителя. Одним из таких вариантов является развитие экологической культуры и повышение ее уровня, восстановление законов морали и нравственности, культуры предков.

Воспитать нравственность в отношении учеников к людям и природе — значит, внести свой вклад в решении экологической проблемы. Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество [1]. Возрождение культуры предков поспособствует поднятию культуры личности. Экологические проблемы возникают из-за нехватки знаний, как экологической культуры, так и основ традиционной культуры. Природоохранные проекты модернизации, в том числе и образовательные, должны обеспечить осуществление подходов к формированию такого уровня экологической культуры, который будет способствовать достижению равновесного состояния во взаимодействии «человек-природа» [1].

Особенности формирования любви и бережного отношения к природе школьников раскрыты в работах Н. Ф. Виноградовой, А. В. Миронова, А. А. Плешакова, Л. П. Симоновой и др. Вопросам экологического воспитания младших школьников во внеклассной работе посвящены исследования В. М. Минаевой, А. Н. Захлебного, И. Т. Суравегиной, Т. И. Тарасовой и др., в которых показаны традиционные формы и методы экологического воспитания [2].

Интерес к данному вопросу вызвал потребность изучить истоки становления культуры, взаимодействие человека и природы на различных уровнях развития, и создать теоретическую основу экологического мировоззрения школьников — модель эколого-образовательного проекта, реализованную в рамках школы.

Цель создания модели — направленное действие на формирование экологической культуры школьников и повышение ее уровня, формирование ценностных установок и раскрытие понятия «человек — природа», посредством построения модели эколого-образовательного проекта в условиях устойчивого развития современного общества. Данная модель представляет собой программу, включающую в себя творческие уроки, занятия эколого-эстетической направленности, исследовательскую деятельность (Приложение).

Модель проекта была разработана и реализована на базе МАОУ «Гимназия № 139» Приволжского р-на г. Казани. В эксперименте приняло участие 42 ученика 7х классов, из них 27человек — экспериментальная группа. Первоначальным этапом реализации проекта явилось тестирование на выявление уровня экологической культуры школьников. Она определяется осведомленностью в области экологических знаний, наличием экологических навыков в природоохранной деятельности, уровнем эстетического и нравственного сознания. Этап, включающий в себя тестирование, позволил разделить школьников на 3 уровня экологической культуры: высокий, средний, низкий со следующими показателями (рис. 1):

Рис. 1. Первичные показатели уровней экологической культуры учащихся экспериментального и контрольного классов, %

Эколого-образовательный проект предполагал разработку и организацию эколого-педагогических мероприятий, направленных на формирование экологической культуры, интерес к экологическим проблемам в условиях устойчивого развития.

Модель состоит из 4модулей:

1) Когнитивно-мотивационный. Модуль включает в себя первичное тестирование, лекции: «История развития экологии», «Экология и культура предков», просмотры экологических фильмов «Home», «Век глупцов», просветительская работа со сказками и мифами. Цель модуля- выявление экологического значения древних мифов, легенд, сказок с позиции культуры предков (прозаического фольклора), раскрытие смысла олицетворения природы и ее очеловечивания. Результатом этого модуля является формирование экологического мировоззрения и навыков в природоохранной деятельности.

2) Культурно-познавательный — проведение экологического брейн- ринга «Юные экологи», классные часы: «Давайте с природой дружить», «Думай по-зеленому»; круглый стол «Экологические проблемы мира», позволившие получить нравственное, ценностное восприятие природного мира.

3) Творческо-деятельностный — конкурс фотографий «Визуальная среда» -сбор информации о положительных, отрицательных проявлений в природе антропогенного характера; конкурс стенгазет «Защити природу», «Город будущего», ведение рубрики «Живая газета», лабораторные работы «Принцип золотого сечения», «Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха» и т. д. Ряд других мероприятий проводился в онлайн режиме. Итогом работы данного модуля являются — экологические ЗУН при самостоятельном выполнении исследовательских работ, освоение научных методик по изучению экологических проблем социума.

4) Контрольно-оценочный (контрольное тестирование).

По итогам реализации эколого-образовательного проекта было проведено констатирующее тестирование с целью выявления динамики уровня экологической культуры участников эксперимента. Проведенные мероприятия и анализ результатов тестирования позволили сделать вывод о том, что эколого-просветительская работа изменила восприятие учащихся, так как показатель высокого уровня повысился (рис. 2).

Рис. 2. Динамика уровней развития экологической культуры учащихся, %

Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что проведение эколого-образовательного проекта в процессе внеклассной деятельности учащихся позволяет решить вопрос становления экологической культуры личности в образовательном пространстве школы. Разница между уровнями экологической культуры в контрольной и экспериментальной группах стала значительна. Подавляющее большинство участников эксперимента заняли высокий уровень экологической воспитанности. Они приняли активную экологическую позицию, обучающиеся не только занимаются совершенствованием собственной экологической культуры, но и распространяют свои знания среди остальных учащихся, ведут активную пропаганду бережного отношения к природному миру и рационального пользования природных ресурсов.

Рис. 3. Модель становления экологической культуры личности в условиях УР общества

Литература:

  1. Абдрашитова И. В. Формирование нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов педвуза / Дис. – Казань, 2004.
  2. Арефьева О. В. Методическая разработка по окружающему миру по теме: «Организация самостоятельной работы на уроках окружающего мира в малокомплектной школе» Опубликовано 03.01.2012.
  3. Иванов Г. А. Формирование системы экологических знаний в процессе изучения естественно-научных и специальных дисциплин: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1992. — 236 с., с. 23.
Основные термины (генерируются автоматически): экологической культуры, экологической культуры личности, уровня экологической культуры, становления экологической культуры, экологической культуры школьников, формирование экологической культуры, экологической культуры учащихся, культуры предков, Модель становления экологической, условиях устойчивого развития, развитие экологической культуры, уровней экологической культуры, экологической культуры участников, эколого-образовательного проекта, собственной экологической культуры, развития экологической культуры, уровнями экологической культуры, экологических знаний, истоки становления культуры, поднятию культуры личности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос