Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, февраль 2012)

Статья просмотрена: 1639 раз

Библиографическое описание:

Власова Н. В. Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 278-280. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1848/ (дата обращения: 21.09.2018).

Для эффективной организации образовательного процесса, в рамках реализации новых ФГОС, необходима не только современная материально-техническая база, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, но тесное взаимодействие с работодателями.
Каким образом организовать систему подготовки компетентных специалистов, отвечающих большинству требований работодателей. При этом работодатель чаще предъявляет требования к молодому специалисту, относящиеся к общим компетенциям: работать в команде, принимать самостоятельные решения, мобильно перестраиваться, ставить и решать новые профессиональные задачи.
С названных позиций в качестве образовательной стратегии кейсовый метод обучения (case-study) представляется наиболее функциональным.
Кейс-метод — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций (идет формирование проблемы и путей её решения на основании кейса, который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий). [1]
Принципиальные особенности метода исследования ситуаций следующие:
а) центральный пункт – проблема, а не предмет;
б) кейс должен иметь дело с конкретным объектом, а не только с общей теорией;
в) обучаемые обязаны активно участвовать в процессе учения, а не только быть пассивными слушателями;
г) возможно не одно решение проблемы.
Ситуационная методика опирается и включает в себя многочисленные методы преподавания, но предпочтение отдается методам стимулирования и мотивации учебно– воспитательной деятельности. Таким образом, кейс–метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, игровые методы и другие формы и методы преподавания. [2]
Основной принцип метода конкретных ситуаций заключается в инициировании самостоятельного изучения ситуации студентами, формировании их собственного видения проблем и их решения, выработке умения дискутировать и обсуждать ситуацию со своими коллегами, преподавателями. Традиционным, классическим подходом к проведению занятия в технологии «кейс-стади» является разбор ситуации в малых группах с последующей презентацией в общей аудитории, хотя возможен и самостоятельный, индивидуальный письменный разбор ситуаций с последующим обсуждением в аудитории.
Признаки метода case-study:
  1. Наличие модели социально-экономической системы, состояние которой рассматривается в некоторый дискретный момент времени.
  2. Коллективная выработка решений.
  3. Многоальтернативность решений; принципиальное отсутствие единственного решения.
  4. Единая цель при выработке решений.
  5. Наличие системы группового оценивания деятельности.
  6. Наличие управляемого эмоционального напряжения обучаемых.
Технологические особенности метода case-study:
  1. Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.
  2. Метод case-study выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией.
  3. Метод case-study в обучении можно рассматривать как синергетическую технологию, суть которой заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями и т.п.
  4. Метод case-study интегрирует в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.
  5. Метод case-study выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В обычной обучающей проектной технологии идёт процесс разрешения имеющейся проблемы посредством совместной деятельности студентов, тогда как в методе case-study идёт формирование проблемы и путей её решения на основании кейса, который выступает одновременнов виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.
  6. Метод case-study концентрирует в себе значительные достижения технологии «создания успеха». В нём предусматривается деятельность по активизации студентов, стимулирование их успеха, подчёркивание достижений обучаемых. Именно достижение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, формирования устойчивой позитивной мотивации, наращивание познавательной активности.
Основная функция метода case-study – учить студентов решать сложные неструктурированные проблемы, которые не возможно решить аналитическим способом.
Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках экономики, права, обществознания, истории по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников. Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. К кейс технологиям, активизирующим учебный процесс относятся:

Метод инцидента. Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Студенты получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа.

Метод разбора деловой корреспонденции. Студенты получают материал с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения и вопросы, которые позволяют найти решение.
Метод ситуационного анализа. Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Студенту предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности. [3]
В целом ситуационное обучение позволяет решать следующие задачи:
  • научиться принимать верные решения в условиях неопределённости;
  • разрабатывать алгоритм принятия решений;
  • применять полученные теоретические знания для решения практических задач;
  • учитывать другие мнения при принятии окончательного решения.
Несомненным достоинством кейс-метода является развитие системы ценностей, жизненных установок, мироощущения. Метод ситуационного обучения позволяет преодолеть сухость изложения материала: намного интереснее связать историю, обществознание с жизненной ситуацией, чем говорить прописные истины о нравственности и давать классический анализ историческому событию.
Результаты работы с кейсом
Метод кейс-стади имеет очень широкие образовательные возможности. Многообразие результатов, возможных при использовании метода можно разделить на две группы – учебные результаты – как результаты, связанные с освоением знаний и навыков (Освоение новой информации, методов сбора данных, методов анализа. Умение работать с текстом, соотнесение теоретических и практических знаний), и образовательные результаты – как результаты образованные самими участниками взаимодействия, (создание авторского продукта, повышение уровня профессиональной компетентности, появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем). Воздействие метода case-study на формирование личности студента нуждается в дополнительных исследованиях. Однако, опираясь на мировой опыт, можно утверждать, что этот метод способствует формированию таких качеств будущего специалиста, в которых нуждается рыночная экономика. Ниже представлена конкретная корреляция между отдельными качествами будущего специалиста и возможностями воздействия метода case-study на их формирование [4]

Качества специалиста Их характеристика

Воздействие метода case-study на их формирование

Способность принимать решения

Умение вырабатывать и принимать модель конкретных действий

Сопоставление и оценка достоинств и недостатков различных ситуаций, выделение логики развития ситуации

Способность к обучению

Способность к поиску новых знаний, овладение умениями и навыками самоорганизовывать своё обучение

Постоянный поиск новой информации в процессе анализа ситуации

Системное мышление

Способность к целостному восприятию объектов в их структурно-функциональной выраженности

Всестороннее осмысление ситуации, её системный анализ

Самостоятельность и инициативность

Умение индивидуально вырабатывать и активно реализовывать решения

Высокая индивидуальная активность в ситуациях неопределённости

Готовность к изменениям и гибкость

Желание и способность быстро ориентироваться в изменившейся ситуации, адаптироваться к новым условиям

Выработка поведения в постоянно меняющихся ситуациях анализа

Коммерческая и деловая ориентация

Установка на продуктивную деятельность по достижению практического результата

Постоянный поиск ответа относительно практического результата в ситуации

Умение работать с информацией

Способность искать информацию, проводить её анализ. Переводить её из одной формы представления в другую

Постоянный поиск, выделение, классификация, группировка, анализ и представление информации

Упорство и целеустремлённость

Умение отстоять свою точку зрения, перебороть противодействие со стороны партнёров

Умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения

Коммуникативные способности

Владение словом и неязыковыми средствами общения, умение вступать в контакт

Постоянное высказывание своей позиции, умение слушать и понимать собеседника

Способность к межличностным контактам

Способность производить благоприятное впечатление на партнёра по взаимодействию

Постоянное стремление произвести хорошее впечатление на преподавателя и других студентов

Проблемность мышления

Способность видеть проблемы

Поиск проблемы и определение её основных характеристик

Конструктивность

Способность вырабатывать модели решения проблем

Поиск путей разрешения проблемы в кейсе

Этичность

Владение этическими нормами и правилами нравственного поведения в условиях коллективного взаимодействия

Постоянное коллективное взаимодействие, конкуренция


Проведение занятия в методе «кейс-стади» меняет всю систему отношений в учебном процессе: «преподаватель – студент», «студент – учебный материал», «студент – другие студенты». Студент нацелен на конструктивный диалог с преподавателем и студентами, способность высказывать и отстаивать свою точку зрения. Такой подход в целом повышает эффективность обучения, приближая его к будущей практической деятельности. Таким образом, метод кейс-стади – это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студента и преподавателя.

Литература:
  1. Деркач А. М. Кейс-метод в обучении // Специалист. - 2010. - N 4. - С. 22-23.
  2. Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.
  3. . Метод кейс решений (case-study) – создание кейсов, обсуждение кейсов, анализ, проблема. – http://www.cases.ru/,

  4. Кейс метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). – www.casemethod.ru

Основные термины (генерируются автоматически): решение, способность, студент, умение, ситуация, принятие решения, коллективное взаимодействие, образовательный процесс, практический результат, системный анализ.

Похожие статьи

Технология коллективного взаимодействия как способ развития...

Системный анализ технологии КСО предпринят Г. К. Селевко.

4. Принятие группового решения.

При таком взаимодействии решение каждой отдельной группы оказывается приближенным к единому решению всего коллектива.

Кейс-метод на практических занятиях как акселератор...

принятии правильного решения на основе группового анализа ситуации. Индивидуальная самостоятельная работа студентов с материалами кейса, представленными в виде текста по следующему плану.

Подготовка будущего учителя к взаимодействию...

‒ овладеть разнообразными формами и методами организации взаимодействия с участниками образовательного процесса; ‒ развить умения моделировать взаимодействие в социуме. В результате освоения данной дисциплины студенты получают умения и навыки организации...

Ситуационная задача как средство оценивания уровня...

В результате акцент образовательного процесса переносится на контрольно-оценочную составляющую, позволяющую систематически отслеживать

При решении ситуационной задачи преподаватель и студенты преследуют разные цели: для студентов — найти решение...

Внедрение метода «кейс-стади» для развития компетенции...

 формировать практические умения и навыки принятия решения;  повысить мотивацию студентов к получению практических знаний. Студенты станут более самостоятельными, уверенными, коммуникативными в приобретении практический умений, навыков...

ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Анализ форм и методов обучения, способствующих...

Использование метода проблемного обучения способствует овладению общепрофессинальными умениями и способами действия, побуждает студентов делать сравнение, обобщение, анализ ситуации, искать собственное решение.

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе...

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы

 технологии, основанные на создании учебных ситуаций (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)

Актуальность проблемы принятия управленческих решений...

[3] Для среднестатистической образовательной организации ситуация несколько лучше, т. к. последствия не так критичны и очевидны.

Реализация на практике личностных возможностей каждого члена педагогического коллектива в процессе принятия управленческого решения...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Технология коллективного взаимодействия как способ развития...

Системный анализ технологии КСО предпринят Г. К. Селевко.

4. Принятие группового решения.

При таком взаимодействии решение каждой отдельной группы оказывается приближенным к единому решению всего коллектива.

Кейс-метод на практических занятиях как акселератор...

принятии правильного решения на основе группового анализа ситуации. Индивидуальная самостоятельная работа студентов с материалами кейса, представленными в виде текста по следующему плану.

Подготовка будущего учителя к взаимодействию...

‒ овладеть разнообразными формами и методами организации взаимодействия с участниками образовательного процесса; ‒ развить умения моделировать взаимодействие в социуме. В результате освоения данной дисциплины студенты получают умения и навыки организации...

Ситуационная задача как средство оценивания уровня...

В результате акцент образовательного процесса переносится на контрольно-оценочную составляющую, позволяющую систематически отслеживать

При решении ситуационной задачи преподаватель и студенты преследуют разные цели: для студентов — найти решение...

Внедрение метода «кейс-стади» для развития компетенции...

 формировать практические умения и навыки принятия решения;  повысить мотивацию студентов к получению практических знаний. Студенты станут более самостоятельными, уверенными, коммуникативными в приобретении практический умений, навыков...

ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Анализ форм и методов обучения, способствующих...

Использование метода проблемного обучения способствует овладению общепрофессинальными умениями и способами действия, побуждает студентов делать сравнение, обобщение, анализ ситуации, искать собственное решение.

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе...

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы

 технологии, основанные на создании учебных ситуаций (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)

Актуальность проблемы принятия управленческих решений...

[3] Для среднестатистической образовательной организации ситуация несколько лучше, т. к. последствия не так критичны и очевидны.

Реализация на практике личностных возможностей каждого члена педагогического коллектива в процессе принятия управленческого решения...

Задать вопрос